Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Шандор Соколаи

ГЛАВНОЕ - ОПЕРА

 

 

Создание оперы в наши дни - занятие не слишком благодарное. Трудиться, как правило, приходится многие месяцы, а то и годы, между тем как шансов на постановку, тем более в солидном театре - немного, а шансов на успех - не больше, чем на выигрышный билет в лотерее. Тем большего признания заслуживают те музыканты, которые, несмотря на все препятствия, остаются верными опере и - добиваются успеха.
Таких мастеров немного, и удается это только самым талантливым, тонко и чутко ощущающим специфику сценического жанра в наши дни. Среди таких вот мастеров -венгр Шандор Соколаи. Имя его известно советским любителям музыки, ибо первая же опера композитора - „Кровавая свадьба" (по Гарсиа Лорке) шла в начале семидесятых годов и у нас. С этим же произведением связана и международная известность венгерского мастера - увидев свет рампы в Будапеште в 1964 году, „Кровавая свадьба" на протяжении следующего десятилетия ставилась с неизменным успехом на десяти лучших европейских сценах. Да и сам композитор, не так давно, отвечая на вопрос о своем композиторском стаже, назвал в качестве его начальной, исходной точки именно дату постановки „Кровавой свадьбы".

Между тем к моменту той памятной премьеры стаж его был уже довольно солидным. Он относится к так называемому среднему поколению композиторов своей страны, вышедшему на арену музыкальной жизни в конце пятидесятых годов. Учился он в Высшей музыкальной школе в Будапеште у Ф. Сабо и Ф. Фаркаша, пользовался и советами 3. Кодая, работал некоторое время на радио, но основное внимание сосредоточил на творчестве. С тех пор и поныне он обращается к самым различным жанрам, написал множество ораторий, кантат, камерно-инструментальных сочинений, инструментальные концерты, но. за ним прочно закрепилась репутация именно оперного композитора. Столь велик был успех его первенца. Однако приход в театр был в некотором смысле предопределен для Соколаи. Сам он говорит об этом так: „Уже со времени создания оратории „Огненный март" на стихи А. Ади, а затем кантат, я жил, очарованный музыкой, которая связана с определенным текстом, словом. Она-то и помогла мне подойти к созданию первой оперы, которая лучше, чем другой жанр, могла бы выразить мои замыслы. То есть сама жизнь привела меня к ней, я не искал -она нашла меня. Опера - моя любовь, которая неизменна. Мне кажется, что жизнь, во всем ее многообразии, всю сложность отношений людей особенно ярко можно отразить именно в опере, в театральном сценическом музыкальном действии, где главенствуют законы драматургии. Опера способна передать глубину переживаний, я придаю ей большую роль в усилении воздействия музыки на человека".

Оперный композитор Ш.Соколаи

Этот принцип определил и музыкальный язык, и другие выразительные средства „Кровавой свадьбы" - произведения страстно драматического, не следующего никаким канонам и догмам, столь широко распространенным в европейской музыке в пору ее создания. Пожалуй, ближе всего по языку она к экспрессионизму Альбана Берга, к его трагическому „Воццеку", но при этом композитор сохраняет и индивидуальное своеобразие, и приметы „времени и места" - в данном случае дух первоисточника. Столь же самобытны и следующие его две оперные партитуры, также получившие широкое признание: „Гамлет" (1968, по бессмертной трагедии Шекспира), „Самсон" (1973, по одноименной драме Пасло Немета). Говоря о центральной идее этой триады, автор отмечал: „В „Кровавой свадьбе" я описал конфликт между чувством и разумом, в „Гамлете" - расхождение между мыслью и поступками, в „Самсоне", в основе которого лежит библейская легенда, - противоречие личности и общества, порождаемое верностью человека его призванию. Больше всего в жизни меня интересует конфликт, эмоциональный взрыв, столкновение, борьба - все то, без чего немыслима жизнь".

Примечательно и отношение композитора к проблеме взаимоотношений автора музыки и его аудитории. „Меня, помимо своего собственного мнения о сочинении, очень интересует реакция публики. Конечно, при условии, что ей надо служить, а не прислуживать. Так, например, заведомо ясно, что Мир испанской музыки, наполненный вулканическими вспышками, нельзя было перенести из „Кровавой свадьбы" в „Гамлета". Обращаясь к шекспировской теме, я хотел познать жизнь с ее различных сторон. То же желание руководило мной и в- „Самсоне". В чем-то сюжет его родствен „Кровавой свадьбе", особенно своими мощными эмоциональными взрывами, в то время как его философское содержание сравнимо с „Гамлетом". Следовательно, в этом смысле я действительно шел к синтезу. Мне кажется, что в „Самсоне" мною сделан шаг вперед. В „Гамлете" я был еще литературным композитором, в „Самсоне" снова стал композитором театральным. Я доволен тем, что моя опера доступна, потому что в оперном жанре это самое главное. Важны не те тонкости, которые умозрительно замечает только специалист, важно то, что простой любитель музыки может услышать незамедлительно".

Для создания следующей, четвертой оперы "Ессе homo" Соколаи понадобился перерыв более чем в десятилетие, но и тут он остался верен своим основным принципам. В основу произведения легла известная новелла греческого писателя Н. Казанздакиса „Возрожденный Христос"; либретто написал сам композитор. Сложный сюжет, сочетающий библейские мотивы и сцены из реальной жизни персонажей, большая продолжительность сочинения (около трех с половиной часов) не помешали Соколаи создать произведение, полное глубокого лиризма и философской насыщенности, захватывающее от начальной до последней сцены. Первые же представления сценической „оратории - страстей", как определил композитор жанр сочинения, прошли под управлением самого Соколаи в конце 1986 года.

Итак, Шандор Соколаи - оперный композитор, и притом весьма преуспевающий. Однако такое амплуа узкого специалиста ему не по душе. Он утверждает, что „никогда не собирался быть оперным композитором: волею судьбы я стал им, возможно, потому, что мое первое сочинение было театральным". И Соколаи, продолжая трудиться над большими сценическими работами, как и прежде, создает и произведения в самых разных жанрах. В частности, среди работ последнего десятилетия особенно удачным стал его Первый струнный квартет, Концерт для оркестра. Словом, более пристальное знакомство с творчеством талантливого мастера, находящегося в расцвете таланта, несомненно принесет немало открытий для наших слушателей.