„В творчестве любого композитора всегда ценна прежде всего национальная
определенность, и я с радостью отмечаю, что Р. Бойко удивительно чутко
сумел отразить в своих произведениях интонации русской народной песни".
Так отзывался о своем ученике Арам Ильич Хачатурян, нащупав самую сердцевину
своеобразного дарования молодого музыканта.
В юности он прошел отличную школу. Рано обнаружились его музыкальные склонности.
Он выделялся среди своих сверстников по детскому хору при знаменитой Ленинградской
хоровой капелле. Ростислав Бойко и с годами не забывал родного города
и своего первого наставника Палладия Андреевича Богданова. Уже зрелым
мастером в 1978 году он напишет Вторую симфонию с таким посвящением: „Светлой
памяти отца и матери композитора, а также всех тех, кто в годы войны и
послевоенные годы защищал и восстанавливал город Ленинград".
Но его художественное становление как композитора связано прежде всего с Москвой. Здесь он занимался в Хоровом училище под руководством А. В. Свешникова, а затем в консерваторском классе Арама Хачатуряна.
На протяжении многих лет Ростислав Бойко работает напряженно и плодотворно.
По самой своей сути его музыка глубоко демократична, страстное музыкальное
слово обращено не к избранным эстетам, но к широкому слушателю. Такова
его принципиальная позиция при полной свободе владения всеми современными
выразительными средствами. На это обращал внимание Евгений Светланов,
неоднократно включавший произведения композитора в свои концертные программы:
„Я беру на себя смелость говорить от имени слушателя, для которого пишут
композиторы, в том числе и Ростислав Бойко. А как показывает жизнь, слушателю
музыка Бойко, безусловно, нравится. Богатство мелодического начала, богатство
ритмического начала, богатство полифонического начала - все это налицо
в музыке Бойко. Все эти „начала" сплавлены собственным отношением
к материалу, собственным „лица необщим выраженьем". В своем творчестве
композитор непоколебимо находится в русле развития великих традиций русской
и советской музыкальной классики".
И надо сказать, что в наше время бурных композиторских катаклизмов нужно
обладать немалой творческой смелостью, чтобы сохранять верность традициям.
Бойко остается верен себе, обращаясь к разным жанрам, ему чужда экспериментаторская
игра звуками, его никогда не оставляет чувство высокой художнической ответственности.
К числу значительных удач принадлежит оратория „Василий Теркин",
вобравшая многие характерные признаки его творческого почерка и заслужившая
высокую оценку Д. Шостаковича: „Музыкальное воплощение образа легендарного
Василия Теркина -сложная и ответственная задача для композитора. Этот
герой очень прочно вошел в нашу жизнь, и каждый представляет его себе
по-своему. Передать своеобразный дух поэта Александра Твардовского и богатый
внутренний мир его героя, не впадая при этом в иллюстративность, можно
лишь глубоко проникнув в поэтический строй произведения, постигнув те
жизненные истоки, которыми вдохновлялся замечательный поэт. Ростиславу
Бойко удалось найти свой ключ решения этой трудной темы. В своей музыке,
отмеченной широкой напевностью, ритмической и жанровой характерностью,
он опирается на народно-песенный фундамент. Нельзя не отметить в оратории
органичного сочетания мужественно-эпических и лирических эпизодов, умелого
использования красок симфонического оркестра, отличного владения средствами
хорового письма. Все это по праву привлекло к оратории внимание исполнителей
и слушателей".
Кроме всего прочего, Ростислава Бойко отличает первоклассный поэтический вкус. И в хоровых, и в камерно-вокальных сочинениях он обращается к таким высоким образцам, как стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Твардовского, Исаакяна, Гамзатова. На стихи Маяковского и Багрицкого создана его хоровая симфония „1917 год". Хор -вечная страсть композитора: сказывается пора детства и юности. В середине восьмидесятых годов прозвучали „Семь хоров на стихи Есенина". И тут он не изменяет себе. Как пишет композитор А. Николаев, „при всей изобретательности и сложности хорового письма, оно естественно и гармонично, а известные трудности всегда оправданны, а потому легко преодолимы. Хоровую музыку Р. Бойко хочется назвать традиционной, вкладывая в это понятие сугубо положительный смысл, имея в виду прежде всего ее причастность к величайшим достижениям русской и советской музыкальной классики, к дальнейшему ее развитию".
Бойко написал немало произведений в разных жанрах, и в частности, его
перу принадлежат симфонии, кантата „Птица-тройка", сюита „Звоны",
оркестровые рапсодии, инструментальные пьесы. Особое внимание композитор
уделяет музыке для детей. Оперы „Станция Заваляйка", „Песенка в лесу",
более двухсот песен, хоры, фортепианные пьесы - все это пользуется огромной
популярностью у нашей детворы, с успехом исполняется за рубежом. Он умеет
разговаривать с детьми на простом и в то же время серьезном музыкальном
языке. Редкое качество. По справедливому замечанию М. Картавцевой, „главная
мысль, пронизывающая творчество Ростислава Бойко, - это мысль о воспитательной
роли музыки. Укрепить в подрастающем поколении чувство патриотизма, нравственную
стойкость, взыскательный художественный вкус - вот в чем видит композитор
свое призвание". Собственно, эти слова можно отнести и ко всему творчеству
видного мастера современной советской музыки.