Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Рихард Таубер

«НЕМЕЦКИЙ КАРУ3О»

 

 

Так прозвали в Европе Рихарда Таубера -одну из легендарных фигур на оперном горизонте первой половины нашего века. В эпоху истинно великих теноров - Беньямино
Джильи, Тито Скипы, Лео Слезака, Лаурица Мельхиора, Яна Кепуры и других корифеев -он сумел не только встать в один ряд с этой плеядой, но и, по мнению многих, стать первым среди равных по популярности. Причем прославился он отнюдь не какими-то необычайными качествами своего голоса -в силе и широте диапазона он, напротив, уступал многим современникам; его широчайшая известность основывалась на красоте тембра и проникновенной музыкальности. „Сегодня, когда главным достоинством тенора считается высокое до, трудно представить себе, что один из величайших теноров с трудом брал даже высокое си, -замечал несколько лет назад один из критиков ФРГ, рецензируя очередное переиздание его записей. - Тем более неподражаемо воздействовала на слушателей завораживающая красота его среднего регистра, отличавшегося необычной баритональной окраской и мягкой лиричностью, сияющим тембром, за который Таубер получил прозвище „шмальцтенор". И конечно - совершенная техника, музыкальность, выразительность". Добавим к этому несомненное актерское дарование, и, наконец, быть может, самое важное обстоятельство -необычайную разносторонность певца, в равной мере посвящавшего себя и опере, и оперетте, и концертной деятельности, и кино.

Недолгая жизнь Таубера была заполнена музыкой до краев - от начала до конца. Он родился в семье актеров - опереточной субретки Элизабет Денеми и драматического актера и певца Рихарда Антона Таубера -в гостином дворе „У черного медведя" в Линце. В юные годы будущий певец немало попутешествовал с родителями по провинциальным городам Австро-Венгрии и вырос, в буквальном смысле слова, за кулисами. Школу мальчик посещал в Линце, Граце, Праге, Берлине, потом воспитывался в интернате в Зальцбурге. Дольше всего он занимался в Висбадене, где его отец стал в 1903 году главой придворного театра, а сын посещал реальную гимназию. Помыслы его были далеки от „реальных" наук, обращены к музыке, и репетитор театра, а впоследствии известный дирижер Артур Ротер уже тогда обнаружил, что у мальчика незаурядный талант.

Рихард Таубер

Первая попытка оказалась безуспешной. Специалист по отбору голосов при Венской опере, услышав молодого певца, вынес неутешительный вердикт: „Голос тоненький, безнадежен." Это, казалось, изменило планы Рихарда Таубера или, как его тогда еще звали - Эрнста Зейферта (псевдоним он выбрал позднее). Он поступил во Франкфуртскую консерваторию и начал заниматься по трем специальностям - фортепиано, дирижированию и композиции; позже он продолжил учебу во Франкфурте. Все три эти профессии, освоенные им, позже пригодились, но на первое место вновь вышел вокал. Во Фрайбурге он познакомился с педагогом Карлом Байнесом, который, наконец, признал его данные, научил его технике дыхания, секретам плавного легато, помог проникнуть в стилистический мир Моцарта. И когда в 1912 году отец стал интендантом Городского театра в Хемнице, ему не составило труда устроить для сына сценический дебют. Впервые он выступал перед публикой 2 марта 1913 года как Тамино в „Волшебной флейте". Успех был достаточен, чтобы получить ангажемент на пять лет в Дрезденской опере.

Очень скоро Таубер вышел в лидеры труппы, овладел широким репертуаром, который включал оперы Моцарта, Пуччини, Верди, Бизе, Сметаны. Вскоре Таубер получил титул каммерзенгера, в 1918 году его контракт был продлен еще на пятилетие, но после окончания мировой войны он уже не мог ограничивать себя столицей Саксонии и перебрался в одну из музыкальных столиц Европы - Вену. Его первые выступления здесь - на сценах Государственной и Народной опер - прошли с таким триумфом, что Государственая опера даже согласилась заплатить солидную неустойку своему дрезденскому собрату.

Начинается пора бурного расцвета таланта Таубера. Он покоряет одну за другой столицы европейских стран, выступает на только что основанном Зальцбургском фестивале в роли Дона Оттавио („Дон Жуан"), поет в ансамбле с лучшими артистами того времени, такими, как Дузолина Джианини, Гертруда Янсен, Маттиа Баттисти-ни, Лотта Леман, Альфред Егер, Александр Кипнис, сотрудничает с крупнейшими дирижерами, специально приглашающими его для участия в постановках „Кармен", „Сельской чести", „Дон Жуана", „Фауста", „Тоски", „Богемы", „Травиаты", „Чио-Чио-сан".
Между тем еще в начале двадцатых годов, публика открывает для себя новый облик Таубера - непревзойденного мастера оперетты. Во многом его увлечению этим жанром способствовала тесная дружба с Францем Легаром. Началось все с дебюта во „Фраските". Уже наутро после спектакля неприметная песенка о голубом небе стала настоящим шлягером в Вене. С тех пор Тауберу приходится постоянно делить свое время между двумя соперничающими музами - серьезной и легкой. На протяжении многих лет он поет по контракту три месяца в Берлинской опере, три - в Венской, а оставшиеся полгода отдает оперетте, концертам, съемкам. Его сотрудничество с Легаром, по сути, превращается в совместное творчество. „Его голос я слышу всегда, садясь сочинять", - говорил Легар. И в ряде лучших оперетт мастера недаром обязательным становится включение большой арии, получившей определение „Таубер-лид" -„Песня Таубера". Иногда он пел эти свои арии по два, три, а то и четыре раза кряду, чтобы удовлетворить требования публики. И всякий раз - по-разному. Так было в „Паганини", „Царевиче", „Фридерике". Знаменитый дирижер, друг Рихарда Штрауса Клеменс Краус назвал Таубера лучшим оперетточным певцом в истории.
Не правы, однако, те критики, которые упрекали артиста в измене опере с легкой
музой. В двадцатые годы его „хватало" и на - то и на другое, притом, и в опере, и в оперетте он пел с полной отдачей, с одинаковым благородством и чувством стиля. „Его искусство, - свидетельствовал критик, -облагораживало самую банальную музыку и пробуждало достоинства в самых сентиментальных песенках". Сам же артист говорил: „Я горд и счастлив, что именно Моцарт и оперетта - два полюса моей художественной деятельности".

В конце двадцатых годов это равновесие несколько пошатнулось. Длительная болезнь (артрит) заставила Таубера несколько сократить свою деятельность и расстаться с берлинским театром. Но он сумел победить недуг, и в конце 1929 года преподнес новый триумф своему другу Легару, исполнив главную роль в новой редакции его оперетты „Желтая кофта", получившей теперь название „Страна улыбок". В начале тридцатых годов австрийский певец покорил Америку: „Его голос - это расплавленное золото", -восклицал критик журнала „Нью-Йоркер" после его дебюта. Тогда же он начинает сниматься в кино (главным образом в развлекательных музыкальных фильмах режиссера Макса Райхмана). И конечно -записи. Быть может, Таубер в большей степени, чем любой из его современников обязан своей славой грампластинке. Ведь им сделано более 700 записей - для той поры цифра беспримерная! Чего только нет в этом объемистом каталоге - и оперные арии, и фрагменты из оперетт, и популярные песенки, и жемчужины фольклора. Они и сегодня, спустя десятилетия, в эру сверхсовершенных записей, вновь и вновь переиздаются, сохраняя жизнь имени Рихарда Таубера, его искусству.

Последнее десятилетие жизни любимца Вены выдалось нелегким. В марте 1938 года он в 230-й раз выступил на сцене Венской государственной оперы. Аншлюс заставил его бежать из страны. Сначала - гастроли в далекой Австралии, которую он исколесил вдоль и поперек, потом Южная Африка, наконец - Лондон, погруженный в сумрак военного затемнения. Но артист не падает духом. Томас Бичем приглашает его на свои постановки моцартовских опер, и англичане аплодируют его Бельмонту, Тамино, дону Оттавио.

Талант Таубера раскрывается разными своими гранями. По приглашению того же Бичема он занимает пост дирижера воскресных концертов Лондонской филармонии, и каждый сезон проводит десятки концертов, в которых звучат самые разнообразные сочинения. В одной из программ состоялась премьера симфонической сюиты Таубера „Солнечный свет". А для английской сцены он пишет свою вторую оперетту „Старый Челси" (первая, „Поющая мечта", сочинена была еще в Вене). Руководя небольшой труппой, Таубер ставит здесь и „Старый Челси", и оперетту „Пора цветения" по мотивам музыки Шуберта; с этими двумя спектаклями он объездил всю страну, выступая и как дирижер, и как певец. Когда в шубертовском зингшпиле Таубер выходил на сцену, садился за рояль и под собственный аккомпанемент начинал петь, восторгу слушателей не было предела.
Карьера Рихарда Таубера завершилась в Лондоне прощальным спектаклем „Дон Жуан"; он оставался так же безупречен в роли дона Оттавио, но силы его были на исходе. Артист успел еще съездить на материк, повидаться со старым другом Легаром, пережившим его лишь на несколько месяцев. Эпоха в истории вокальной музыки, в истории оперетты завершилась. Голос Рихарда Таубера остается с нами.