Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература



Книги, литература, ноты

 

Анна Томова-Синтова

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПЕВИЦА

 

 

Видимо, не случайно нам приходится рассказывать на страницах нашего издания о двух замечательных болгарских певицах: „феномен вокальной Болгарии" вот уже несколько десятилетий находится в поле зрения специалистов и любителей оперы. И, пожалуй, сопоставление фигур Гены Димитровой, о которой вы читали в майских материалах, и Анны Томовой-Синтовой, о которой пойдет речь сейчас, - отнюдь не помогает прояснить истоки этого явления, а скорее, делает его еще более загадочным. Ведь если первая из названных певиц по праву считается прежде всего королевой итальянской оперы, то вторая поражает, быть может, прежде всего универсальностью своего таланта.
Бесспорно, отчасти последнее обстоятельство можно объяснить случайностью. Четверть века назад совсем молодую артистку услышал один из специалистов по голосам вокалистов из ГДР и предложил ей контракт в Лейпцигской опере. Точнее, даже
*е в самом театре, а в его оперной студии, -де она за полтора следующих года подготовила немало самых разных партий - и больших, и скромных, в совершенстве овладела немецкой вокальной традицией и быстро выдвинулась в число ведущих солисток - уже не студии, а театра. Но, несомненно, все это было бы едва ли возможно без фундаментальной профессиональной и общекультурной подготовки.

Такая подготовка у молодой певицы была. Она выросла в городе Стара Загора, в интеллигентной семье, унаследовала любовь к музыке от матери, которая пела в хоре оперного театра, рано начала бывать на спектаклях, в одном из которых еще четырехлетней девочкой вышла на сцену в качестве ребенка несчастной мадам Баттерфлай. С шести лет Анна начала учиться игре на фортепиано, и не оставила занятий даже тесле того, как окончательно решила стать певицей; сегодня, как и всегда, она проводит за инструментом долгие часы, вникая в детали аккомпанемента, тех оперных партий, которые ей предстоит петь; практически, певица не нуждается в концертмейстере. В консерваторию она поступила, считая, что у нее меццо-сопрано, но постепенно выдающиеся педагоги - Г. Златев-Черкин и К. Спиридонова выявили ее подлинный, сопрановый диапазон, посвятили ее в секреты звукоизвлечения, привили ей умение проникать в замыслы самых различных композиторов.
После завершения четырехлетнего курса обучения и двух лет занятий в аспирантуре Томова дебютирует на сцене партией Татьяны в „Евгении Онегине". Успех сопутствовал ей и в Софии, и в родной Стара Загоре. Наставник, профессор Златев-Черкин говорил тогда: „Анна - певица с мировым будущим, она будет гордостью лучших оперных сцен мира. Я искренне убежден в высоких достоинствах ее, в ее музыкальности и артистичности, которые сочетаются со сценическим обаянием и обеспечивают ей успех". Опытный мастер не ошибся.

Первое десятилетие профессиональной карьеры певицы было отмечено неуклонным творческим ростом и стремительным восхождением по лестнице славы. Оставаясь до 1972 года солисткой Лейпцигской государственной оперы, Томова-Синтова (вторую фамилию она взяла по мужу) овладела широким и разнообразным репертуаром: пела в „Обероне", „Набукко", „Женщине без тени", „Мадам Баттерфлай", „Волшебной флейте". Немалое влияние на формирование ее таланта оказали и дирижер Р. Ройтер и режиссеры Г. Лозе и И. Герц: под их воздействием ее пение с каждым годом, с каждой новой ролью становилось все полнокровнее, актерская игра - все более естественной и правдивой. Пожалуй, главной вехой начального этапа ее карьеры стало исполнение партии Виолетты в 1968 году, получившее высокую оценку и публики, и многочисленных критиков со всей Европы, собравшихся в Лейпциге на премьеру. За этим последовали новые яркие образы, созданные Томовой, -Арабелла, Донна Анна, Леонора („Трубадур"), Дездемона, Манон Леско (в опере Пуччини). О зрелости таланта певицы свидетельствовали и высокие награды, полученные ею на международных конкурсах в Софии и Рио-де-Жанейро.

Новый этап ее биографии начался в 1972 году, когда по приглашению Тео Адама певица переезжает в Берлин и становится солисткой Немецкой государственной оперы. Очень скоро ее репертуар пополняют партии Графини („Свадьба Фигаро"), Фиорди-лижи („Так поступают все женщины"), Ариадны („Ариадна на Наксосе"), Аиды, Тоски. Ширится и мировое признание артистки, с возрастающей интенсивностью гастролирующей по всему миру. Еще в 1973 году она впервые сотрудничает с Г. Караяном, пригласившим ее для постановки мистерии К. Орфа „Комедия на конец времени" в
Зальцбург; с этого момента болгарская певица стала одной из любимиц великого дирижера, регулярно выступая в операх и концертах под его управлением. Вместе с мировыми звездами сцены она поет Эльзу в „Лоэнгрине", Графиню в „Свадьбе Фигаро", Елизавету в „Дон Карлосе", участвует в исполнении „Магнификата" Баха, „Те Деума" Брукнера, Реквиема Моцарта, „Немецкого реквиема" Брамса, Девятой симфонии и Торжественной мессы Бетховена.i И еще одна, пусть краткая творческая встреча осталась в ее памяти навсегда. В Зальцбурге ей посчастливилось спеть цикл „Четыре последние песни" Р. Штрауса с великим Карлом Бемом: престарелый маэстро остался доволен совместной работой.
Середина семидесятых годов - время триумфального восхождения Томовой-Синтовой на вокальный Олимп. С неизменным триумфом она выступает на сценах ГДР и ФРГ, поет в „Ла Скала", „Ковент-Гардене", „Метрополитен-опера", удостаивается высоких наград и на своей первой родине -Болгарии, и в ГДР. Пожалуй, особенно знаменательными на творческом пути артистки были гастроли в „Гранд-опера", где она спела Леонору. „Премьера в Париже, -признавалась певица, -' радостна для меня тем, что опровергает мнение одного из критиков по поводу моих возможностей как исполнительницы опер Верди. До недавнего времени меня называли „певицей немецкой оперы", „моцартовской певицей", „штраусовской певицей". Я горела желанием показать, что являюсь и итальянской певицей. И защитила свою репутацию Тоской, Аидой, Елизаветой, Баттерфлай, но более всего -Леонорой - сначала на сценах США, а теперь и в Париже". Увы, советская аудитория знает Анну Томову-Синтову, как и ее не менее великолепную соотечественницу Гену Димитрову, лишь по немногим, чаще всего эпизодическим выступлениям. Давно, еще делая только первые шаги на пути к мировой сцене, она спела в Большом театре Баттерфлай. С тех пор было еше немало встреч, но все они носили, увы, мимолетный характер.
Сегодня, как и все последнее десятилетие, Анна Томова-Синтова по праву считается одной из лучших певиц современности. Критики, единые в восторженной оценке ее голоса, артистизма, вкуса, называют певицу наследницей, продолжательницей таких звезд, как Мария Каллас и Элизабет Шварцкопф, наследницей, сумевшей во многом соединить лучшие черты обеих в одном лице. Строгий Караян, открывший за свою долгую жизнь немало выдающихся вокалистов, признавался: „Анна Томова-Синтова для меня - самый большой талант, который я встретил за последнее десятилетие".