Ежегодник - В мире музыки - 1991г.

Музыкальная литература

С.Прокофьев - ноты



Биография, жизнь и творчество композитора С.Прокофьева

 

 

ЖИЗНЬ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА

1 2 3 4 5 6 7 8

 

 

Как ни странно, но точная дата рождения композитора до последнего времени была предметом обсуждений и сомнений. Дело в том, что в своей „Автобиографии" Сергей Прокофьев записал: „Родился я (по старому стилю) 11 апреля, в среду в 5 часов дня. Это выходило - спустя сто дней в году. По новому стилю 11 апреля равнялось 23-му, не 24-му, как ошибочно высчитали некоторые". Между тем метрическое свидетельство, выданное Екатеринославской духовной консисторией, гласило: „Тысяча восемьсот девяносто первого года рожден пятнадцатого апреля, и крещен двадцать третьего июня, Сергей; родители его: московский почетный гражданин Сергей Алексеев. Прокофьев и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные. Крестил священник Андрей Павловский с псаломщиком Евфимием Соколовским. Восприемниками были: харьковский купец Петр Алексеевич Прокофьев и петербургского придворного служителя Григория Жидкова дочь - девица Татиана Григорьева".
В тот период отец будущего композитора, Сергей Алексеевич Прокофьев, занимал место управляющего большим имением Сонцовка, расположенным в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. «Сонцовка, - как рассказывал Сергей Сергеевич, - лежала при слиянии двух речек: Солёненькой (или по-украински Солоненькой) и Шурова ручья. Летом они скромно вились по дну довольно глубоких балок и даже совсем пересыхали, весной же развивались в бурные потоки, сносившие плотины и самодельные мосты. По этим балкам, поросшим тополем, вербой и вишней, вытянулись улицы села; там же, где речки сближались, на плоской низине раскинулся огромный господский сад гектаров в двадцать. Дом со службами стоял несколько в стороне, на косогоре, и был окружен другим, малым садом в гектар или два, обнесенным каменным забором, через который, впрочем, каждый мог перелезть. Родители мои приехали через семнадцать лет после освобождения крестьян. Земля была выделена последним довольно причудливым рисунком: чтобы перейти из малого сада в большой, надо было пересечь крестьянский выгон; иная улица начиналась постройками, в которых жили служащие экономии, а затем продолжалась крестьянскими хатами; я никогда не знал, что крестьянское, что „наше"».

Здесь прошло детство композитора. Оно было окрашено не только в типично деревенские, но и музыкальные тона. И в первую очередь, благодаря матери. Мария Григорьевна была неплохой пианисткой: „Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку".

Композитор Сергей Прокофьев

Под музыку он формировался и появившись на свет. Сперва этот процесс носил, так сказать, пассивный характер, что вполне естественно: „Одним из первых моих воспоминаний о музыке было следующее: вечер, я лежу в кровати, а вдалеке, комнаты за четыре просторного деревенского дома, слышна соната Бетховена или вальс Шопена. Это играет мать, меня же уложили спать. но мне спать не, хочется и я лежу и слушаю".
Но у матери, к счастью, оказались и педагогические способности. Именно она привила сыну первые навыки фортепианной игры. Дело подвигалось с обнадеживающей быстротой. Вскоре обнаружилась склонность мальчугана к сочинению. Первым шагом стала маленькая пьеса под названием „Индийский галоп". Тогда в Индии был голод, взрослые обсуждали эту тему. Вот впечатления Сережи и отразились в музыкальной форме. Отец был руководителем сына по общеобразовательным предметам - русскому языку, математике, иностранным языкам. Однако музыкальные интересы превалировали.

 

1 2 3 4 5 6 7 8