Васко Мариз - Эйтор Вила Лобос

Творчество

Вилла Лобос (ноты)



Биография, жизнь и творчество бразильского композитора
ноты для фортепиано, гитары

 

БАЛЕТЫ И СИМФОНИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ

 

 

Первый опыт Вила Лобоса в области балета видимо относится еще к 1902 году, когда он сочинил «Сюиту глубинных песен». После ряда произведений, менее интересных или быстро устаревших, Вила Лобос сочинил в 1917 году два значительных балета: «Уирапуру» и «Амазонка», причем последний представляет собою новую версию симфонической поэмы «Миремис». Эти два рядом написанных произведения коренным образом отличаются друг от друга. В «Уирапуру» слышится поэзия бразильских девственных лесов; «Амазонку» же характеризует первобытная дикость. По словам Мариу де Андрадеоркестр в ней «с трудом прокладывает путь, ломая ветви, ниспровергая деревья и попирая тональности и правила учебников по композиции».
Написанный на сценарий самого композитора, балет «Уирапуру» — тонкая партитура на туземные темы, где автор стремится создать новые звучания, вводя несколько типичных инструментов, «о используя ударные лишь с большой осторожностью. Привлекательность сюжета, в сочетании с несложным тематизмом, опирающимся на общепринятую гармоническую архитектонику, обеспечили этой приятной пьесе неизменно большой успех у бразильской публики.

В спокойном и тихом лесу появляется безобразный индеец, играющий на флейте. На сцену выходит группа веселых, красивых индианок области Пара. Увидев безобразного индейца, они разочарованы, рассержены и прогоняют его грубыми толчками и побоями. В листве деревьев индианки жадно ищут Уирапуру, надеясь встретить красивого юношу. Внезапно вдалеке, то возникая, то снова смолкая, раздаются нежные трели волшебной птицы, вносящие радость во всю атмосферу. Соблазненная мелодичным пением Уирапуру, появляется индианка, искусный ловец ночных птиц. Увидев волшебную птицу, она пускает в нее стрелу, и птица падает. Но к ее удивлению, птица превращается в индейца. Индианки бросаются к нему, и никто из них не хочет уступить его другой. Победительницей выходит та, кто его ранила. В разгар ссоры раздается гнусавый, предвещающий недоброе, звук флейты. Опасаясь мести, индианки пытаются спрятать красивого незнакомца, которого однако открывает безобразный индеец; жестокий и мстительный, он смертельно ранит его своей стрелой. Индианки поспешно уносят раненого к колодцу, где внезапно он превращается в невидимую птицу. Влюбленные и печальные, они прислушиваются к его волшебной песне, постепенно замирающей в безмолвии леса.
Гигантской и совершенно непохожей на «Уирапуру» является партитура-близнец «Амазонка», передающая впечатления от путешествия в край этой величественной реки. В этом произведении встречаются поразительные оркестровые эффекты и смелые звуковые комбинации, применяются в качестве солирующих инструментов виолонафон и виоль д'амур и царит полная тональная свобода. Это музыка самой природы, которой автор научился у птиц и хищных зверей, у дикарей и ураганов, у шумных вод и первобытных верований. Музыка природы, рядом с которой Пасторальная симфония Бетховена или «Зигфрид» (имеется в виду не красота, а смысловое значение) кажутся лишь образцами «благовоспитанной» природы, которые можно выставить в витринах.
Содержание «Амазонки», программу которой написал Раул Вила Лобос, отец композитора, следующее: «Индейская девушка, освященная богами амазонских лесов, имела обыкновение приветствовать утреннюю зарю, погружаясь в воды Амазонки, которая порой еще гневается на дочерей Атлантиды. Юная индианка резвится, то призывая солнце ритуальными движениями, то грациозно склоняя свое божественное тело так, чтобы царственное светило могло обогреть его со всех сторон и чтобы оно могло отразиться в колеблющейся поверхности реки. И вот, по мере того, как прекрасные черты ее отражаются на сонной и холодной поверхности, она все более проникается гордым сознанием своей красоты и пьянеет от охватившей ее чувственности.

В то время, как дева погружена в самолюбование, бог тропических ветров овевает ее своим ласковым дыханием. Девушка танцует, как невинное дитя, безрассудно упиваясь свсей радостью. Возмущенный тем, что она не обращает никакого внимания на его влюбленные касания, бог ветра в приступе ревности уносит целомудренный аромат дочери Маражосов в нечистое обиталище чудовищ. Одно из них вдыхает аромат девушки и в страстном желании обладать ею, устремляясь к ней, разрушает все на своем пути. Незримое, приближается оно к индианке. Подойдя к ней вплотную, оно в восхищении любуется девушкой. Оно пытается спрятаться, но тень его, отбрасываемая солнцем, накладывается на тень индианки, которая, увидев свой образ, искаженным тенью чудовища, по своей доброй воле кидается в бездну».
«После „Амазонки" — говорил нам Вила Лобос, — я отбросил всякую застенчивость и робость и стал писать музыку откровенно в новом духе». Хотя «Caixin-ha de Boas Festas» («Коробка с сюрпризами») менее значительное произведение композитора, оно заслуживает упоминания, ибо пользуется значительной популярностью как в Бразилии, так и за ее пределами.
Четыре сюиты «Открытия Бразилии» были написаны <в 1937 году в качестве звуковой иллюстрации к одноименному фильму. В основу их положено письмо Перо Ваз де Каминья португальскому королю Мануэлу, причем сюиты в точности воспроизводят различные эпизоды путешествия Кабрала. Вслед за интродукцией композитор живописует радость матросов по поводу того, что они вышли в открытое море. Вторая сюита начинается с «Мавританского.впечатления», где марокканский матрос выражает тоску по родному краю, когда флот проходит мимо берегов его родины. Затем следует «Сентиментальное адажио», весьма убедительно передающее ощущение одиночества. После ряда эпизодов, рисующих сомнения мореплавателей и их разнообрач-ные характеры, Вила Лобос последовательно описывает открытие страны, -религиозную процессию с крестом и, наконец, первую мессу в Бразилии. Для этой последней части он написал большую пьесу для хора а сар-pella, вводя одновременно мужской хор, поющий Kyrie в григорианском ладу, и женский хор, поющий на туземный лад на наречии тупи-гуаранй.
В балете «Манду Сарара», основанном на легенде Приамазонья, записанной Барбозой Родригесом, есть страницы, относящиеся к числу лучших из написанных Вила Лобосом. Два брата, брошенные в лесу их отцом за то, что они любят Манду Сарару, олицетворение танца, оказываются лицом к лицу с Куррупирой, пытающимся завлечь их в овою хижину, чтобы там пожрать. Автору удалось в этом произведении счастливо сочетать детские и взрослые хоры и красочно изобразить диалог Куррупиры и детей, напуганных криками чудовища, переданными с помощью нисходящих глиссандо. После короткого оркестрового эпизода, в цифре 25 партитуры появляется тема Манду Сарары, пропетая сначала басами и баритонами, а затем и всей массой кора с впечатляющей звучностью. Детям удается, наконец, вырваться от Куррупиры и после ряда приключений добраться до родительского дома, где их поджидает Манду Сарара, чтобы играть с ними и танцевать.
«Мадонна», другое интересное оркестровое сочинение Вила Лобоса, было написано в 1945 году. Как мы уже говорили, в «Грубой поэме» бразильский композитор попытался создать музыкальный портрет Артура Рубинштейна. В «Мадонне» он старался передать то впечатление изумительной мягкости и духовного благородства, которое Наталья Кусевицкая произвела на него во время их встречи в Париже. Произведение это отличается стройной архитектоникой и написано с большой искренностью.
«Фантазия для виолончели с оркестром», также созданная в 1945 году, сочинялась без какого-либо намерения придать ей фольклорный характер. Она заслуживает упоминания как уравновешенное произведение с поразительно виртуозной трактовкой солирующего инструмента.
Самые поздние сочинения Вила Лобоса для оркестра лишний раз свидетельствуют о его мастерском владении крупными инструментальными ансамблями, но не представляются столь же удачными и интересными, как его предшествующие сочинения. В этот последний период своей жизни композитор очень много путешествовал, и на его произведениях этих лет лежит известный отпечаток неустойчивости его жизни. С другой стороны, не следует забывать, что некоторые из этих сочинений были написаны по заказу и щедро оплачены, чем, быть может, объясняется отсутствие в них непосредственности. В самом деле, композитор тогда уже почивал на лаврах, которые завоевал ценою тяжких трудов. Для быстрого получения коммерческого успеха им использовались старые темы и целые куски из прежних произведений. «Эросион» (1950 г.), заказанный оркестром Луисвилла (Кентукки), не что иное, как попурри из различных симфонических поэм на туземные темы, одна из которых — «Амазонка» (сама представляющая переработку «Миремис»). Балет «Руда, бог любви» (1951 г.) был заказан театром Ла Скала, но первое представление его состоялось в Париже (1954 г.) и принесло разочарование. Этот балет не вносит ничего нового в творчество композитора.

Две пьесы, хотя и редко.исполняемые, но заслужившие известное признание, это симфоническая поэма «Одиссея народа» (1963 г.) и балет «Император Джоунз» (1956 г.), вдохновленный пьесой О'Нила, с solo контральто и баритона. Первая имела некоторый успех, и в ней, несомненно, встречаются прекрасные страницы патриотического и описательного характера. Что касается балета «Император Джоунз», то поставленный балетной труппой Элленвиля |близ Нью-Йорка с участием танцовщика Хосэ Лимона, он прошел со значительным успехом. Дерзостный замысел О'Нила был понят композитором, и музыка занимает почетное место в этот период его деятельности. «New York Times* (14. VII. 1956) высказалась по поводу балета следующим образом: «Музыка Вила Лобоса была создана специально для танца и в определенном смысле стимулировала хореографию. Она прекрасно отвечает поставленной цели и вместе с тем достигает мощного эффекта в сценах языческого колдовства».
Наконец, нельзя обойти молчанием музыку к кинофильму «Green Mansions* («Зеленые палаты»), из которой композитор создал прекрасную сюиту для солиста, мужского хора « оркестра, озаглавленную «Песни тропического леса» (1958 г.). В партитуре мы находим ту же естественную тонкость звучания, которая возвращает нас к уже далеким дням «Уирапуру», но в 1968 году Вила Лобос уже не был первооткрывателем.