Васко Мариз - Эйтор Вила Лобос

Творчество

Вилла Лобос (ноты)



Биография, жизнь и творчество бразильского композитора
ноты для фортепиано, гитары

 

КОНЦЕРТЫ И СИМФОНИИ

 

 

Достаточно беглого взгляда на каталог сочинений Вила Лобоса, чтобы убедиться в многочисленности его концертов и симфоний. Сочинения эти однако большого успеха не имели ни в Бразилии, ни за ее пределами. Это отнюдь не означает, что они лишены достоинств, но показывает, что они трудны и часто исполняются кое-как из-за недостаточного количества репетиций. Большинство концертов было написано Вила Лобосом после его успехов в США в 1945 году. Почти все они патронировались друзьями-исполнителями или иностранными культурными организациями.

Давнее произведение, еще продолжающее нравиться меломанам, — «Фантазия в переменных темпах» — серия из трех пьес, озаглавленных, соответственно, «Судороги души», «Ясность духа» и «Удовлетворение», существующая в двух версиях: для скрипки с оркестром и для скрипки с фортепиано. Ее композиция довольно своеобразна, а исполнение требует от солиста значительного мастерства. Многие страницы этого произведения и по сей день относятся к числу лучших в бразильской скрипичной литературе.
Концерт № 1 для фортепиано и оркестра (1945 г.) в четырех частях был заказан, (впервые исполнен и записан канадской пианисткой Эллен Баллон. Каденция и Анданте показывают, с каким умением Вила Лобос писал для фортепиано. В концерте № 2, написанном в 1948 и впервые исполненном в 1950 году Соуза Лимой, отличается своей томной прелестью медленная часть, но в целом он не (блещет новизной.
Концерт для арфы с оркестром (1953 г.), посвященный Никанору Сабалете, первому его исполнителю, был лучше принят публикой. Филадельфийская газета «Evening BolIetin» (15.1.1955) похвалила красивое Анданте, увлекательное Скерцо и длинную и трудную каденцию. Концерт для гитары (195il' г.), написанный специально для Андреса Сеговии, был инструментован для малого оркестра. Гитара рискует затеряться в звучании оркестра вплоть до того места между II и III частями, где автор предоставляет ей длинную каденцию, в которой солирующий инструмент развивает затейливое комментирование главных тем. Произведение это производит большое впечатление в записи, но для больших аудиторий ему не хватает звучности. Сочинение это насквозь лирично, и единственный упрек ему — недостаточная звуковая насыщенность.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, посвященный Арналдо Эстрела, был начат в 1952, но закончен лишь в 1957 году, когда и был впервые исполнен в Рио Бразильским оимфоническим оркестром под управлением Элеазара де Карвальу. На самом деле концерт этот стал уже не Третьим, а Пятым. Те, которые носят номера 4 и 5, на самом деле Третий и Четвертый.
Концерт № 4 (по нумерации каталога) для фортепиано с оркестром был впервые сыгран Бернардом Се-галлом в Питтсбурге. «Post Gazette» (18. I. 1954), сравнив его с немецкими романтиками и с Чайковским, замечает, что в первой части фортепиано используется чисто орнаментально, а Скерцо и последняя часть кажутся незавершенными. Следует, однако, отметить великолепную и очень искусно написанную каденцию, при том, что в целом фортепиано в этом концерте используется скорее как оркестровый голос, нежели как солирующий инструмент. По правде сказать, произведение это несколько фрагментарно и разочаровывает сво. ей тривиальностью.

Концерт № 5 для фортепиано с оркестром (1954г.), посвященный Фелисии Блументаль и исполненный впервые Лондонским Филармоническим оркестром под управлением Жана Мартинона, без сомнения один из тех коцертов Вила Лобоса, которые чаще других играют выдающиеся пианисты, такие как Жак Клейн и Ганс Граф. Медленная часть необыкновенно волнует, а первые ее аккорды неизменно оставляют глубокое впечатление. Однако, как выразился лондонский «Times» (10. V. 1955), «хотя весь концерт в целом написан от души, но на душу слушателя он производит лишь мимолетное воздействие».
В этом же.1954 году был сочинен Концерт № 2 для виолончели с оркестром, заказанный Альдо Паризб и впервые с большим успехом исполненный Нью-Йоркской Филармонией. Олин Даунз из «New York Times» похвалил уравновешенность произведения, состоящего из четырех частей, хотя две последние могут исполняться без перерыва; автор придал им легкий оттенок бразильского фольклора. Слушателя охватывает волна лиризма, в частности в Анданте, столь характерном для манеры Вила Лобоса. Инструмент трактуется в нем скорее как obMigato, нежели как солирующий.
Вила Лобос написал двенадцать симфоний. Первая была задумана в классических формах, и в ней представляют интерес лишь две последних части. Симфония № 2, созданная в 1917 году, написана для большого оркестра и нескольких типично бразильских инструментов. По своему тематизму произведение это весьма оригинально, отличается непринужденными ритмами и красивыми гармониями. В этой симфонии, написанной в циклической форме, по совету Венсанэ д'Энди, красива основная тема и романтично Andante moderato. В Allegro привлекает внимание таинственное solo кларнета в сопровождении там-тама, подводящее к драматическому финалу.
Симфонии № 3, 4 и 5 менее значительны. Вила Лобос выразил свои впечатления от войны, победы и мира. Следует отметить, что в симфонии № о (1920 г.) автор применил звукоподражательный хор без слов; этот же прием он затем с успехом развил в Нонете и «Шоро №.10».
Симфония № 6, написанная спустя двадцать четыре года, построена совершенно иначе. Если первые пять отличались повышенной эмоциональностью и классичностью формы, шесть последних, написанных между 1044 и 1966 годами, определенно выдержаны в этом новом индивидуальном стиле, который Вила Лобос создал за сорок лет непрерывных усилий, стремясь отобразить бразильскую душу.
Этот новый способ выражения, медленно складывавшийся с 1936 года, в частности, в его камерных произведениях, представляет сжатый, синтетичный музыкальный язык, менее окрашенный национальными чертами, но более соответствующий современной урбанизированной Бразилии, нежели отсталой Бразилии времен молодости композитора. Главная тема этой симфонии вдохновлена линией гор, пролегающих близ Рио, воссозданной в музыке, согласно методу, изобретенному композитором и который он окрестил «миллиметрч-зацией».

Симфония № 7, самая любимая композитором, так. же требует (большого оркестра и тщательного исполнения. Это субъективное произведение, прекрасно выражающее динамизм натуры автора, напоено несколько неопределенной бразильской сентиментальностью, почти поглощенной плотностью оркестровой ткани. Главная тема, порученная фаготу, построена на буквах слова «Америка», первая из которых «а» (ля). Весьма оригинальное Скерцо выражает трагическую дилемму человечества — необходимость выбора между миром и войной.
Симфония № 8, написанная в 1950 году, была пять лет спустя хорошо принята в Филадельфии. Газета «Inquirer» похвалила медленную часть —ту, в которой Вила Лобос чувствует себя всего привольней,— а также богатство и разнообразие ритмики в произведении, но симфонию в целом сочла чрезмерно романтичной. Симфония № 9 по-видимому была сочи, йена в 1952 году, но никогда не исполнялась, хотя и значилась в программе Межамериканского фестиваля музыки, состоявшегося в 1965 году в Вашингтоне.
Композитор написал Симфонию № 10 в 1952 году по заказу Комиссии по празднованию четырехсотлетия города Сан-Паулу. Он задумал ее для солистов, хора и оркестра, и положил в основу текста стихотворение «Beata Vergine» («Блаженная дева») патера Жозё де Аншиета, миссионера XVI века, оказавшего значительное влияние «а колониальную Бразилию. Первое исполнение в Париже силами оркестра и хора Французского радио и телевидения состоялось 4 апреля 1957 года. Кларендон в статье («Figaro», от 6 и 7 апреля), думается, слишком суров в своем приговоре: «Симфония в целом выражала усталость и вызвала жестокую скуку». Для бразильцев, однако, произведение это, несмотря на свою тяжеловесность, полно несомненного историко-религиозного значения.
Симфония № 11 была заказана Бостонским симфоническим оркестром, который исполнил ее впервые 2 марта 1956 года под управлением композитора. Сочинена она была двумя годами раньше по предложению Фонда Кусевицкого. Эта обширная партитура — романтическое произведение, запоздало переведенное на современный язык. Бостонская публика, обычно настроенная весьма консервативно, приняла ее восторженно, а газета eBoston Globe» заявила, что симфония Вила Лобоса «одно из лучших сочинений, заказанных к 75-летнему юбилею оркестра». В симфонии этой чрезвычайное разнообразие музыкального материала и богатство мыслей приводят к тому, что слушатель теряется среди множества музыкальных тем и мотивов, которых хватило бы на три или четыре симфонии. Надо сказать, что во многих из последних сочинений Вила Лобоса проявляется тенденция к многословию или столь же крайней сжатости. Эта сложность, возможно, отражает то затруднение, которое испытывал композитор в стремлении не отстать от последних эстетических требований современной музыки. Как бы там ни было, влиятельная бостонская газета «Christian Seience Monitor» (3. III. 1956) резюмировала ситуацию так: «Каж дая новая симфония Вила Лобоса является мировым событием».

Симфония № 12 была весьма сочувственно принята на Первом всеамериканском фестивале музыки, состоявшемся в апреле 1958 года в Вашингтоне. Она использует все оркестровые ресурсы, коими овладел композитор за время своей долгой артистической карьеры. Хотя кое-кто и нашел ее несколько устаревшей, суровый критик «Waschington Posb Поул Хьюм заметил: «Первая часть воссоздает атмосферу, не слишком отличающуюся от добротного бродвеевского мюзикла, впрочем, следует добавить, что речь идет о произведении, которым Бродвей мог бы с успехом вдохновиться. Симфония насыщена эффектами и колоритом огромной фрески. Ее сила, приемы развития, весь ее могучий контекст, возможно, несколько старомодны, но если отказаться от таких произведений, симфонические концертные программы станут гораздо скучнее» (21. IV. 1958).

Большая часть симфоний Вилла Лобоса, особенно сочинения последних лет, трудны для исполнения. К сожалению, иные дирижеры не решаются включать в программы произведения, требующие большого числа репетиций и тем самым ложащиеся тяжким бременем на уже порядком урезанный бюджет. Следовало бы это препятствие преодолеть, чтобы произведения Вила Лобоса стали более широко известны. Публика от этого только бы выиграла.
Упомянем еще две небольшие симфонии (Sinfonie-tas); последняя из них была посвящена Римской Академии музыки, где она впервые исполнялась. Эта очаровательная пьеса весьма показательна для Вилла Лобоса более зрелого и более утонченного.