Васко Мариз - Эйтор Вила Лобос

Творчество

Вилла Лобос (ноты)



Биография, жизнь и творчество бразильского композитора
ноты для фортепиано, гитары

 

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

 

 

Камерные произведения Вила Лобоса представляют одну из обширнейших и богатых областей бразильской музыки. Композитор сочинил семь сонат; из них заслуживает особого внимания Вторая, для виолончели и фортепиано (1916 г.), стройная по форме и совершенно свободная от фольклорных влияний.
Вила Лобос является автором пяти трио. Уже в заключительном allegro поп troppo в первом из них (1911 г.) видно, сколь велика была приверженность автора к Баху, и в последнем (1945 г.) сказывается дух «универсализма». Третье трио, очень сложное по фактуре, отличается большим богатством композиторской техники. Трио для гобоя, кларнета и фагота прельщает также своей ритмической смелостью и виртуозностью письма. Дуэт (1946 г.) для скрипки и виолончели— также весьма значительное сочинение «универсалистского» характера.
Лучшими камерными произведениями Вила Лобоса являются его струнные квартеты. Всего он создал семнадцать сочинений этого жанра, причем, в разных стилях, переходя последовательно от упрощенного преломления фольклора к более опосредованному его использованию (V квартет) и, наконец, к развитому универсализму. Арналдо Эстрела в своем очерке о камерной музыке в Бразилии, подчеркивает важность III квартета (1916 г.), известного также под названием «Quotuor des Pipoca», здесь во второй части необычно используется pizzicato. В IV квартете следует отметить вторую часть в чисто бразильском вкусе, а также и трудное Скерцо.
Явно спонтанный народный колорит V квартета резко контрастирует с тонким и концентрированным национальным характером квартетов VI, VII и VIII. VI квартет, хотя и изобилует мелодиями, своей лиричностью очень похож на серенаду и значительно уступает прекрасной звучности и полиритмии VII квартета, лучшего из написанного Вила Лобосом в этом жанре.
VII квартет не просто «солидное» сочинение. В нем ощущается вихрь мыслей, бешено пляшущих и громоздящихся друг на друга, точно в «Улиссе» Джеймса Джойса, пытающегося в нечеловеческом усилии выразить истерзанную душу художника. В этом произведении практически нет единой темы, а во второй части проступают бразильские интонации.
Прекрасная фактура VIII и IX квартетов заслуживает большего, нежели простое упоминание. В VIII квартете, мне кажется, особенно важно подчеркнуть непосредственное веселье и очаровательный ритм третьей части, а также финал, где первой скрипке отведено большое место. Неизменное восхищение вызывают две его темы — одна могучая и драматичная и другая, лениво-грациозная. В целом VIII квартет — широко развернутое произведение, проникнутое могучим вдохновением и бразильское по духу, между тем как в IX квартете автор идет по иному пути, к полному универсализму. Блестящий Финал в духе Равеля, полный грации, молодости и силы, завершает это конструктивно прочное сочинение, которое, однако, порой может показаться несколько рассудочным, подчиненным решению чисто формальных задач.
В течение последних десяти лет своей жизни Вила Лобос сочинил еще восемь квартетов, в которых проявлялась все растущая тенденция к усложнению, затрудняющая, надо полагать, их понимание. Отметим XI квартет, отличающийся исключительным ритмическим богатством и исполняемый из всей этой серии чаще всего. Относительно XV квартета «New York Times» писала 10 августа 1958 года: «Стиль его складывается из сочетания многих влияний, что, впрочем, не мешает ему оставаться оригинальным». Замечание это применимо к той части музыки !Вта Лобоса, которую он сочинил в период, предшествующий болезни. Добавим, что Скерцо этого квартета — одно из самых коротких во всей музыкальной литературе, так как длится всего немногим более минуты. В предпоследнем, XVI квартете автор проявил большую изобретательность и исключительную мелодическую непринужденность, —неизменно присущие ему качества.
Среди произведений для скрипки отметим сюиту «Мученичество насекомых» (1925 г.), к которой принадлежит популярная среди бразильских скрипачей пьеса «Бабочка и свет». Это описательное произведение, страдающее некоторым однообразием, несмотря на частые модуляции. Очень выразительно финальное prestissimo и pizzicato, передающее внезапную гибель бабочки. Следующий затем эпизод calma описывает желанный покой, даруемый смертью насекомому-мученику. Отметим также «Фантазию в переменных темпах», сюиту из трех пьес («Судороги души», «Ясность духа» и «Удовлетворение») для скрипки с оркестром (или для скрипки с фортепиано). «Песня черного лебедя», написанная для скрипки или виолончели и фортепиано, также пользуется значительным успехом. Извлеченная из симфонической поэмы «Кораблекрушение Клеоникоса», пьеса начинается тоническим септаккордом, исполняемым арпеджиато и изображающим спокойную поверхность озера, где плавает черный лебедь. Слушателя пленяет тема molto espressivo, вступающая во втором такте. Пьеса завершается повторением da capo начальной мелодии, затихающей в morendo росо а росо, которое должно передать последние усилия лебедя допеть свою песню.

Вила Лобос написал множество пьес для различных составов, среди которых можно упомянуть Квартет для арфы, челесты, флейты, саксофона и женского хора — впечатление от светской жизни в Рио, а также Нонет для флейты, гобоя, кларнета, саксофона, фагота, челесты, арфы, ударных и смешанного хора. Произведение это сыграло огромную роль в современной музыке, являя собой синтез музыкальной атмосферы Бразилии. Это мастерское произведение характеризуется полной гармонической свободой, редким мастерством оркестровки и инструментальным использованием хора. Среди последних произведений укажем на необычную пьесу для флейты и виолончели — «Свистящая струя» (1950 г.), успех которой за пределами Бразилии весьма показателен.
Можно было бы упомянуть и о других менее значительных произведениях, но они теряются в массе сочиненного Вила Лобосом. Среди них наиболее интересными являются Дуэт для гобоя и фагота (1957 г.), Фантазия для саксофона и фортепиано и прекрасный Concerto grosso, написанный по заказу Американского духового оркестра (American Wind Simphony).