Творчество
Вилла Лобос (ноты)
Биография, жизнь и творчество
бразильского композитора
ноты для фортепиано, гитары
Камерные произведения Вила Лобоса представляют одну из обширнейших и
богатых областей бразильской музыки. Композитор сочинил семь сонат; из
них заслуживает особого внимания Вторая, для виолончели и фортепиано (1916
г.), стройная по форме и совершенно свободная от фольклорных влияний.
Вила Лобос является автором пяти трио. Уже в заключительном allegro поп
troppo в первом из них (1911 г.) видно, сколь велика была приверженность
автора к Баху, и в последнем (1945 г.) сказывается дух «универсализма».
Третье трио, очень сложное по фактуре, отличается большим богатством композиторской
техники. Трио для гобоя, кларнета и фагота прельщает также своей ритмической
смелостью и виртуозностью письма. Дуэт (1946 г.) для скрипки и виолончели—
также весьма значительное сочинение «универсалистского» характера.
Лучшими камерными произведениями Вила Лобоса являются его струнные квартеты.
Всего он создал семнадцать сочинений этого жанра, причем, в разных стилях,
переходя последовательно от упрощенного преломления фольклора к более
опосредованному его использованию (V квартет) и, наконец, к развитому
универсализму. Арналдо Эстрела в своем очерке о камерной музыке в Бразилии,
подчеркивает важность III квартета (1916 г.), известного также под названием
«Quotuor des Pipoca», здесь во второй части необычно используется pizzicato.
В IV квартете следует отметить вторую часть в чисто бразильском вкусе,
а также и трудное Скерцо.
Явно спонтанный народный колорит V квартета резко контрастирует с тонким
и концентрированным национальным характером квартетов VI, VII и VIII.
VI квартет, хотя и изобилует мелодиями, своей лиричностью очень похож
на серенаду и значительно уступает прекрасной звучности и полиритмии VII
квартета, лучшего из написанного Вила Лобосом в этом жанре.
VII квартет не просто «солидное» сочинение. В нем ощущается вихрь мыслей,
бешено пляшущих и громоздящихся друг на друга, точно в «Улиссе» Джеймса
Джойса, пытающегося в нечеловеческом усилии выразить истерзанную душу
художника. В этом произведении практически нет единой темы, а во второй
части проступают бразильские интонации.
Прекрасная фактура VIII и IX квартетов заслуживает большего, нежели простое
упоминание. В VIII квартете, мне кажется, особенно важно подчеркнуть непосредственное
веселье и очаровательный ритм третьей части, а также финал, где первой
скрипке отведено большое место. Неизменное восхищение вызывают две его
темы — одна могучая и драматичная и другая, лениво-грациозная. В целом
VIII квартет — широко развернутое произведение, проникнутое могучим вдохновением
и бразильское по духу, между тем как в IX квартете автор идет по иному
пути, к полному универсализму. Блестящий Финал в духе Равеля, полный грации,
молодости и силы, завершает это конструктивно прочное сочинение, которое,
однако, порой может показаться несколько рассудочным, подчиненным решению
чисто формальных задач.
В течение последних десяти лет своей жизни Вила Лобос сочинил еще восемь
квартетов, в которых проявлялась все растущая тенденция к усложнению,
затрудняющая, надо полагать, их понимание. Отметим XI квартет, отличающийся
исключительным ритмическим богатством и исполняемый из всей этой серии
чаще всего. Относительно XV квартета «New York Times» писала 10 августа
1958 года: «Стиль его складывается из сочетания многих влияний, что, впрочем,
не мешает ему оставаться оригинальным». Замечание это применимо к той
части музыки !Вта Лобоса, которую он сочинил в период, предшествующий
болезни. Добавим, что Скерцо этого квартета — одно из самых коротких во
всей музыкальной литературе, так как длится всего немногим более минуты.
В предпоследнем, XVI квартете автор проявил большую изобретательность
и исключительную мелодическую непринужденность, —неизменно присущие ему
качества.
Среди произведений для скрипки отметим
сюиту «Мученичество насекомых» (1925 г.), к которой принадлежит популярная
среди бразильских скрипачей пьеса «Бабочка и свет». Это описательное произведение,
страдающее некоторым однообразием, несмотря на частые модуляции. Очень
выразительно финальное prestissimo и pizzicato, передающее внезапную гибель
бабочки. Следующий затем эпизод calma описывает желанный покой, даруемый
смертью насекомому-мученику. Отметим также «Фантазию в переменных темпах»,
сюиту из трех пьес («Судороги души», «Ясность духа» и «Удовлетворение»)
для скрипки с оркестром (или для скрипки с фортепиано). «Песня черного
лебедя», написанная для скрипки или виолончели и фортепиано, также пользуется
значительным успехом. Извлеченная из симфонической поэмы «Кораблекрушение
Клеоникоса», пьеса начинается тоническим септаккордом, исполняемым арпеджиато
и изображающим спокойную поверхность озера, где плавает черный лебедь.
Слушателя пленяет тема molto espressivo, вступающая во втором такте. Пьеса
завершается повторением da capo начальной мелодии, затихающей в morendo
росо а росо, которое должно передать последние усилия лебедя допеть свою
песню.
Вила Лобос написал множество пьес для различных составов, среди которых можно упомянуть Квартет для арфы,
челесты, флейты, саксофона и женского хора — впечатление от светской жизни
в Рио, а также Нонет для флейты, гобоя, кларнета, саксофона, фагота, челесты,
арфы, ударных и смешанного хора. Произведение это сыграло огромную роль
в современной музыке, являя собой синтез музыкальной атмосферы Бразилии.
Это мастерское произведение характеризуется полной гармонической свободой,
редким мастерством оркестровки и инструментальным использованием хора.
Среди последних произведений укажем на необычную пьесу для флейты и виолончели
— «Свистящая струя» (1950 г.), успех которой за пределами Бразилии весьма
показателен.
Можно было бы упомянуть и о других менее значительных произведениях, но
они теряются в массе сочиненного Вила Лобосом. Среди них наиболее интересными
являются Дуэт для гобоя и фагота (1957 г.), Фантазия для саксофона и фортепиано
и прекрасный Concerto grosso, написанный по заказу Американского духового
оркестра (American Wind Simphony).