Вилла Лобос (ноты)
Биография, жизнь и творчество
бразильского композитора
ноты для фортепиано, гитары
Вила Лобос неоднократно посещал Бостон, и до моего приезда туда уже дирижировал
Бостонским симфоническим оркестром. Дирижер он был отличный; он обладал
властностью и чуткостью, присущими большому музыканту, каким он действительно
и 'был.
Кульминацией в моих отношениях с Эйтором Вила Лобосом были 1955 и 1966
годы. В связи с празднованием 75-летия Бостонского оркестра мы обращались
с предложениями к композиторам всего мира. В их числе были некоторые молодые
американцы, а также самые маститые композиторы Европы. Эйтор Вила Лобос
был не только величайшим композитором Бразилии, но и одним из самых великих
во всем мире. Приезд его в Бостон для того, чтобы продирижировать своей
симфонией № М', стал знаменательным моментом в истории оркестра и.весьма
значительным в наших личных отношениях.
Шарль Мюнш
Эйтор Вилла Лобос был одним из величайших композиторов XX века, потому
что он сумел отразить в своей музыке самые разнообразные стороны жизни
своей родной Бразилии. К тому же музыка его понятна народам всех стран,
так как она общедоступна. Музыка рождалась в нем с поразительной непосредственностью
потому, что сама природа наделила его композиторским даром необычайной
плодовитости. Своими творениями он обогатил мир музыки.
Леопольд Стоковский
Вила Лобос был музыкантом, который заслужил мое глубокое уважение с того
момента, как я познакомился с его музыкой. В наше время, когда в музыкальном
искусстве так редко встречаешься с искренностью и непосредственностью
выражения, истинной радостью было видеть художника, отличающегося этими
качествами в сочетании с техническим мастерством, позволяющим ему говорить
собственным языком.
Как виолончелист я являюсь его коллегой, а потому превосходные произведения,
которые он написал для этого инструмента, вызывают во мие особый энтузиазм.
Бразилия может гордиться сыном, который завещал миру столь оригинальную
и прекрасную музыку.
Джон Барбиролли
На одном состоявшемся в Париже между двумя мировыми войнами приеме, где
присутствовали самые видные представители современной музыки всех стран,
я беседовала со знаменитым композитором Флораном Шмиттом. Говоря о Бразилии,
о нашем гениальном Вила Лобосе, который находился в соседней гостиной
и произведения которого уже покорили публику и критику Старого света,
Флоран Шмитт сказал мне: «Знайте, дитя мое, — и тут он повысил голос,
чтобы все присутствующие могли его расслышать, — я отдал бы все свои произведения
за одну единственную страницу музыки вашего соотечественника Вила Лобоса».
Никогда не забуду тех чудесных часов, которые мы провели за несколько
лет до смерти Вила Лобоса в Театре Елисейских полей во время записи его
фантазии «Не по возрасту развитый Момо» для фортепиано и оркестра, которую
он мне посвятил. Я уже не раз играла эту вещь с разными оркестрами, а
также и под управлением автора. На этот раз Вила Лобос дирижировал нациолальным
оркестром Французского 'радиовещания, и репетиция прошла так успешно,
что мы решили тут же приступить к записи. Когда мы дошли до последнего
аккорда, лицо моего дорогого маэстро засияло. Удовлетворение свое он продеманстрировал
выражением полнейшего блаженства, что глубоко взволновало меня и останется
навсегда в моей памяти. Его радость передалась всем музыкантам оркестра,
которые, вместе со мной, долго аплодировали не только великому таланту
композитора и мастерству дирижера, но еще и динамизму и неисчерпаемой
энергии человека, который в течение последних лет своей жизни сумел осилить
столько препятствий, казавшихся непреодолимыми, и обеспечить себе победу,
достигнув апогеи самой блестящей карьеры, когда-либо выпадавшей на долю
бразильского музыканта.
Магда Тальяферро
Музыка обязана этому гениальному композитору не только тем, что он оставил
нам в своих творениях, но еще и тем, что он имел мужество противостоять
разрушительным тенденциям так называемого модернизма.
Вила Лобос следовал заповедям истинной музыки и он обогатил ее, наложив
на нее печать своей могучей личности.
Примеру его честности и сознательности последовали лишь очень немногие,
и это лишний повод ценить и любить его.
Вила Лобос останется одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей
гордостью страны, которая его породила.
Пабло Казальс
Бразильский композитор, которого Институт Франции только что принял в
свои ряды, дал нам прослушать один из своих «Шоро», этих в высшей степени
красочных произведений, которые уже несколько лет тому назад утвердили
славу их автора. В их глубоко волнующей и очень своеобразно оркестрованной
музыке слышится эхо тайной меланхолии, которая так естественно сливается
с огромными пространствами родной страны того, кто вполне заслуженно считается
самым выдающимся композитором Латинской Америки.
Луи Обер
Для всех нас показательным уроком стал вечер, посвященный произведениям
Вилла Лобоса, состоявшийся в прошлое воскресенье в концертах Паделу и
превратившийся почти в фестиваль в его честь. «Уирапуру» — это птица далеких
островов, птица любви, убитая безобразным индейцем. Уже говорилось, чем
является для Вила Лобоса лес с его безграничными пространствами, его тайнами,
с подавляющей силой его воздействия на человека. Когда-нибудь будут говорить,
что бразилец этот сумел остаться одним из великих поэтов «ашего времени,
ибо Таящийся в нем чародей оркестра, влюбленный в тембры, так властвует
над звуковой стихией, что способен услышать и заставить петь в ней голоса
мироздания.
Марсель Бофис
Эйтор Вила Лобос в течение своей долгой <музыкальной деятельности
непрестанно обновлялся, никогда не утрачивая своеобразных качеств, завоевавших
ему известность, — как в Европе, так и в Америке, — из которых слагается
его могучая индивидуальность. Про него не раз говорили, что его переполняет
некая первобытная творческая сила, роднящая его с тропической растительностью,
и это соответствует истине. И вместе с тем в нем живет умный и властный
художник, которому известны все ухищрения техники и доступны все тайны
его искусства. Но что, пожалуй, наиболее примечательно в его личности,
так это равновесие всех столь противоречивых качеств, равновесие, которое
и придает ему по сравнению с другими музыкантами неповторимую оригинальность.
Рене Дюмениль
(«Le monde», 14.111. 1952)
Натура щедрая, неистовая, невероятно подвижная, он создает произведения
по своему образу и подобию. Его Первая симфония, написанная в il916 году,
если и не достигает несравненного мастерства, неслыханной оркестровой
виртуозности таких вещей как, скажем, «Шоро № 8», «Шоро № 10» или «Амазонка»,
то позволяет их провидеть. -В ней автор не отказывается ни от классических
форм, ни от традиционного деления на четыре части.
Он не стыдится прибегать в ней к ресурсам контрапункта, имитации или фугированной
экспозиции, как, например, в скерцо. Но насколько милее он нам в тех сочинениях,
где, отдаваясь своей музыкальной пылкости, своему буйному темпераменту,
он под воздействием неудержимой силы дает волю своей фантазии. Эта фантазия
воплощается то в каком-либудь определенном ритме, то в музыкальной теме,
то в замысле, то в совокупности всех этих черт, образующих единое целое,
пронизанное его вдохновением, его творческой силой, как в «Серестах» или
в «Шоро».
Флоран Шмитт
(«Le Temps», 28X11. 1929)
Созданные им сочинения отличаются бесконечным богатством и разнообразием.
На всем его творчестве лежит печать его личности: она проступает в самой
ткани его музыки, в мелодии и гармонии, в оркестровке. Для прославления
родины, замечательной своей страны, он сделал то, что доступно лишь очень
небольшому числу избранных.
Музыка его хранит все то, что «было свойственно его сердцу: она щедра;
она отличается тем удивительным свойством, которое делает непреходящими
как произведения искусства, так и чувства; это свойство позволяет «м стареть
и при этом сохранять всю силу своего воздействия. Свойство это — искренность.
Дорогой Эйтор, как нам его недостает! Он приезжал в Париж и щедро расточал
свои богатства. Он оставил нам сокровища, которые даже смерть, разлучившая
его с нами, не в силах отнять у нас и никогда у нас не отнимет.
Рене Дюмениль
Он и его творения ошеломляли нас так же, как некогда поднимавшиеся из
глубины океана новые, незнакомые звезды поражали древних мореплавателей.
Музыка Вилла Лобоса стала выражением и формой народной души его страны
и заставила нас полюбить эту душу еще сильнее или во всяком случае ее
понять.
В его операх, в его оратории, в камерной музыке, в пьесах для фортепиано
бразильские мелодии рождаются из недр древнего мелоса. Но вместе с тем
в стиле его проявляется и то, чем он обязан был 'Европе, Старому свету,
начиная от самого чистого классицизма и кончая самой причудливой фантазией.
Таким образом, то, что до него было фольклором, стало музыкально-всеобщим,
доступным для всех выражением в звуках духа нового мира.
Луи Жокс
Я вновь его вижу (увы — это последнее мое воспоминание о нем!) за рабочим
столом, ибо этот великий труженик, даже принимая друзей, все время над
чем-нибудь работал. Оркеструя, он говорил о музыке, расспрашивал о работах
своих друзей и собратьев по искусству, интересовался всем тем, что в жизни
представляет ценность. Обычно вечер заканчивался в одном из ресторанов,
куда он постоянно (приглашал своих друзей и где угощал с очаровательным
радушием. Каждой весной он возвращался в дорогой его сердцу Париж, который
он всю жизнь горячо любил и который отвечал ему взаимностью. Теперь без
него весна утратила для меня часть своей прелести, но, к счастью, нам
остались его творения. Благодаря им, он не совсем нас покинул, ибо в них
он оставил нам лучшее, что было в нем самом.
Сюзанна Демаркез
Когда я познакомился с Вила Лобосом, я был поражен 'богатствам его натуры,
удивительной силой его музыки, внесшей нечто совершенно навое ,в музыкальную
атмосферу Парижа. А главное, — так воспеть свою страну, доказать с таким
жаром, что музыка и родная земля могут слиться >в одной безраздельной
любви, а музыка может вырваться за пределы чистых абстракций, которыми
она столь часто ограничивается,—вот что особенно радовало мое сердце бретонца.
Вила Лобос и я, мы стали друзьями, почти братьями. Я.встречался с ним
каждый год, так как атмосфера Парижа, восхищавшегося им, была ему по душе.
Деятельность он развивал невероятную; живой, восприимчивый, открытый всем
богатством чувства, он не испытывал, однако, никакого почтения к привычкам
и этикету, принятому в музыке,.нарушая все запреты с присущей ему независимостью.
С веселой уверенностью он ввязывался в потасовки, проявляя при этом смелость
л не страшась 'быть дерзким, хотя ему и приходилось расплачиваться за
это царапинами, нанесенными аристархами от музыки, не желавшими нарушить
спокойствие, приобретенное тяжелыми усилиями.
И такого друга, такого 'брата больше нет среди нас. Я часто вспоминаю
этого чудесного человека, и особенно—в день, посвященный его памяти. Если
он воспел свою страну, если он прославил ее величие и превознес ее красоту
в выражениях, полных врожденного благородства, он останется жить не только
как поэт, как рапсод, в котором трепещет бразильская душа, он останется
в веках еще и как музыкант, тот, кто беззаветно предан своему искусству,
человек, вся духовная жизнь которого пронизана глубокой привязанностью
к родной земле, всегда будет жить, как носитель и выразитель великой идеи.
Поль ле Флем
«Шоро», Бахианы, «Открытие Бразилии» — вот врата в новый мир, открывавшиеся
перед молодой аудиторией, которая сразу приняла щедрый дар великого композитора.
Атмосфера горячей симпатии, окружавшая маэстро в нашем маленьком зале,
так растрогала его, что он выразил (готовность посетить нас еще раз. И
за концертом последовали новые концерты, которые он сопровождал пояснениями
с присущим ему юмором, лукавством и порой грубоватой прямотой.
Мы пользовались плодами его долгой музыкальной деятельности, часто связанной
с нашими великими музыкантами Равелем, Шмиттом, Мийо и другими, которых
он любил настолько, что популяризировал их имена у себя на родине.
©первые нам довелось встретиться с художником-творцом, достойным этого
имени, чье искусство, отличающееся неисчерпаемым мелодическим и ритмическим
богатством, воплощалось в произведениях все более широких и величественных.
Неизменно оставаясь оригинальным, он делал вид, что не знаком с последними
модными веяниями и уверенно следовал по избранному им пути.
Пьер Видаль