Васко Мариз - Эйтор Вила Лобос

Жизнь

Вилла Лобос (ноты)



Биография, жизнь и творчество бразильского композитора
ноты для фортепиано, гитары

 

ГОДЫ ЗРЕЛОСТИ

 

 

Покидая в 1930 году Париж, Вила Лобос не предполагал, что на этот раз он обоснуется в Бразилии. Он часто навещал свою родину, но с 1923 года штаб-квартира его была в Париже. Это был очередной его приезд по приглашению г-жи Оливии Пентеаду. Во время остановки в Ресифе он дал там концерт из своих произведений, и, вернувшись в родной Рио, отправился в Сан-Паулу.
Он прибыл в город, охваченный политическими волнениями, которые отзывались на музыкальной жизни, поэтому Вила Лобос не смог дать все концерты,
намеченные в этом сезоне. Тем временем, видя, в каком небрежении находится в Бразилии преподавание музыки в средних школах, он представил Секретарю по народному просвещению штата Сан-Паулу доклад, в котором наметил новый план музыкального образования. Этот проект он ранее изложил при встрече у общих друзей г-ну Жулио Престесу, губернатору штата Сан-Паулу и кандидату большинства на пост президента республики, который обещал ему помощь и поддержку после своего избрания.
1930 год подходил к концу, а Вила Лобос, потеряв всякую надежду осуществить реформу, заказал себе билет на пароход в Европу. Он уже готовился к отъезду за океан, когда к нему явился офицер, предложивший композитору прибыть во дворец Елисейских полей к полковнику Жоану Алберту, ставшему тогда губернатором штата Сан-Паулу, для переговоров по поводу его плана музыкального образования. Они быстро обо всем договорились, и Вила Лобос отказался от мысли вернуться в Париж, решив отдать все силы осуществлению своего проекта.
Взяв на себя инициативу в борьбе с плачевным состоянием музыкальной культуры в своей стране, Вила Лобос организовал артистическую поездку вглубь штатов Сан-Паулу, Минас Жералс и Парана. Его сопровождали пианисты Соуза Лима и Лусилия Вила Лобос, а также певица Наир Дуарте Нунес.
Во время этой поездки вновь пробудился темперамент композитора. В шестидесяти шести городах он выступил с необыкновенно резкими докладами, в которых клеймил пагубное пристрастие народа к футболу. Он прославился следующим изречением: «Футбол заставил перейти человеческий ум из головы в ноги». Естественно, что на такие речи реагировали не всегда с должной вежливостью; порой ему приходилось покидать город на рассвете, чтобы не подвергнуться нападениям. Как-то раз один из его друзей посоветовал ему не ехать в некий город, так как жители его по политическим и эстетическим соображениям готовились оказать композитору весьма незавидный прием. Однако это не помешало его поездке и при выходе из мэрии его в виде «приветствия» обстреляли картофелинами и тухлыми яйцами.
После двух лет самоотверженных трудов, направленных на улучшение музыкального образования в школах Сан-Паулу, Вила Лобос обосновался в Рио-де-Жанейро, чтобы возглавить там SEMA (Управление по музыкальному и артистическому образованию). В Рио, как мы это далее увидим, он занялся активнейшей пропагандой хорового пения при помощи концертов, докладов и статей в газетах. В начале 1933 года был создан оркестр Вила Лобоса, преследовавший образовательные, гражданственные, артистические и культурные цели. Среди разнообразных концертов, которые оркестр дал в Рио-де-Жанейро, особо следует отметить первое исполнение в Бразилии «Торжественной мессы» Бетховена.
Вила Лобос проявлял огромную активность в различных областях образования. Профессор Анизиу Тей-шейра, занимавший высокий пост в Министерстве образования и культуры Бразилии, с воодушевлением поддержал его программу, и благодаря его настояниям стало развиваться хоровое пение в бразильских школах. Кроме того был создан хор учителей, который дал немало концертов на высоком художественном уровне перед заинтересованной публикой. Вила Лобос дирижировал массовыми хоровыми концертами на стадионах, в 1932 году — хором, состоявшим из 18.000 человек, а в 1935 и 1937 годах—хором в 30.000 певцов при участии 1000 оркестрантов. В 1942 году по случаю правительственных патриотических торжеств он собрал под своим управлением хор в 40.000 школьников.
Все возраставшая образовательная деятельность SEMA привела к открытию 26 ноября 1942 года Национальной консерватории хорового пения. В течение нескольких лет Вила Лобос неустанно направлял все свои усилия на то, чтобы организовать в бразильских школах музыкальное образование, поощрять музыкальные исследования и записывать значительные произведения бразильской музыки. Его работа в области образования и сейчас вызывает уважение; он заслуживает благодарность всех тех, кто любит в Бразилии отечественное искусство. Он организовал многочисленные концерты для молодежи и внес значительный вклад в дело ознакомления с бразильским фольклором, издав в своем «Практическом руководстве» ряд обработок для голоса, фортепиано и хоров. Все собрание должно составить шесть томов, часть которых еще не издана.
Следует обратить внимание на поправки, которые Вила Лобос внес в исполнение национального гимна Бразилии. Местные влияния, а также неточные знания школьников привели с годами к ряду искажений, зачастую встречающихся при исполнении прекрасного гимна, написанного Франсиско Маноэлом да Силва уже более века тому назад. Вила Лобос решил назначить специальную комиссию, чтобы исправить это положение и добился того, что был издан официальный декрет, запрещающий исполнять национальный гимн до тех пор, пока не будет утверждено образцовое его пополнение. Это мероприятие вызвало со стороны врагов Вила Лобоса целый ряд резких нападок. Они обвиняли Вила Лобоса в том, что он недооценивает национальный гимн и желает внести в него кое-какие свои новаторские мысли, а то и вовсе заменить его собственным сочинением. Комиссия под председательством самого композитора, в которую входил старый профессор Франсиску Брага, музыкальный критик Андраде Муриси и поэты Олегариу Мариану и Маиуэл Бандейра, насчитала 59 ошибок в ставшем привычном исполнении гимна (27 ритмических и 32 интонационных). Тягостные споры затянулись и лишь 31 июля 1942 года правительственный декрет разрешил этот спор, признав правильной позицию Вила Лобоса.
В 1934 году Вила Лобос продирижировал в Рио своим балетом «Журупари» («Шоро № 10»), в постановке и с участием Сержа Лифаря. Спектакль этот был повторен 17 марта 1935 года в Париже с Лифарем в зале Плейель в декорациях Поля Колена.
На следующий год Вила Лобос совершил путешествие в Аргентину, получив приглашение продирижировать тремя симфоническими концертами в театре Колон. Он был в Буэнос-Айресе как раз в то время, когда этот город посетил президент Варгас1 и на торжественном спектакле в театре Колон, 25 мая, продирижировал своим балетом «Уирапуру». Перед возвращением в Бразилию, он организовал в Вагнеров-ской ассоциации Буэноса-Айреса концерт камерной музыки. 1935 год завершился новой победой Вила Лобоса: по случаю 250-летия со дня рождения Баха, 30 декабря он впервые в Рио с участием хора учителей исполнил си-минорную Мессу Баха.
В 1936 году, после того, как Вила Лобос представлял Бразилию на Конгрессе по музыкальному образованию, состоявшемся в Праге, он вместе с Бруно Вальтером, Вейнгартнером, Бакхаузом и другими был назначен в жюри Международного конкурса певцов и пианистов, происходившего в Вене. В жюри он был единственным музыкантом из Южной Америки. Он прослушал 72 кандидата и провел беседу в бразильском посольстве. 27 октября того же года в ознаменование столетия со дня рождения Карлоса Гомеса он продирижировал в Городском театре Рио ораторией «Колумб> этого композитора. С помощью режиссера Сал-ваторе Руберти Вила Лобос превратил ораторию в оперу и написал интерлюдию, выдержанную в стиле произведения. 15 ноября он исполнил с большим успехом «Иуду Маккавея» Генделя.
Мы подходим к очень своеобразному проявлению артистической деятельности Вила Лобоса в Бразилии: карнавальному «Кордану» — «Содаде до Кордан». Сознательно стремясь возродить одну из самых характерных форм фольклора Рио, Вила Лобос попытался воссоздать карнавальную группу в том виде, в каком она бытовала 65 лет назад. Тщательно подготовленное, с соблюдением всех традиций, зрелище получилось очень оригинальным, со сложной хореографией и сохранением в кордане1 всей его живописности и поэтичности.
В 1940 году Вила Лобос возглавляет бразильскую художественно-образовательную делегацию, отправившуюся в Монтевидео. Там он продирижировал двумя симфоническими концертами и прочел три доклада о бразильской музыке. В том же году в Рио приехал Леопольд Стоковский во главе Alt American Youth Orchestras.
Знаменитый дирижер предпринял ряд записей бразильской народной музыки для граммофонной фирмы «Колумбия». Вила Лобос водил своего друга по Рио и познакомил его с типичными формами городского и сельского фольклора.
В 1942 году Вила Лобос продирижировал в Рио двумя симфоническими концертами. Тогда впервые были исполнены Бразильская бахиана № 4, «Шоро» №№ 6,
9 и 11 и сюита «Открытие Бразилии». В 1943 году он получил звание почетного доктора Нью-Йоркского университета. В 1944 году он дал серию концертов в зале Национального радио в Рио-де-Жанейро и был избран членом-корреспондентом Аргентинской академии изящных искусств.
В том же году он совершил концертную поездку по Чили, и 31 октября 1944 года симфонический оркестр Сант-Яго исполнил под его управлением Вторую симфонию, «Кораблекрушение Клеоникоса» и «Африканские танцы».
В ноябре того же года дирижер Вернер Янссен предложил ему совершить турне по Соединенным Штатам. 21-го ноября он получил в Западном колледже звание доктора; 24-го Кинематографическая академия искусств и наук угощала его завтраком, а 26-го он дирижировал янссеновским симфоническим оркестром в Лос-Анжелосе, исполнив свою Вторую симфонию, «Грубую поэму» и «Шоро № 6». Во время этой поездки в Соединенные Штаты Вила Лобос имел случай дирижировать 22 февраля 1945 года Бостонским симфоническим оркестром. Программа концерта состояла исключительно из его собственных произведений — «Шоро № 12», «Грубой поэмы» и Бразильской бахиа-ны № 7 (Токката и Фуга). 13 марта Сергей Кусевиц-кий исполнил «Грубую поэму» с тем же оркестром в Карнеги-холле.
Вила Лобосу пришлось еще дирижировать симфоническим оркестром города Нью-Йорка («Уирапуру» и Бахиана № 7) 9 февраля, а симфоническим оркестром Нью-Йоркской филармонии («Шоро» №№ 8 и 9) 8-го. 28 января он успел организовать концерт камерной музыки в Нью-Йоркском музее современного искусства, а 27 февраля другой концерт в Чикагском университете, где была исполнена весьма обширная программа, включавшая такие уже ставшие известными камерные произведения Вила Лобоса, как Квартет, Бахиана № 1, Третье трио и «Шоро № 7».
1945 год был отмечен еще одним новым вкладом Вила Лобоса в дело бразильской музыки: созданием Бразильской музыкальной академии. Инициатор создания этой организации, первым президентом которой он стал, Вила Лобос с блеском руководил ее деятельностью. Признанная бразильским правительством как общественно-полезное учреждение, музыкальная академия объединяет самых видных композиторов и музыковедов и уже вступила в период активной деятельности: на концертах и лекциях она знакомит публику с бразильской музыкой и способствует изданию произведений бразильских.композиторов.
В 1,946 году Вила Лобос дал два концерта силами оркестра городского театра Рио-де-Жанейро. Первый концерт хоть и собрал ограниченный круг слушателей, был успехом в артистическом отношении. Второй, имевший как художественный, так и общественный успех, открыл нам изумительную индейскую поэму «Манду Сарара». В программу были еще включены Бахиана № 7, Первый фортепианный концерт и Вторая сюита «Открытие Бразилии». На другой день маэстро отбывал в Аргентину, где должен был дать в Театре Колон, в Буэнос-Айресе, два концерта. Затем он дал еще концерт в Кордобе при участии симфонического оркестра этого города. По возвращении его ожидала крупная награда. Бразильский институт образования, науки и культуры, ставший незадолго перед этим бразильской секцией ЮНЕСКО, единогласно присудил ему премию за музыку: это было официальным признанием его художественной и патриотической деятельности.
В январе 1947 года Вила Лобос предпринял второе путешествие в Соединенные Штаты в обществе пианиста Жозе Виейра Брандана. Целью этой поездки было совместно с либреттистами Форестом и Райтом написать комическую оперу «Магдалена». Произведение это стоило ему двух с половиной месяцев напряженного труда, во время которых он лишний раз доказал свою изумительную работоспособность. Единственно, что он ушел за это время показать публике, это— первое исполнение Бахианы № 3 для фортепиано и оркестра с Жозе Виейрой Бранданом в качестве солиста в системе радиовещания «Колумбия».
В начале 1948 года мы снова видим его в Париже. Вот характерный отзыв парижской прессы: «Вклад Вила Лобоса совсем другого рода. Некоторые из его произведений некогда вызывали в этом самом зале Гаво памятные кошачьи концерты. Могучее и увлекательное творчество Вила Лобоса нисколько от этого не утратило своей остроты и не испытало ни малейшего ущерба. Музыка его жестка, порой груба, с острыми гранями и красками режущей яркости. Она часто обладает крайне сгущенной звучностью и извлекает поразительные эффекты из бразильского фольклора. Одно можно сказать — музыка это несомненно принадлежит ему, а экзотизм нисколько не мешает ей оставаться чистым искусством»
Вторая половина 1948 года принесла Вила Лобосу серьезные испытания. В это время он пережил первый приступ болезни, подорвавшей его здоровье, той самой болезни, которая через двенадцать лет свела его в могилу. Необходимо было принимать срочные меры, и врач композитора посоветовал ему немедленно отправиться в Соединенные Штаты, где он сможет воспользоваться последними достижениями медицины. Финансовое положение Вила Лобоса было отнюдь не блистательным, но благодаря помощи некоторых друзей, — среди них был композитор Оскар Лорензу Фернандес,— и субсидия бразильского правительства, ему удалось отправиться в Соединенные Штаты. Он лег в нью-йоркский Мемориал-госпиталь 9-го июля. Состояние его здоровья было признано внушающим очень серьезные опасения, но о нем неустанно заботились его бразильские и американские друзья и почитатели. Удачно произведенная операция почти полностью восстановила его огромную энергию и жизнеспособность, хотя он должен был еще подвергнуться строгому ежедневному курсу лечения. Некоторые музыковеды считают эту дату переломной в творчестве Вила Лобоса с точки зрения качества его сочинений. Только время даст нам необходимую дистанцию, чтобы вынести суждение по этому поводу.

Ноты к произведениям бразильского композитора
После репетиции с оркестром Концертного общества Парижской консерватории (1953)

Начиная с 1949 года Вила Лобос совершил несколько турне по Европе, Соединенным Штатам. 17 марта 1949 года Рене Дюмениль («Le Monde*) дает нам представление о жизненной силе композитора: «На этой неделе Эйтор Вила Лобос еще раз сыграл главную роль в парижской музыкальной жизни». Вскоре он уже в Риме, где дирижирует первым исполнением своей Второй симфонии в Академии св. Цецилии. В марте 1952 года по случаю официального чествования в Париже в связи с пятидесятилетием его музыкальной деятельности, композитор получает из рук г-на Луи Жокса очень красивую медаль, выгравированную г-жей Коэффен и выбитую на Монетном дворе. В 1952 году правительство штата Сан-Паулу заказало ему крупное произведение в ознаменование четырехсотлетия города; им стала Десятая симфония, состоящая из пяти частей и названная Sume Pater Patrlum.
В это же время он осуществил несколько записей в Европе и в Соединенных Штатах. В 1955 году концерты, проведенные им в Париже, лишний раз показали, каким авторитетом он пользуется во Франции. Вот несколько выдержек из газет:
«По правде сказать, мало найдется композиторов, которые отважились бы на риск занять своими произведениями целую программу. Еще раз эта честь была оказана Эйтору Вила Лобосу Национальным оркестром, и композитор вышел победителем из этого испытания» (Rene Dumesnil, «Le Monde*, 14.IV.55).
«Концерт Вила Лобоса — это всегда нечто сочное, могучее, взрывчатое, неизменно отличающееся той особенностью, что слушатель внимает, затаив дыхание» Шаге Pincherle, «Nouvelles Litteraires», 24.Ш.55).
«Триумфальный прием со стороны публики, проявляющей вполне заслуженный автором восторг» (Rene Dumesnil, «Le Monde», 22.111.55, La salle Gaveau).
«Слава господина Вила Лобоса, долетает до самых далеких краев» (Maurice Imbert, «l'Information», 25.111.55).
Все в том же 1955 году он получил медаль имени Рихарда Штрауса, которой его наградило Германское Общество защиты авторских прав музыкантов и композиторов (ФРГ). В 1948 году после смерти Мануэля де Фальн он был избран членом-корреспондентом Института Франции.
В марте 1957 года Вила Лобос отправился в Нью Йорк, который вскоре стал центром его деятельности в последние годы жизни. Его мать, которую он очень любил, умерла годом раньше в Рио (10 марта 1956 года).
Ничто более не удерживало его в Бразилии, к тому же композитор испытывал огромное желание странствовать по свету, чтобы знакомить со своими произведениями, а также с творчеством крупнейших бразильских музыкантов. По случаю своего семидесятилетия он получил множество знаков уважения, так, например, муниципалитет Нью-Йорка внес его имя в «Памятный список отличившихся выдающимися заслугами» cNew York Times» посвятил ему целую передовицу. Министерство Образования и Культуры Бразилии объявило Год Вила Лобоса с большой программой чествований. В сентябре город Сан-Паулу оргаяизовал «Неделю Вила Лобоса» с торжественными заседаниями, лекциями и концертами.

Скачать ноты для фортепиано
Вила Лобос и Маргарита Лонг (Париж, 1952)

В ноябре 1957 года композитор снова отправился в Европу для записи своих концертов. На следующий год он посетил Соединенные Штаты и снова Европу. Затем он работал над партитурой музыки к фильму Метро Голдуян Мейер «Зеленые палаты». В ноябре состоялось под его руководством первое исполнение Бразильским симфоническим оркестром Magnificat Alleluja, заказанного Ватиканом, но премьера которого, по особому разрешению папы Пия XII, состоялась в Бразилии. 3 декабря Вила Лобос получил звание почетного honoris causa доктора музыки Нью-Йоркского университета. В дипломе, выданном композитору, можно прочесть следующее: «Эйтор Вила Лобос, выдающийся композитор, является одним из крупнейших творческих художников нашего времени. Он обогащает жизнь нескольких поколений студентов и определяет музыкальную судьбу многих музыкантов будущего. Эмоциональная натура, одаренная заразительным энтузиазмом, он прославился на весь мир как блестящий творец современной музыки». По этому случаю была исполнена в первый раз «Благословенная мудрость», произведение для хора, которое композитор посвятил Нью-Йоркскому университету. В 1958 году он получил в Париже «Гран-при граммофонной записи» за пластинку с сюитами из «Открытия Бразилии».

Ноты к произведениям Вилла Лобоса
Вила Лобос с королевой Бельгии Елизаветой


В январе 1959 года Вила Лобос приглашается как член жюри Международного конкурса Пабло Казальса в Мехико, после чего он немедленно отправляется давать концерты в Париж, Лондон, в Италию и в Испанию. В июле он присутствует в Рио на 50-летии Городского театра, где ему была вручена памятная медаль. Начиная с этого времени, состояние его здоровья начало непрерывно ухудшаться. Он скончался 17 ноября 1959 года в Рио-де-Жанейро. Ему было семьдесят два года.