Ю. Кремлев - Василий Павлович Соловьев-Седой

В.Соловьев-Седой ноты



Биография, ноты для фортепиано советского композитора

 

 

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
1954-1955

 

 

В 1954—1955 гг. Соловьёв-Седой вновь пишет много песен. Их характер и склад за эти годы особенно существенно не изменяются — если не считать того, что новые песни всё более ясно и прочно связываются с образами мирной жизни. Колорит песен заметно светлеет, они чаще проникаются радостными чувствами, хотя не расстаются с дымкой грусти и задумчивости, столь показательной для лирики Соловьёва-Седого вообще.
Композитор сочиняет очень большое количество музыки для кинофильмов и театральных пьес. Из этой массы далеко не всё сочинено «от сердца», не всё является плодом истинного вдохновения. Необходимость писать много, особенно в силу весьма возросшей известности и популярности, приходит в конфликт с теми чертами творческого характера, которые всегда побуждали и побуждают Соловьёва-Седого не торопиться при обдумывании и вынашивании любимых образов. Поэтому композитор постоянно вынужден заменять вдохновение опытом, навыками «набитой руки», что неизбежно приводит к возникновению ряда номеров лишь более или менее приемлемых, но поверхностных, а то и холодных. Однако истинное вдохновение Соловьёва-Седого не погибает посреди такой повседневной работы. Время от времени оно даёт себя знать с прежней, а то и с возросшей силой, свидетельствуя о неугасающей жизненности и о плодотворном, неторопливом развитии его таланта.
В 1954 году Соловьёв-Седой вторично избирается депутатом Верховного Совета СССР. Бессменно продолжается его деятельность в качестве председателя Ленинградского отделения Союза композиторов. К поездкам по стране и за рубеж прибавляются новые и новые.
В 1954 году Соловьёв-Седой пишет музыку к ряду кинофильмов («Девушка-джигит», «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», «Доброе утро», «Чемпион мира»).

песни для фортепиано и баяна
Приём в Кремле делегатов 1-го съезда композиторов РСФСР.
Слева направо: Т. Н. Хренников, Д. Д. Шостакович, В. П. Соловьёв-Седой, Н. С. Хрущёв, А. Б. Аристов. (I960 г.)


Музыка к фильму «Девушка-джигит» интересна главным образом расширением национальных основ творчества Соловьёва-Седого. По собственным словам композитора, «соприкосновение с казахским национальным искусством во время работы над фильмом «Девушка-джигит» показало, что у братских народов есть много интонаций, которые могут обогатить нашу русскую музыку».1 Любопытным примером подобного освоения казахского фольклорного колорита является песенка Ангарвая на слова М. Вольпина из данного фильма с её своеобразными ударными секундами, квартами и квинтами в аккомпанементе.
Музыка к кинофильму «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» оказалась по преимуществу «сочинением к случаю». Так, например, в песне «Праздничная» (на слова А. Фатьянова) есть ритмическая энергия, но нет яркости и мелодической свежести родственной ей, более ранней «Студенческой попутной». Песни «Мы не знали с тобой друг о друге» (на слова А. Фатьянова) и «Степь кругом» (на слова Н. Лабковского) из того же фильма не обладают и достоинствами «Праздничной» — вследствие стёртости, привычности мелодических оборотов, которые композитор тщетно пытается оживить необычными гармониями. Песня «Вечерняя» из этого же фильма («Хороши в лугах травы росные», слова А. Фатьянова) представляет медленный вальс, не обладающий выдающимися достоинствами, но отмеченный обычной мягкостью лирики Соловьёва-Седого (в частности, приметны краски септаккордов).
Не отличаются яркостью и своеобразием песни из фильма «Чемпион мира». В лирической песне Насти (на слова М. Светлова) даже чувствуется влияние дурной эстрадности («джазовые» синкопы).
Иным оказался итоговый результат музыки к кинофильму «Доброе утро»: здесь можно выделить две подлинно поэтичные песни.
Одна из них («Доброе утро») написана на слова самого композитора и посвящена теме расставания с любимой. Текст отмечен столь присущей музыке Соловьёва-Седого светлой грустью: печальна и трудна разлука, но она ведь не навсегда:

Даже солнце каждым утром
Ждёт свидания с землей.
Так неужто, дорогая,
Мы не встретимся с тобой?

Мелодия — не из самых ярких у композитора, но в музыке всё же явственно чувствуются некоторые наиболее характерные черты его поэтичного мироощущения. Вокальная партия непринуждённо сочетает песенность и «разговорность», привлекает ласковыми и искренними оборотами. Узорчатый аккомпанемент как бы вьётся вокруг голоса, то украшая пение грациозным орнаментом, то набрасывая штрихи пейзажа — плеск волн, сиротливый крик чайки.
Другую песню из того же фильма — «Что нам ветры» («Дорожная», слова А. Фатьянова) можно назвать превосходной — мелодия её достигает особенной ясности, чеканности и обобщенности. Это опять лирический пейзаж дороги, но уже сухопутной. Простейший остинатный ритм пронизывает всю песню, словно отдаваясь стуком колёс, а в конце замирая серебристым звуком колокольчиков. Основной образ излюблен композитором — это (как и в «Вёрстах») томление ищущего, ждущего и надеющегося чувства. Но колорит несравненно светлее, чем в «Вёрстах». Прекрасно найден контраст запева и припева. В запеве с его романтической квинтой тоники («Что нам ветры.») и отчетливым си-минором эмоция проникнута печалью. В припеве поворот в Ре-мажор и появление пунктированной ритмики знаменует преображение эмоции: она становится более светлой и активной. Но как тонко это сделано! Ре мажор в припеве всё время смешан с си минором; а во фрагменте «бегут, мелькают вёрсты, но где же тот перекрёсток?» пробудившаяся решительность вновь сменяется мечтательностью — теперь уже сладкой, полной надежд. Так Соловьёв-Седой вновь обнаруживает психологическое богатство своих песенных образов, способных переливаться целым рядом оттенков. Когда же под конец музыка песни затихает вдали, мы не можем отдать себе ясного отчёта — была ли она в си-миноре или в Ре-мажоре? Таково пленительное по мастерству использование переменного лада D-h для создания образа романтического стремления к счастью.
В 1954 году Соловьёв-Седой написал также музыку к пьесе «Сын Рыбакова» В. Гусева. Вот его слова об этом, относящиеся к 1956 году: «Работа в кино отвлекла меня от театральной музыки. Из последних театральных своих работ я доволен лишь музыкой к пьесе «Иван Рыбаков», поставленной Малым театром.
С большим волнением знакомился я с этой пьесой, ибо это была посмертная пьеса моего друга, напомнившего спустя десять лет о себе.

Товарищ, болит у меня голова,
Тревога промчалась над нами,
От крови бойцов потемнела трава,
Склони своё красное знамя.

Я читал эти строки и видел перед собой Виктора Гусева последних дней его жизни.

Товарищ, должно быть, я нынче умру.

При чтении этих слов на глазах у меня выступали невольные слёзы. Мне казалось, что Виктор говорил о самом себе.
Понятно, с каким волнением писал я музыку на слова, этой песни, которую считаю одной из лучших моих песен последнего времени».
«Песня бойцов» («Товарищ, болит у меня голова», слова В. Гусева) из спектакля «Сын Рыбакова» — глубоко волнующее воспоминание о суровых, трагических событиях войны. Здесь, как и в некоторых ранних песнях Соловьёва-Седого, воскресают связи с традициями старой революционной песни. Но теперь они обогащены обширным песенным опытом самого композитора. При наличии контраста между мучительно мрачным запевом и рвущимся к свету и жизни припевом, верно, правдиво выдержан общий строй скорбных чувств умирающего, но не сломленного бойца. Видение близкой смерти не лишает его силы и теплоты, чувств. Плач контральто соло (без слов) лишь оттеняет мужество и стойкость души погибающего. Одна из очень приметных и существенных особенностей песни — экспрессивность гармонических сочетаний. Достигнутая в особенности хроматизмами, диссонансами секунд и септаккордов, она очень выразительно передаёт эмоции тоски и скорби. Композитору удаётся с обычным мастерством воплотить переходы, оттенки чувства, то освещаемого горением души, то меркнущего в тягостном сознании бессилия. Эта песня — едва ли не высшее достижение трагической лирики Соловьёва-Седого, которому, как мы видели, несравненно более свойственны иные сферы переживаний.

скачать ноты к песням
Праздник песни в Ленинграде. В. Соловьёв-Седой дирижирует на стадионе им. С. М. Кирова. (1959 г.)

 


Упомянем и другой песенный номер из музыки к пьесе «Сын Рыбакова» — «Песенку о весне» (на слова В. Винникова). Разумеется, она несравнима с «Песней бойцов», так как носит эстрадный характер и не свободна от эмоциональной элементарности. Но у неё есть известное достоинство, заключающееся в легкожанровой бойкости и пикантности.
Написанная в 1954 году «Летняя песенка» (на слова Н. Глейзарова) продолжила опыт творчества Соловьёва-Седого для детей. Приметна особенность её гармонии, основанная опять-таки на свободном пользовании переменным ладом. Песня начинается доминантой ми-минора с колоритным смешением хроматической и диатонической седьмых ступеней. В припеве музыка сдвигается в мажорную субдоминанту ми-минора, равную мажорной второй ступени Соль-мажора. Здесь краски ми-минора и Соль-мажора всё время смешаны, но в конце побеждает Соль-мажор.
В 1955 году Соловьёв-Седой написал музыку к кинофильмам «Максим Перепелица» и «В один прекрасный день».
Довольно многочисленные песни из этих фильмов не поднимаются над средним уровнем, хотя исправно выполняют свою «служебную» роль, обладая теми или иными достоинствами и характерными частностями.
Песня «В путь» (фильм «Максим Перепелица», слова М. Дудина) — хороший образец походной песни с достаточно отчётливыми и выразительными интонациями. В песне «Журавель мой, журавель» из того же фильма примечательно систематическое применение септаккордов в фортепьянном сопровождении. Выше мы видели, как септаккорды постепенно развиваются и закрепляются в гармонии Соловьёва-Седого — оказываясь очень выгодным средством смягчения, затуманивания функциональных ходов гармонии, кадансов и т. п. Здесь септаккорды гипертрофированы и перестают выделяться.
«Песня об Украине» (из фильма «В один прекрасный день», слова Б. Палийчука) импонирует значительностью масштабов, гимничностью, эффектами скачкообразного ведения хоровых голосов. Впрочем, тематический материал не настолько рельефен и выразителен, чтобы придать этой песне непреходящее, самостоятельное значение. К тому же, достаточно формальный текст не даёт здесь возможности развиться лучшему у композитора — его лирике.


В песне «Завелась в душе забота» (тот же фильм, слова В. Бокова) оригинальная, слегка ироническая лирика (напоминающая «Песню Васи» из оперетты «Самое заветное») присутствует. Однако интонационный строй этой песни бледнее, чем в других аналогичных песнях Соловьёва-Седого — что не может способствовать её истинной популярности.
Песня «Гляжу в поля просторные» (тот же фильм, тот же автор текста) обладает широко развитой фактурой аккомпанемента (отчасти напоминающей фактуру «На лодке»). Но это не искупает вялости тематического материала.

Неплоха лирико-юмористическая «Жалоба» (тот же фильм, тот же автор текста).
Творческие итоги 1954—1955 гг. неоспоримо свидетельствуют как о значительном количестве средней по качеству, более или менее равнодушно написанной музыки, так и об отдельных ярких удачах, нисколько не уступающих лучшим достижениям Соловьёва-Седого в прошлом.
Не забудем, к тому же, что в 1955 году композитор завершил доделку второй редакции балета «Тарас Бульба», премьера которого состоялась в июне. Успех балета воодушевил композитора на дальнейшее творчество в области крупных форм. В ноябре 1955 года он начал работу над оперой «Любовь Яровая». Эта работа продолжалась до марта 1956 года, но затем была временно приостановлена и отложена, уступив место новым сочинениям мелких форм.