Б. Доброхотов - Александр Алябьев. Творческий путь

А. Алябьев (ноты)

Штейнпресс - Алябьев в изгнании, Страницы из жизни

Биография, жизнь и творчество А. Алябьева

 

 

Скачать книгу
Б. Доброхотов
Александр Алябьев
Творческий путь

“Музыка”, 1966г.
(pdf 21 Мб)

Содержание:

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Имя Алябьева прежде всего связывается с его песней «Соловей», облетевшей весь мир. Песня эта совершенно воплотила русский лиризм, рожденный восприятием русской природы. Напоминанием о России представлялся «Соловей» Глинке, который, живя вдали от родины, дважды творчески обращался к песне Алябьева. Любил «Соловья» и Чайковский: «Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!!!»,— писал он. А. В. Нежданова вспоминала, как в 1913 году она пела в Италии Горькому: «Во время пения, взглядывая на Алексея Максимовича, я замечала его взволнованное лицо и слезы на глазах. В особенности ему понравились русские пес-пи, а алябьевского «Соловья» он даже просил повторить».
«Соловей» — любимая пьеса в. репертуаре колоратурных сопрано, русских и иностранных. Вплоть до начала XX века зарубежные певицы, согласно твердо установившейся традиции, пели «Соловья» на русском языке.

«Соловей» вошел в концертные программы и в качестве инструментальной пьесы. Первое место принадлежит виртуозным транскрипциям Глинки, Листа и Вьетана. «Соловья» поют и играют не только на концертной эстраде. Бесчисленно количество, подчас безымянных, переложений «Соловья» для флейты, балалайки, гитары, двух гитар, домры и других инструментов. До сих пор переложения «Соловья» занимают место в сборниках педагогического назначения.
Автор даже одной всемирно известной песни заслуживает изучения. А ведь Алябьев создал сотни превосходных произведений. Среди них онеры, балет, симфоническая и хоровая музыка, квартеты и трио и, кроме «Соловья», более 160 песен и романсов (ноты).

Но жизненная катастрофа на долгие годы оторвала Алябьева от столичных театров и большой концертной эстрады. Прирожденный симфонист, он был вынужден публиковать лишь романсы и небольшие танцы для фортепиано, основная же п важнейшая часть созданных им произведений была предана полному забвению. И лишь па исходе первой половины: нашего столетия случайно обнаруженный личный музыкальный архив композитора стал доступен для изучения. Многие крупные инструментальные, хоровые и театральные произведения Алябьева стали входить в концертный репертуар, завоевав любовь слушателей. Творчество композитора раскрывалось во всем объеме и значении, его изучение стало настоятельной потребностью. Но не только творчество Алябьева, сама жизнь его была почти неизвестна. Биография композитора изобиловала загадками и неясностями. Сын вельможи--и ссыльный скиталец, создатель проникновенных произведений—и человек, более четверти века, вплоть до смерти, заклейменный подозрением в убийстве.

Воссоздать жизнь Алябьева можно было лишь на основе данных, распыленных в десятках различных архивохранилищ Москвы, Ленинграда, Тобольска, Омска, Тюмени, Оренбурга, Ставропольского края. Приходилось обращаться буквально к тысячам листов в делах и III отделения «собственной его императорского величества тайной канцелярии», и в Экстрактах судебного, процесса Алябьева, и в данных полицейского надзора, и в делах канцелярий московского, тобольского и оренбургского генерал-губернаторов, и в документах, связанных со столичными театрами той поры, и в делах цензурного комитета, и в ряде личных фондов современников, композитора.

В результате биография Алябьева оказалась восстановленной в первую очередь, музыкальное же наследие, не менее интересное, долгое время оставалось неизученным и неосвещенным.
Задача данной книги — рассказать о музыке Алябьева, проследить эволюцию его творчества. Выполнению этого предшествовало многолетнее изучение музыкальных рукописей Алябьева, подготовка их к публикации. В процессе текстологической работы удалось проследить становление музыкальных тем, возникновение замыслов, пути их реализации. Путь Алябьева-композитора поддается довольно четкой периодизации: начало деятельности вплоть до жизненной катастрофы, круто изменившей его судьбу, время изгнания, ставшее вопреки бесправному положению порой творческого расцвета, наконец, последние годы, когда внутренне закалившийся и созревший художник подводит итоги.

Автор пользуется случаем принести глубокую благодарность Е. Н. Алексеевой, М. П. Алексееву, А. Б. Алябьеву,. И. Л. Андроникову, Л. П. Атановой, М. Ю. Барановской,. Е. Е. Бортниковой, С. Быковой, А. Н. Глумову, Г. Ф. Граменицкой, А. А. Ильину, В, А. Киселеву, П. Г. Козлову, О. П. Малышевой, В. А. Натансону, С. И. Недумову;. М. В. Нечкиной, С. М. Орешникову, В. Н. Парашину, В. Г. Уткову, Т. Г. Цявловской, И. М. Ямпольскому, специалисту по истории судопроизводства в России С. Л. Герзону, начальнику следственного отдела МВД Московской области Г. Г. Пухову, врачу-криминалисту П. С. Семеновскому и сотрудникам различных архивов, оказавшим помощь в подготовке данной книги.

Скачать ноты Скачать книгу