Б. Штейнпресс - Биография А. Алябьева

А. Алябьев (ноты)

Доброхотов - Александр Алябьев. Творческий путь



Книги о русском композиторе А.А. Алябеве

 

 

Скачать книгу

Б. Штейнпресс
Страницы из жизни А.А. Алябьева

"Государственное музыкальное издательство", 1956г.
(pdf, 23.7 Мб)

содержание:

 
ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая работа посвящена биографии замечательного русского композитора Александра Александровича Алябьева. Основные главы книги охватывают сорок лет его жизни — от рождения до ссылки. В них описываются ранние годы жизни композитора, созревание его художественной индивидуальности, участие в Отечественной войне и заграничном походе, последующая офицерская служба и возобновление занятий композицией, интенсивная творческая деятельность для театра и начало расцвета вокальной лирики — наиболее важной области его творчества. В эти годы появились многие его музыкально-сценические произведения, в том числе комическая опера «Лунная ночь, или Домовые» и балет «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты», три струнных квартета, серия фортепианных пьес, ряд популярнейших романсов и песен, и среди них — знаменитый «Соловей». В личной жизни композитора этот период -завершился длительным тюремным заключением, вызванным тяжким и несправедливым обвинением. Выяснение обстоятельств, связанных с судебным процессом, разоблачение легенд, созданных вокруг пресловутой ссоры за карточным столом, реабилитация композитора на основе точных и объективных данных—одна из задач настоящей работы.
Дополнением к главной части работы служит публикация писем А. А. Алябьева, относящихся к периоду ссылки и к последним годам его жизни в Москве.

«Страницы из жизни А. А. Алябьева»—это не только жизнеописание, но и творческая биография произведений композитора, главным образом театральных (история создания и постановок оперы, балета, водевилей) и вокальных (данные о сочинении и публикации романсов и песен). Таковы главы и разделы:: «Сочинения 1810-х годов», «Творческая работа Алябьева для театра в Петербурге и Москве в первой половине 20-х годов», «Ранние пушкинские произведения Алябьева», «Творческая работа Алябьева в годы тюремного заключения» (музыка для театра, вокально-симфонические и инструментальные произведения, вокальная лирика и особо — русская песня «Соловей»), а также заключительная глава приложений — «Творческие памятки поздних лет». Истории произведений уделяется много места и в разделах о творческой связи Алябьева с писателями-декабристами, о встречах с Майковыми и др.
Выяснение времени создания, исполнения и публикации произведений является одной из необходимых предпосылок для точной периодизации и верной характеристики творчества композитора. Обычно в работах об Алябьеве даются слишком суммарные обзоры его художественного наследия без учета творческой эволюции и без установления различий между произведениями разных периодов. Отсутствие твердой хронологической опоры мешает правильно определить место композитора в общем развитии музыкального искусства.

Новые исследования показывают, что ряд сочинений Алябьева появился значительно раньше, чем это считалось до сих пор. Вообще начало его творческой деятельности -надо отнести к гораздо более раннему периоду. Алябьев стал заниматься композицией и публиковать свои произведения еще до Отечественной войны 1812 года. Он был не только современником М. И. Глинки, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, А. Н. Верстовского, но и предшественником их.

Алябьев известен прежде всего как автор романсов и песен. Но он является также симфонистом, театральным композитором, мастером камерной, хоровой и военно-оркестровой музыки. Эти области его творчества оставались -в тени на протяжении многих десятилетий и едва упоминались в общих трудах по истории музыки. Лишь с конца 30-х годов нынешнего столетия они начали привлекать внимание музыковедов. После Великой Отечественной войны 1941—1945 годов инструментальная музыка Алябьева стала исполняться в концертах и радиопередачах; впервые напечатан ряд его симфонических, камерных и хоровых партитур, инструментальных дуэтов, переизданы фортепианные пьесы. Усилился интерес и к его вокальным сочинениям (издание сборников избранных романсов, популяризация в концертах и т. п.). Однако богатство романсово-песенного творчества Алябьева далеко еще не освоено ни исполнителями ни исследователями; многие ценные страницы его лирики находятся пока в забвении. Выпущенное фирмой П. И. Юргенсона в 1898 году «Полное собрание романсов и песен для пения с фортепиано» А. Алябьева в четырех частях (томах), содержащих 112 (фактически 113) номеров, не охватывает всего камерного вокального наследия композитора; сюда не вошло около пятидесяти произведений, опубликованных в старинных изданиях, а также большого количества романсов и песен, сохранившихся в рукописях.
Первая -— и единственная до сих пор — монография об Алябьеве принадлежит перу Г. Н. Тимофеева. Его книга вышла в свет в 1912 году и отмечена почетным отзывом Академии наук. Этот труд явился важным вкладом в изучение жизни и творчества Алябьева. Однако многие материалы (архив композитора, фонды судебных органов и т. п.) были недоступны биографу; недостаточно были использованы им литературные источники, в частности, периодика. В изложении биографии осталось много «белых пятен», допущены неточности и ошибки.
Для возрождения интереса к творчеству Алябьева большее значение имели высказывания Б. В. Асафьева, назвавшего Алябьева «первым выдающимся русским лириком» (статья в сборнике «Русский романс», 1930). Пренебрежительное отношение предшествующих поколений музыкантов к Алябьеву как к «дилетанту» начало уступать место признанию его роли как крупнейшего из мастеров русского романса доглинкинского периода.

За последние два десятилетия опубликован ряд статей, восполняющих некоторые пробелы в биографии композитора. Алябьеву посвящены отдельные очерки в учебниках по истории русской музыки, написанные М.С. Пекелисом (1940) и Ю. В, Келдышем (1948), а также в диссертации, В. А. Васиной-Гроссман. Большую работу проделали Б. В. Доброхотов и Г. В. Киркор по редактированию и публикации сочинений, оставшихся в рукописях.
Однако изучение жизненного пути и художественного наследия Алябьева далеко еще не закончено. Многие периоды жизни и многие стороны деятельности выдающегося русского музыканта—композитора,. пианиста, дирижера, певца, педагога, собирателя народных песен, организатора музыкальной жизни — должны быть заново освещены. При этом крайне необходимо очистить его биографию от массы измышлений, анекдотов, мифов и фактических ошибок, накопившихся за десятилетия, упорно держащихся и множащихся по сию пору.

Пожалуй, ни одна из композиторских биографий не подвергалась таким невероятным искажениям, как биография Алябьева. Неверные сведения о композиторе, неправильные даты (начиная от года рождения — с разницей на пятнадцать лет!—и кончая годом смерти) попадаются даже в новейших трудах, например, в работах об А. С. Грибоедове, Л. Н. Толстом, А. Н. Радищеве писателях-декабристах. Для иллюстрации приведем следующий пример: в комментариях к одной из публикаций в таком солидном и тщательно подготовленном научном издании, как «Литературное наследство» (вып. 59, изд. 1954), на странице 212 сообщается, что полковник А. Н. Алябьев (композитор) был осужден Государственным Советом в 1825 году — три ошибки в одной фразе (неверно указаны год, чин, инициалы)! Грубые ошибки, касающиеся фактов творческой биографии композитора, содержатся сплошь и рядом в специальной музыковедческой литературе. Все это заставляет больше, чем хотелось бы, останавливаться на разборе и опровержении ложных сообщений, бездоказательных утверждений и неточностей, вносить разъяснения и поправка Выполнение данной задачи особенно важно в тех случаях, когда та или иная унаследованная по традиции и с трудом изживаемая легенда, либо родившаяся в недавнее время и выданная за правду фантазия, создает превратное представление об общественном и моральном облике композитора или вносит путаницу в историю его творческого развития.

Нередко для выяснения факта, обнаружения новых моментов в биографии приходится привлекать материал, имеющий косвенное отношение к теме исследования. Иногда, например, оказывается необходимым определить срок пребывания 'в полку сослуживца композитора, точное местопребывание родственника или приятеля, годы жизни лица, которому посвящено произведение, чтобы найти отправной пункт для прослеживания личных связей композитора, уточнения хронологии его сочинений, установления его местонахождения в данный период и т. д. Опыт показывает, что без учета так называемых деталей, к которым столь пренебрежительно относятся иные музыкальные критики, подчас терпят провал самые глубокомысленные, но беспочвенные «обобщения» и «творческие концепции».
Широкому освещению музыкально-исторической темы могут помочь материалы, заимствованные из общеисторических, литературоведческих, театроведческих и т. п. источников. Автор настоящей работы стремился использовать подобные материалы
при изучении эпохи, в которую жил Алябьев, и для характеристики лиц, с которыми композитор встречался. Значительную ценность для историка музыки имеют такие труды, как книга М. В. Нечкиной «А. С. Грибоедов и декабристы» (хотя нельзя не отметить в данной книге некоторых неточностей, касающихся именно А. А. Алябьева). Вместе с тем, изучение связей композитора с литераторами, актерами и другими мастерами искусства
дает новый материал и для биографий этих деятелей культуры.
В книге «Страницы из жизни А. А. Алябьева» большое внимание уделено ближайшему окружению музыканта, его общению, с представителями, декабристского движения, масонства, гусарской и литературных содружеств, любительских музыкально-театральных кружков, артистического мира, с товарищами г по композиторской профессии, с сотрудниками по творческой работе, с друзьями и приятелями. Излагаемые в этом плане факты должны помочь воссоздать обстановку жизни и. деятельности Алябьева, определить взаимоотношения его с различными общественными и художественными кругами, оттенить некоторые стороны его натуры. В главах, специально посвященных связям Алябьева с отдельными лицами, изложение не замыкается в хронологические рамки основной части книги (до ссылки композитора), но распространяется и на последующие годы его жизни.

В личной жизни Александра Александровича большую роль играли семейные связи. Композитор провел детство и юность в семье. Позднее, по выходе в отставку, он жил в Москве в одной квартире с сестрой Екатериной, которая приехала к нему и в ссылку — Сибирь, а затем на Кавказ. Получив частичную амнистию, он поселился, в имении сестры Натальи; все сестры, брат Василий и их семьи принимали близкое участие в его судьбе. На литературные тексты брата Александр Александрович написал ряд музыкальных сочинений. Для представления об обстановке, в которой с детства развивался Алябьев, важны сведения о его родителях—о принадлежности матери к роду Новиковых, просветительской деятельности отца в Сибири, его интересе к музыке и театру, его отношении к А. Н. Радищеву и тобольским ссыльным. Обрисовать достаточно полно и правдиво облик А. В. Алябьева необходимо в особенности потому, что и в прежней и в современной литературе встречаются отзывы, резко расходящиеся в оценке его личности.

Юные годы композитора прошли в Москве. Они приходятся на период, непосредственно предшествовавший Отечественной войне 1812 года. Как раз этот период менее всего освещен в музыкально-исторической литературе. Труды по истории русской музыкальной культуры XVIII века не доходят до него. Труды же по истории русской музыки XIX века начинаются обычно с послевоенного времени или даже с 1825 года и во всяком случае не выделяют «и этого периода, ни музыкальной культуры Москвы. Отсюда возникла задача — собрать сведения о различных сторонах музыкальной жизни Москвы в первый период пребывания Алябьева в древней русской столице. Аналогичная задача была выдвинута и в отношении сведений, характеризующих впечатления русских воинов за границей во время похода 1813—1814 годов. Следующий далее раздел дает общее представление о национальном подъеме, вызванном Отечественной войной. Он непосредственно предваряет описание творческой деятельности композитора и характеристику его окружения. Дальнейшая задача—анализ творчества—должна быть решена в последующих -музыковедческих трудах.
*
Все документы, впервые публикуемые в книге, даются по новой орфографии, но с сохранением характерных особенностей написания и пунктуации. В цитатах из печатных и архивных материалов все пропуски текста обозначаются точками, заключенными в прямые скобки.
Источники выделены в особое приложение; в книге нет прямых ссылок на них. Авторы цитируемых или упоминаемых материалов, а по мере надобности также названия и даты приводятся по ходу изложения в основном тексте работы. Более же подробные библиографические указания, с обозначением выходных данных издания, страниц и т. п., помещены в «Источниках», где все материалы сгруппированы по тематическому признаку в пределах каждой главы и каждого раздела. В необходимых случаях названия печатных и архивных источников сопровождаются примечаниями, определяющими их принадлежность к тому или иному факту или цитате. В разделах, относящихся к музыкально-театральным работам Алябьева, название учреждения обозначает место хранения партитуры или либретто. В начале каждого раздела источников указаны соответствующие ему страницы основного текста.
В целях экономии места источники, многократно упоминаемые, а также слова, часто повторяющиеся в библиографии, обозначены сокращенно (см. перечень условных сокращений). Кроме того, в оглавлении при названии каждого раздела книги указаны также страницы соответствующего раздела «Источников». Основная литература об Алябьеве дана отдельно, в хронологическом порядке. Письма и документы Алябьева, приводимые в книге, а также музыкальные произведения композитора, упоминаемые в ней, перечислены в специальных указателях.
В качестве нотного приложения к книге помещены некоторые неизвестные или забытые романсы Алябьева, относящиеся к раннему периоду его творчества (четыре романса на слова В. А. Жуковского), либо связанные с именами поэтов-декабристов (Н. Н. Оржицкого, Ф. Н. Глинки), либо, наконец, служащие творческой памяткой отношений Алябьева с современными ему композиторами (элегия для сборника М. И. Глинки).


Глава I. Семья.
Глава II. Первые двадцать пять лет жизни в гражданском
Сведения о раннем детстве, о службе ведомстве и о юношеских развлечениях
Общее и музыкальное образование. Начало творческого пути
Музыкальные впечатления раннего московского периода.

Глава III
Алябьев в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе 1813—1814 годов

Глава IV
Возвращение к музыкальной деятельности
Музыкальные впечатления военных лет В обстановке национального подъема. Возобновление занятий музыкой Сочинения 1810-х годов. Завершение военной карьеры

Глава V
Дружеские связи офицера и музыканта Алябьева
Постановка вопроса. Факты и домыслы
Творческие связи Алябьева с писателями-декабристами. Однополчанин Н. Н. Оржицкий. Сотрудничество с П. А. Мухановым и Ф. Н. Глинкой. Встречи с А. А. Бестужевым. Возможное знакомство с В. К. Кюхельбекером. Вопрос о масонах. Генерал И. М. Бороздин и другие Гусарская вольница. Денис Давыдов. «Рыцари лики с любви, свободы и вина» (Пушкин)
Общение с участниками «Зеленой лампы». Н. В. Всеволожский, П. Б. Мансуров, Ш. Ф. Юрьев. Вопрос о знакомстве с А. С. Пушкиным
А. А. Алябьев и А. С. Грибоедов. Братья Д. Н. и С. Н. Бегичевы. Н. А. Шатилов
Алябьев и грибоедовекая Москва. А. А. Тучков, Г. А. Римский-Корсаков, Н. И. Толстой, А. М. Исленьев.

Глава VI
Творческая работа Алябьева для театра в Петербурге и Москве в первой половине 20-х годов
Театральный дебют Алябьева. Опера-водевиль «Новая шалость, или Театральное сражение» (текст Ы. И, Хмельницкого, музыка А. А, Алябьева, Л. В, Маурера и А. Н.
Верстовокого).
«Лунная ночь, или Домовые», комическая опера в двух действиях с хорами (либретто П. А. Муханова и П. Арапова)
Музыка к комедиям-водевилям М. Н. Загоскина и П. И. Арапова.
Музыка к операм-водевилям А. И. Писарева «Торжество муз»

Глава VII
Театрально-музыкальное окружению Алябьева первой половины 20-х годов
Театральные деятели — драматурги А. А. Шаховской, А, А. Майков, Ф. Ф. Кокошжин, М. Н. Загоскин, композитор А, Н. Верстовский. Художник Н. А. Майков Певцы П. А. Булахов, Н. В. Репина, Н. В. Лавров, Д. М. Лаврова, А. О. Бантышев
Дирижеры-композиторы Л. В. Маурер, К, А. Капое, Ф, Е, Шольц, Н. Е. Кубишта
Актеры М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, В. И. Рязанцев, А. М. и А, Т. Сабуровы
Любительские спектакли. Семья Всеволожских, И. И. Хмельницкий, П, Н, Арапоп, А. И. Писарев, А. А, Вашилов и другие
Благотворительные концерты. Музыкальные салоны. Зинаида Волконская, братья Михаил и Матвей Висльгорские, Владимир Одоевский


Глава VIII. Ранние пушкинские произведения Алябьева
«Кавказский пленник». «Черкесская песня». «Слеза»

Глава IX. Судебный процесс
Февральское происшествие 1825 года в представлении современников и в памяти потомков
Обстоятельства дела, его реальные и мнимые участники и жертвы, свидетели обвинения и организаторы следствия
Три года преследований

Глава X. Творческая работа Алябьева в годы тюремного заключения
Театральная музыка. Балет «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты». Вокально-симфонические произведения
( Русская песня «Соловей»
а) Предыстория
б) Хронологическая загадка.
в) Дельвиг и его «Русская мелодия»
г) 1825 или 1826 год?.
д) Популярность
е) Дополнение. Произведения Алябьева на тексты Дельвига
Начало расцвета вокальной лирики Алябьева Некоторые сведения об инструментальных сочинениях
Алябьева тюремных лет
«Прощание с соловьем».

ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Годы ссылки в письмах композитора
Тобольск
Пятигорск.
Оренбург.
Богородский уезд.
Полулегальная командировка в Москву.
Коломна
2. Творческие памятки поздних лет
Романс Грибоедова — Верстовокого и Грибоедова —Алябьева.
Элегия Алябьева для сборника М. И. Глинки
Романс Алябьева для сборника А. С. Даргомыжского и запись в нотном альбоме.

ИСТОЧНИКИ
Перечень условных сокращений
Источники к главам 1-Х
Источники к приложениям.
Литература об А. А. Алябьеве

УКАЗАТЕЛИ
Письма и документы А. А. Алябьева. Произведения А. А. Алябьева, упоминаемые в книге
Список иллюстраций
Указатель гимен.

НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ. А. АЛЯБЬЕВ. РОМАНСЫ.
Четыре романса на слова В. А. Жуковского
Юлия. Голос с того света
Воспоминание
Путешественник
Верность до гроба
Прощание гусара. Слова Н. Н. Оржицкого.
Тоска больной Нины. Слова Ф. Н. Глинки.
«Где ты, прелестный край». Элегия

 

 

Скачать книгу

Б. Штейнпресс
Алябьев в изгнании

"Государственное музыкальное издательство", 1956г.
(pdf, 9.58 Мб)

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

Александр Александрович Алябьев — исключительно своеобразная фигура в истории музыкальной культуры России.
Среди видных русских композиторов первой половины XIX века он — единственный участник Отечественной войны,
Он же — единственный среди русских композиторов прошлого, кто испытал тягость царской ссылки в Сибири.
Жизнь бросала его в разные края страны. После возвращения из заграничного военного похода (музыкант-воин побывал в Польше, Германии, Франции) он жил в провинции (Новгородская, Воронежская губернии), Петербурге, Москве, затем долго сидел в тюрьме. Дальше ссылка: Сибирь, Северный Кавказ, Южный Урал, центральные российские губернии, возвращение в Москву, поездка на Украину, в Крым, под Самару, под Пензу, снова жизнь в Москве.

Длительное пребывание в Сибири (детские годы и ссылка), на Кавказе, в Оренбургском крае оставило значительный след в сознании и творчестве талантливого музыканта. Изучение «провинциальных» периодов биографии композитора — важная и поучительная задача.
Судьба творчества Алябьева также своеобразна. Композитор оперной, балетной, симфонической, духовой, хоровой, камерно-инструментальной, песенно-романсовой, фортепьянной музыки, он остался в памяти последующих поколений почти исключительно как автор романсов. К тому же всемирная слава «Соловья» заслонила все остальное его камерное вокальное творчество, хотя среди его романсов и песен в свое время было немало популярных. Только в советское время, особенно с 40-х годов нашего столетия, началось возрождение Алябьева. Были открыты и сделались доступными богатства его симфонической и камерной музыки. Его романсы и песни стали шире и чаще включаться в концертные программы. Началось систематическое изучение его творчества в общих и специальных трудах.
Этим процессом все возрастающего внимания к биографии и художественному наследству замечательного русского музыканта, сибиряка по месту рождения и месту ссылки, и вызвано появление настоящей работы — одновременно музыковедческой и краеведческой.

Исследование «Алябьев в изгнании» является продолжением книги «Страницы из жизни А. А. Алябьева» (1956), основные главы которой доводят изложение биографии композитора как раз до периода ссылки. Вместе с тем, по своему содержанию и изложению новая книга имеет самостоятельное значение.
Первые ее две главы дают представление о жизненном пути и творческом развитии Алябьева в годы, предшествовавшие ссылке, о том, кем был композитор к моменту осуждения и какие обстоятельства вызвали его недобровольное возвращение на родину, в сибирский край, тогдашнюю страну изгнания. Центральное место занимают три последующие главы—третья, четвертая и пятая. Они повествуют о жизни и деятельности «северного певца» в Тобольске, об отражении сибирской темы в его произведениях этих лет, о характерных мотивах творчества романтика-изгнанника и, наконец, о «прощании соловья на Севере». Шестая и седьмая главы описывают два новых периода ссылки — кавказский и оренбургский. Изложение биографии композитора завершает восьмая глава, посвященная дальнейшей судьбе частично амнистированного музыканта. В приложении рассказывается об «азиатских песнях» и о сибирских песнях поздних лет.

В виде нотного приложения публикуются два забытых произведения Алябьева, созданные в ссылке, — «Предчувствие» и «Сибирская песня». Кроме того, в главе VI публикуется нотный автограф романса «Сижу на береге потока»—одного из характернейших алябьевских -сочинений в годы изгнания.

Глава I. Родился о Тобольске
Глава II. Жизненный путь музыканта-воина
Глава III. Сибирская ссылка
Под полицейским надзором и церковной опекой В кругу местной интеллигенции.
Сибирский Орфей
«Северный певец»

Глава IV. Борьба за возвращение.
Глава V. Прощание с соловьем на Севере
Глава VI. На Северном Кавказе
Глава VII. На Южном Урале.
Глава VIII. Без права показываться в публике

ПРИЛОЖЕНИЯ
1. «Азиатские песни» Алябьева.
2. Сибирские мотивы в позднем творчестве Алябьева
источники
Перечень условных сокращений
Источники к главам I—VIII
Источники к Приложениям

УКАЗАТЕЛИ
Произведения А. А. Алябьева, упоминаемые в книге
Список иллюстраций
Указатель имен
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
А. АЛЯБЬЕВ. РОМАНСЫ
Предчувствие. Слова А. Пушкина
Сибирская песня. Слова И. Веттера.

 

Скачать ноты Скачать две книги (zip 31.9 Мб)