Русские народные песни Алтайского края

 



В сборник включены народные песни, собранные в результате фольклорных экспедиций, организованных Алтайским государственным институтом культуры и краевым Домом народного творчества.

 

 

Тексты и ноты песен Алтая
В.Пешняк
Русские народные песни Алтайского края

Алтайское книжное издательство, Барнаул , 1980г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий сборник впервые широко представляет народное песенное творчество Алтайского края.
Песни записаны в результате фольклорных экспедиций 1975—1978 годов по Курьинскому, Каменскому, Петропавловскому районам. Экспедиции организованы краевым Домом народного творчества и Алтайским государственным институтом культуры.
В экспедициях участвовали методист Дома народного творчества Т. Н. Каширская и группа студентов АГИК.
Большое внимание и всестороннее содействие со стороны районных отделов культуры и работников сельских Домов культуры позволили нам успешно осуществить задачи экспедиции и записать в восьми селениях более двухсот песен.

Основная цель экспедиции заключалась в отыскании различных форм народного песенного творчества, наиболее типичных для данной местности. Особое внимание уделялось выявлению многоголосия, поиску песен наиболее самобытных в отношении мелодики и манеры исполнения.
Данный материал может, во-первых, служить новым творческим источником для композиторов, во-вторых, обогатить репертуар как сельской хоровой самодеятельности, так и народных хоровых коллективов, в-третьих, содействовать теоретическому изучению народно-песенного творчества.
Одни песни приведены в различных вариантах (исполнение фольклорными коллективами разных селений), в других — расшифровано максимальное количество куплетов с тем, чтобы показать богатство и разнообразие техники импровизационно-вариационного развития народного пения.
Особый интерес представляли хорошо спевшиеся группы, исполнение которых не было подвержено постороннему влиянию. Иногда случалось наблюдать вмешательство работников Дома культуры, которые по своему вкусу выбирали репертуар: «чистили» текст и содержание песен, «обогащали» простейшие хореографические движения. В связи с этим отрадно встретить (например, в селе Соловьиха Петропавловского района) работника Дома культуры, который бережно относится к самобытности фольклорного коллектива, помогая воскресить в памяти забытое.

При расшифровке песен мы стремились максимально точно отразить пение, однако нельзя забывать, что при самой тщательной записи фиксация никогда не будет адекватной фонограмме и тем более живому исполнению (т. к. и сама фонограмма является своеобразной фотографией лишь одного творческого этапа жизни песни). Манера исполнения народных песен чрезвычайно богата и разнообразна. Только при живом звучании можно услышать некоторые черты взаимодействия голосов: дифференциацию внутри отдельных партий, включение и выключение части голосов и тем самым постоянную смену баланса между голосами, что влияет на смену значимости партий (главный голос — второстепенный). В нотной записи трудно учитывать, что зачастую одну партию ведут несколько человек, другую — единственный исполнитель, при этом она может передаваться от одного к другому по мере усталости.
В большинстве русских песен Алтайского края верхний подголосок ведет один исполнитель, причем именно этот подголосок концентрирует в себе мелодическую самобытность пения на Алтае. В подавляющем большинстве песен этот голос ведет мелодию на двух соседних нотах, образуя на них яркие кульминационные моменты.

Другими особенностями песен, требующими детального изучения, являются их ладовая и гармоническая структуры. Отмечу чрезвычайно оригинальную в этом отношении песню «Ой, голубочек». Здесь использован уменьшенный лад. Данный пример — исключительное явление. Характерным для большинства песен является миксолидийский и дорийский лады.
Некоторые песни, бытующие в других областях (в примечании к песням указываются известные источники), в местном исполнении наделяются всеми характерными особенностями алтайского пения.
Наконец, по сюжету некоторые песни переплетаются с уже известными классическими образцами, представляя их варианты. Таковы, например, песни «Ох, звенит» — вариант сюжета известной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно», или песня «Сидел Ваня на диване» — ее вариант использован П. И. Чайковским в первом струнном квартете.
При составлении сборника преследовалась цель показать основные жанры, бытующие в русской народной музыке Алтайского края. Это свадебные, лирические песни и песни хороводные, плясовые, игровые, шуточные.

В поэтическом тексте для обозначения особенностей распева приняты:
1) многоточие — при разрыве слова («Ох, да ли до. довело); и при повторе гласной после паузы или после вставки добавочного звука (да брони (е). ох бранится);
2) добавочные гласные при распеве согласных не указываются, если они явно подразумеваются. В остальных случаях добавочные гласные обозначены в скобках.
Местный диалект указан в сносках. В некоторых случаях в сноски выносится литературное произношение и пометки о незаконченности текстов.
Автор глубоко признателен доктору искусствоведения профессору Евгению Владимировичу Гиппиусу за ценные советы и замечания по данному сборнику.
В. Пешняк

Песни Алтайского края Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!