Частушки

НАРОДНАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ПОСЛЕДНЕГО СТОЛЕТИЯ
Ф. Селиванов

Частушки



Тексты к частушкам - сборник

 

1 2 3 4

 

 

В наше время, пожалуй, каждый взрослый человек на вопрос знает ли он, что такое частушки,—ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, то, по крайней мере, слышал их в исполнении профессиональных или самодеятельных хоров, известных артистов или безымянных певцов на различных праздниках народной песни. Но может оказаться, что читатель, составивший представление о частушках по передачам радио, телевидения, но сценическому исполнению и даже по некоторым книгам, не найдет в нашем сборнике ожидаемых им песенок.
Дело в том, что отзывчивость на все многообразие жизни, краткость и доходчивость частушек позволили использовать ее как средство массовой агитации. И это началось еще до Октябрьской революции. Одна из частушек В. В. Маяковского, сложенная в начале первой мировой войны:

Неужели немец рыжий
Будет барином в Париже?
Нет уж, братцы — клином клин.
Он в Париж, а мы в Берлин!

 

Текты к частушкам, ноты
Балалайка прима. 1902. Принадлежала организатору и руководителю
первого оркестра русских народных инструментов В.В. Андрееву



Его же «агитка» «Купец» времен гражданской войны:

Эх, пойду, мои отцы,
с горя нализаться я.
Света близится конец-
национализация.

Гармонь - ноты к частушкам, тексты
Гармонь «бологоевская». Начало XX века

 

Скачать сборники с текстами и нотами
Гармонь «саратовская». 1930-е гг.

 

Писали подобные частушки и другие поэты. Деревенские комсомольцы в начале 20-х годов, как свидетельствует С. А. Есенин в стихотворении «Русь советская», пели «агитки Бедного Демьяна».
Создание агитационных и «просветительских» частушек постепенно стало обязательной потребностью для организаторов переустройства жизни в деревне и в городе. Частушки сочинялись и для новых, революционных, и для старых (естественно, антирелигиозные и антипоповские) праздников. Все кампании, проводившиеся в масштабах села, района, области, государства, оснащались соответствующими частушками. Такие частушки печатались в газетах и журналах, многочисленных репертуарных сборниках, сочинялись в самодеятельных коллективах. Они исполнялись на праздничных вечерах и смотрах художественной самодеятельности. Обзор частушек этого типа занял бы столько места, сколько надо для перечисления всех кампаний и начинаний, о которых писали газеты всех уровней за последние 60— 70 лет. Приведем лишь несколько примеров из одной книги.
Ликвидация неграмотности, 20-е годы:

Девки, грамоте учитесь,
В темноте довольно быть.
В комсомол, девки, идите,
По-советски надо жить.

Обязательство в честь выборов:

Я в честь выборов в Советы
Обязательство даю:
На четыреста процентов
Норму выполнить свою.

«Преобразование» природы:

Ждать подачек от природы
Не намерен наш народ:
Он природу в переделку
По-мичурински берет.

 

Песни, частушки - ноты и тексты
К.С. Малевич. Выезжал казак за Прут. Хромолитография. 1914 [1915]

 

В исполнении самодеятельных и «народных» хоров на рубеже 40—50-х годов звучали частушки о насаждении лесных полос, потом о целине, о кукурузе и, разумеется, постоянно, о счастливой колхозной жизни. Сейчас эти частушки воспринимаются как плакатные стихи, далекие от поэзии. Но ведь появляются на многочисленных сценах новые —о перестройке, об ускорении. Профанация высоких тем и понятий, профанация частушек. Облачение в одежды частушек наивной или серьезной политической риторики не возводит ее в ранг поэзии. Не утверждаю, что на крупные события или сдвиги в жизни общества частушки не откликаются. Наоборот, они очень оперативный жанр устного творчества, но их содержание и тональность далеки от плакатно-гимнических. Такие частушки, если попадают в печать (что в наше время редко случается), то значительно позднее породивших их явлений.
Превратное представление о частушках могло возникнуть и по другой причине. Передачи по радио, телевидению, эстрадное исполнение произведений этого жанра показывают его односторонне. Среди подлинных народных частушек немало юмористических и сатирических. Именно их, хотя не они составляют большую и лучшую по художественным достоинствам долю частушек, демонстрируют в первую очередь. Иногда и вполне серьезные частушки превращаются в комические. В 60-е годы «Ярославские ребята» выступали с пением частушек. В одной из них парень упрекает девушку в том, что она его, немилого, завлекла и он напрасно ухаживал за ней целую зиму. Содержание серьезное: парень хотел жениться, его надежда не сбылась. Эту и другие частушки пели, усиленно окая (даже в тех словах, где местная ярославская норма этого не допускала) для городской аудитории с акающим произношением. Комический эффект усиливался мимикой и жестами. «Простоватые» парни пели «глуповатые» песни. Деревенское, «отсталое» надо было сделать смешным. Подобный взгляд на частушки находил отражение и в изобразительном искусстве (см. «Пояснения к иллюстрациям»).

 

1 2 3 4