НАРОДНАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ПОСЛЕДНЕГО СТОЛЕТИЯ
Ф. Селиванов
Тексты к частушкам - сборник
В наше время, пожалуй, каждый взрослый человек на вопрос знает ли он,
что такое частушки,—ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной
частушки, то, по крайней мере, слышал их в исполнении профессиональных
или самодеятельных хоров, известных артистов или безымянных певцов на
различных праздниках народной песни. Но может оказаться, что читатель,
составивший представление о частушках по передачам радио, телевидения,
но сценическому исполнению и даже по некоторым книгам, не найдет в нашем
сборнике ожидаемых им песенок.
Дело в том, что отзывчивость на все многообразие жизни, краткость и доходчивость
частушек позволили использовать ее как средство массовой агитации. И это
началось еще до Октябрьской революции.
Одна из частушек В. В. Маяковского, сложенная в начале первой мировой
войны:
Неужели немец рыжий
Будет барином в Париже?
Нет уж, братцы — клином клин.
Он в Париж, а мы в Берлин!
Балалайка прима. 1902. Принадлежала организатору и руководителю
первого оркестра русских народных
инструментов В.В. Андрееву
Его же «агитка» «Купец» времен гражданской войны:
Эх, пойду, мои отцы,
с горя нализаться я.
Света близится конец-
национализация.
Гармонь «бологоевская». Начало XX века
Гармонь «саратовская». 1930-е гг.
Писали подобные частушки и другие поэты. Деревенские комсомольцы в начале
20-х годов, как свидетельствует С. А. Есенин в стихотворении «Русь советская»,
пели «агитки Бедного Демьяна».
Создание агитационных и «просветительских» частушек постепенно стало обязательной
потребностью для организаторов переустройства жизни в деревне и в городе.
Частушки сочинялись и для новых, революционных, и для старых (естественно,
антирелигиозные и антипоповские) праздников. Все кампании, проводившиеся
в масштабах села, района, области, государства, оснащались соответствующими
частушками. Такие частушки печатались в газетах и журналах, многочисленных
репертуарных сборниках, сочинялись в самодеятельных коллективах. Они исполнялись
на праздничных вечерах и смотрах художественной самодеятельности. Обзор
частушек этого типа занял бы столько места, сколько надо для перечисления
всех кампаний и начинаний, о которых писали газеты всех уровней за последние
60— 70 лет. Приведем лишь несколько примеров из одной книги.
Ликвидация неграмотности, 20-е годы:
Девки, грамоте учитесь,
В темноте довольно быть.
В комсомол, девки, идите,
По-советски надо жить.
Обязательство в честь выборов:
Я в честь выборов в Советы
Обязательство даю:
На четыреста процентов
Норму выполнить свою.
«Преобразование» природы:
Ждать подачек от природы
Не намерен наш народ:
Он природу в переделку
По-мичурински берет.
К.С. Малевич. Выезжал казак за Прут. Хромолитография. 1914 [1915]
В исполнении самодеятельных и «народных» хоров на рубеже 40—50-х годов
звучали частушки о насаждении лесных полос, потом о целине, о кукурузе
и, разумеется, постоянно, о счастливой колхозной жизни. Сейчас эти частушки
воспринимаются как плакатные стихи, далекие от поэзии. Но ведь появляются
на многочисленных сценах новые —о перестройке, об ускорении. Профанация
высоких тем и понятий, профанация частушек. Облачение в одежды частушек
наивной или серьезной политической риторики не возводит ее в ранг поэзии.
Не утверждаю, что на крупные события или сдвиги в жизни общества частушки
не откликаются. Наоборот, они очень оперативный жанр устного творчества,
но их содержание и тональность далеки от плакатно-гимнических. Такие частушки,
если попадают в печать (что в наше время редко случается), то значительно
позднее породивших их явлений.
Превратное представление о частушках могло возникнуть и по другой причине.
Передачи по радио, телевидению, эстрадное исполнение произведений этого
жанра показывают его односторонне. Среди подлинных народных частушек немало
юмористических и сатирических. Именно их, хотя не они составляют большую
и лучшую по художественным достоинствам долю частушек, демонстрируют в
первую очередь. Иногда и вполне серьезные частушки превращаются в комические.
В 60-е годы «Ярославские ребята» выступали с пением частушек. В одной
из них парень упрекает девушку в том, что она его, немилого, завлекла
и он напрасно ухаживал за ней целую зиму. Содержание серьезное: парень
хотел жениться, его надежда не сбылась. Эту и другие частушки пели, усиленно
окая (даже в тех словах, где местная ярославская норма этого не допускала)
для городской аудитории с акающим произношением. Комический эффект усиливался
мимикой и жестами. «Простоватые» парни пели «глуповатые» песни. Деревенское,
«отсталое» надо было сделать смешным. Подобный взгляд на частушки находил
отражение и в изобразительном искусстве (см. «Пояснения к иллюстрациям»).