Частушки

Частушки



Тексты к частушкам - сборник

 

КОММЕНТАРИИ

 

 

В книге даны все основные темы, которым частушки посвящены. Объем разделов и тематических групп в целом пропорционально представляет содержание жанра, отразившееся в дореволюционных и советских публикациях. В расчет не принимаются эстрадные куплеты «под частушку» и «самодеятельные» частушки, которые, используя форму народной песни, являются плодом индивидуального творчества и остаются вне фольклорного бытия.
Каждый из четырех разделов книги формируется по различным основаниям, что дает возможность показать жанр частушек с разных точек зрения. Первый раздел представляет частушки как сопутствующие общей истории народа и отражающие ее в существенных чертах; сюда включены тексты, помеченные деталями собственно исторических событий в их временной последовательности и социально-бытового уклада в его изменениях и преобразованиях. Связь с повседневным бытом сельской молодежи и праздничными гуляньями демонстрируется во втором разделе, который акцентирует внимание на общественно-эстетической роли жанра. В третьем разделе отражено движение личного времени —от подросткового до взрослого; кроме общих коллизий любви, в особом подразделе показано участие в этих коллизиях молодых людей с разными склонностями и характерами. Заключает книгу раздел юмористических частушек.

Тексты, ноты к частушкам
А.Е. Куликов. Частушки. Фрагменты. 1920-е гг.


Разделы расчленены на подразделы и группы, которые составлены как относительно замкнутые циклы на одну тему. Звенья события или личной жизни по возможности показываются в их движении и различных исходах конфликтов. Например, подраздел «Разлука при любви» начинается предчувствиями разлуки и завершается встречей влюбленных; частушки в группах располагаются так, чтобы наметить внутреннее развитие темы и движение времени ожидания.
Обратим внимание на частушку:

Задушевная подруга,
Изменяет дорогой:
Говорит, что я колхозница,—
Подумаешь какой! (№ 4373)

По конфликту из-за социальной несовместимости персонажей (она —колхозница, он кто-то иной: единоличник — в 30-е годы, горожанин, «интеллигенция») частушку можно бы поместить в подраздел «20—30-е годы»; по характеру отношения к подруге (девушка жалуется ей, ожидает сочувствия) — в одну из групп подраздела «Посиделки»; по любовной коллизии —в «Измену». Текст же печатается в группе «Девушка о парне», и основание для этого тоже есть.

Ноты и тексты частушек для гармони
Гармони. В центре - «двухрядка». 1909; по краям - «череповецкие» («черепашки»)


Тематическая многоплановость частушек, способность их к сцеплению в различных «сюжетах» позволили сформировать более или менее однородные по тематике разделы и группы.
Частушки парней, количественно уступающие частушкам девушек, иногда объединены в группы, состоящие из ряда тем, которые для девичьих частушек выделены как самостоятельные.
Отношения между родителями и их взрослеющими детьми, связанные со вступлением в брак, обычаи, сложившиеся задолго до начала XX в., сохранялись до 40—50-х годов. Временный уход мужской части сельского населения в город на заработки продолжался до начала коллективизации (в наше время отходничество возродилось в обратном для русской деревни значении: сюда из других республик приходят на заработки артели «шабашников»). Уход девушек в няньки, в прислуги (житье «в людях») наблюдался в старых формах до 60-х годов. Рекрутские частушки исполнялись не только в конце XIX — начале XX в., но и позже —при сборах на службу в Красную Армию. Старые частушки на военную тему возрождались в годы Великой Отечественной войны. Однако тексты, в которых нашли воплощение названные и некоторые другие темы, помещены в начале первого раздела. Они порождены условиями и отношениями, сложившимися до первого собственно исторического события, о котором есть более или менее обширный круг частушек («Война с Японией»).

 

Частушки - с нотами и текстами - скачать
С.Д. Васильева. Банька. 1988. Доска расписная. Москва

 

Скачать сборники частушек
С.Д. Васильева. Баня альтернативная. 1988. Доска расписная. Москва

Частушки плясовые, «страдания», «Семеновна» исполнялись, как правило, на гуляньях. Поэтому введение их в качестве самостоятельных групп в подраздел «Гулянье» стало неизбежным, хотя тематически они могли быть рассыпаны почти по всем разделам и группам. Предложенное расположение способствует восприятию каждого из этих типов частушки в их своеобразии, с одной стороны, не разрушает целостного представления об основном типе частушки —с другой.
В большей части использованных источников орфография дается в приближении к литературным нормам. Исправление правописания задело некоторые частушки лишь из отдельных сборников (преимущественно дореволюционных); исправлены глухие гласные на месте звонких, восстановлены непроизносимые согласные (чесный - честный), безударные гласные поставлены по литературной норме. Полностью сохраняются диалектные слова, местные особенности их изменения: стяженные окончания глаголов в 3-м л. ед. ч. (знат, вёдат), употребление творительного падежа в форме дательного (Куда глазам глядел), существ, ср. р. в форме женского (ока, болота) и т. п. Пунктуация по возможности приведена к единой норме.
В особых комментариях частушки не нуждаются. Пояснения даны лишь к отдельным текстам, главным образом, из первого раздела.