Припевки енисейских лесосплавщиков - тексты и ноты

 



Мелодии и ноты к припевкам

 

 

Сборник припевок
Из коллекции фольклориста
И.Истомин
Припевки енисейских лесосплавщиков
Волоколамский район, деревни Захарьино и Владычино
"Советский композитор", 1977г.

содержание:

 

Предисловие
 
Сплав леса — одна из немногих сохранившихся до нашего времени разновидностей бурлацкого труда. Действительно, помимо широкоизвестных тягачей судов, бурлаками издавна считали и лесосплавщиков, и грузчиков-крючников, и других неквалифицированных рабочих-водников. Подтверждение этому можно найти как в трудах ученых, так и в художественной литературе: в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, в стихах Н. А. Некрасова, в «Жизни Клима Самгина» А. М. Горького. Поэтому трудовые припевки лесосплавщиков можно по праву считать бурлацкими. В наши дни эти припевки стали поистине реликтовыми, так как почти всюду исчезли материальные основы существования бурлацкого артельного пения. „«Дубинушка» — вместо машины. А когда машина появилась, «Дубинушки» не стало, — так говорят о судьбе трудовой песни бурлаки-старожилы.

Как это ни удивительно, но собирание припевок по-настоящему началось именно в пору их быстрого исчезновения — в последнее десятилетие. В прошлом веке, когда бурлачество находилось в расцвете, ни ученые, ни музыканты не вели их планомерной записи. Достаточно заметить, что число бурлацких припевок, зафиксированных в последние десять лет, достигло четырех сотен, в то время как до этого почти за двухсотлетний период собирания народных песен в России увидело свет всего лишь около тридцати образцов этого жанра.

Наша поездка 1969 года на Енисей, давшая материал для настоящего сборника, не была случайной. Мы знали, что у нижнеенисейских сплавщиков бытуют трудовые припевки, так как на Ангаре в 1964 году были записаны их одноголосные варианты.
В экспедиции были обследованы действующие лесосплавные рейды между городами Игарка и Енисейск. Их немного. Удалены они на большие расстояния друг от друга. Так, между Игаркой и Туруханском плот-бищ нет. Нет их и в самом Туруханске. Лишь на юге Туруханского района в селе Ворогово формируются плоты. Следующий лесоплавной рейд расположен в соседнем Енисейском районе, примерно в 150 километрах к югу от села Ворогово, невдалеке от пристани Ярцево. Нет сплавного рейда и в городе Енисейске. Только значительно южнее, вблизи поселка Стрелка на Ангаре, явившегося последним пунктом ангарской экспедиции 1964 года, расположено село Маклаково, в котором «вяжут» плоты. Маклаково осталось необследованным. Однако в целом можно считать, что, сомкнувшись, маршруты ангарской и енисейской экспедиций наметили обширный район бытования бурлацких припевок — от поселка Богучаны на Ангаре до порта Игарка.

В экспедиции 1969 года были записаны 25 вариантов бурлацких музыкальных команд (10 одноголосных, 15 двухголосных и хоровых). Пятнадцать из них вошли в данный сборник.
Енисейские припевки не представляют самостоятельного, традиционного припевочного пласта. Так же как и на Ангару, на Енисей припевки были завезены в 30-е годы нашего века плотогонами, командированными в Сибирь для организации лесосплава. Эти выходцы из центральных областей России обучали местных рабочих одновременно и приему выполнения трудовой операции и припевке, ее организующей.
Если на Ангаре зафиксированы бурлацкие команды, завезенные с Волги и ее малых притоков, а также с Вятки и Камы, то на Енисее преобладают вятские припевки. При этом репертуар енисейских сплавщиков гораздо скромнее репертуара их вятских и тем более ангарских коллег1. Енисейские рабочие знают всего лишь восемь мелодических типов команд, причем в последнее время использовались только пять из них.

Сплав леса представляет собой сложный цикл разнообразных работ. Начинается он с порубки леса. После того как деревья повалены и их стволы очищены от сучьев, бревна доставляются к месту формирования плотов. Если около сечи протекает ручей, впадающий в реку, на которой производится сплотка, то рабочие скатывают в него бревна, и лес россыпью сплавляется к плотбищу (молевой сплав). Если же такого притока нет, то спиленный лес перевозят к плотбищу на автомашинах (раньше это делали на санях в зимнее время).

Перед сплоткой лес сортируют по качеству — на строевой, крепежный, мачтовый и т. д. Затем из бревен вяжутся челенья. Челенья объединяются и скрепляются в ленты, ленты — в плоты.
До появления пароходов плоты шли самосплавом и на каждом из них нужно было устраивать систему управления. На головке плота — особым образом сделанном челене — сооружались вороты («воробы»). Для бурлаков, которые сопровождали плот в далеких плаваниях, на головке рубили (ставили) и избу.
На подготовленный к плаванию плот вручную подтаскивалась оснастка: различной толщины канаты, цепи, большие («становые») и малые («рысковые») якоря, лота.

Перед пуском плот вытягивали канатом на течение реки. Во время плавания при маневрировании плотом приходилось с помощью воротов спускать и поднимать («добывать») из воды якоря и лота. Плот, прибывший к месту назначения, разбирался сначала на челенья, а затем и они разбивались, и отдельные бревна поступали либо на обработку, либо грузились на морские суда или в железнодорожные вагоны.
Полному кругу сплавных работ обычно соответствовала определенная группа музыкальных команд. Не все работы сопровождались припевками. Кроме того, как было сказано, репертуар сплавщиков, работавших даже на соседних реках, не всегда был сходен как в количественном, так и в качественном отношении. Для того чтобы оценить енисейский припевочный цикл, целесообразно сравнить вятский и енисейский музыкальные пласты (характеристика вятского пласта дается по материалам, собранным в экспедициях 1963 и 1967 годов).

Продолжение читайте в книге

Енисейские песни Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!