Песни Карельского края

Карельские песни

Песни Заонежья



Сборник включает в себя 167 народных песен (карельских, финских и русских) различных жанров, записанных в Карелии. Сборник может быть использован в работе самодеятельных и профессиональных коллективов, в композиторской практике, а также в качестве пособия для студентов консерваторий и учащихся музыкальных училищ.

 

 

Песни народов Карелии
Песни Карельского края
составитель Т.Краснопольская
"Карелия", 1977г.

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
 
Сборник «Песни Карельского края» включает записи традиционных и- современных карельских, финских и русских народных песен, сделанные в деревнях, расположенных по побережью озер Куйто (северная Карелия), Вохтозеро, Ведлозеро, Кончезеро, в городе Петрозаводске (южная Карелия) и в бассейне, реки Водлы (Пудожский район) в-1969—1973 годах.
Содержание и характер данной публикации продиктованы теми условиями,, которые сложились в настоящее время в музыкальной жизни Карелии. Композиторская, организация Карелии постоянно пополняется новыми силами. С открытием в Петрозаводске филиала Ленинградской консерватории (ПФ ЛОЛГК) увеличился приток в республику новых творческих, исполнительских сил и учащейся молодежи с их пытливым интересом к народному искусству, местному музыкальному репертуару. Понятно стремление композиторов и музыковедов в своей творческой деятельности опереться на богатства местной народной музыкальной культуры.

* * *

Первые записи традиционного карельского, финского и русского песенного фольклора были сделаны еще в середине XIX века. В 80-е годы прошлого века в ряде сел на востоке бывшей Олонецкой и в Архангельской губерниях работала экспедиция песенной комиссии Русского географического общества в составе филолога Ф. М. Истомина и композитора Г. О. Дютша, впервые опубликовавших напевы северных песен. В начале XX века В. Д. Лысанов записал в Заонежье 20 напевов народных песен и опубликовал их в 1916 году в книге «Досюльная свадьба» 2.

В послереволюционные годы работа по собиранию традиционного фольклора приобрела широкий размах. В 20-е годы в Заонежье работали в составе комплексной экспедиции Государственного института истории искусств Е. В. Гиппиус и 3. В. Эвальд. Часть сделанных ими музыкальных записей и статьи участников экспедиции были опубликованы в сборнике «Искусство Севера» 3.

Начиная с 40-х годов, систематическую, работу по собиранию традиционного песенного фольклора развернул Институт языка, истории и литературы Карельского филиала АН СССР. В конце 60-х годов в собирательскую работу включился Петрозаводский филиал. Ленинградской консерватории.
Несмотря на активную работу собирателей, публикации музыкального фольклора народов Карелии немногочисленны и не дают полной картины многонационального традиционного песенного искусства республики. Издано лишь четыре песенных сборника: «Песни народов Карело-Финской ССР» (в сборнике 24 карельских, 26 русских и 6 вепсских песен); «Карельские народные песни» (в приложении к этому сборнику опубликовано 11 финских песен); два сборника поморских песен — «Русские народные песни Поморья» и «Русские народные песни Карельского Поморья»4. В 1970 году филиал консерватории подготовил свой первый рукописный сборник «100 песен, собранных в Карелии», в который вошли традиционные и современные карельские и русские песни и причитания.

* * *

Составитель настоящего сборника, продолжая традицию сборника «Песни народов Карело-Финской ССР», ставит перед собой задачу отразить контрастные национальные и исторические пласты песенной культуры Карелии.
Подобная постановка задачи объясняет выбор районов собирания: побережье озера Куйто — центр северно-карельской эпической традиции; очаги южнокарельского эпического творчества — деревни Вохтозеро и Ведлозеро; Пудожье — один из районов карельского Обонежья. Собиратели не ставили перед собой задачу установить ареалы распространения записанных образцов народных песен. Это специальная тема, которая еще ждет своих исследователей.

В настоящем сборнике песенная культура каждого исследованного района представлена во всем многообразии ее национального и жанрового состава. Сборник восполняет ряд пробелов на карте музыкального творчества Народов Карелии, знакомя читателя с напевами карельской и русской причети, севернокарельских заговоров, русских и финских песен, бытующих в среде карел. В сборнике впервые публикуется около 70 образцов песенного фольклора Пудожского края.
В сборнике два раздела. В первом разделе помещены карельские и финские народные песни, во втором — русские песни. В каждом разделе материал расположен по географическому принципу. Внутри каждого географического района песни сгруппированы по жанрам. Последовательность жанровых групп определялась для каждого района особо, в зависимости от значимости данного жанра в местной песенной традиции.
Предметом особого внимания составителя было выявление мелодических и поэтических структурных типов песенных образцов.

Аналитическая редакция нотаций звукозаписей, методика их тактировки и графического выражения мелодической структуры песенных напевов выполнена составителем по принципам, разработанным и принятым в работах проф. Е. В. Гиппиуса и под его непосредственным руководством.
В нотации карельских причитаний осуществлена мысль профессора Е. В. Гиппиуса об определяющей роли структурных закономерностей поэтического текста в музыкальной композиции произведений импровизационно-повествовательного склада. В структуре поэтических текстов карельских причитаний определяющую роль играет развитая система аллитераций, система метафорических замен, синтаксический параллелизм. Эти особенности наиболее полно проявляются в традиции севернокарельской причети и в творчестве лучших плакальщиц, сохранивших традиции древнего жанра. Отраженные в графике нотаций структурные закономерности поэтических текстов причитаний позволяют составить представление о структуре мелострофы, о принципах ее композиции.

Думается, что осуществленный в сборнике научный эксперимент по аналитической графике карельских причитаний явится полезным шагом на пути дальнейшей разработки проблемы этого интереснейшего жанра.
В собрании и котировании звукозаписей песен, вошедших в состав сборника, принимали участие студенты ПФ ЛОЛГК: Акинфиев В., Акинфиева Н., Асламов Г., Баркалов В„ Белобородов А., Воронкова Р., Давыдова Т., Доровских В., Гитерман И., Зубцовская Л., Караева Н., Керножицкая Л., Киряева Л., Кожевникова С, Кончакова Т., Корнилова Г., Минская Ж., Остапчук И., Пакканен И., Панасенко И., Пластун А., Семенова И., Соколова О., Тимонен Т., Трухачева Т., Фонина А., Хайновская Н., Хардыкайнен М., Чмыхова Е., Шевлякова О., Яткерман Ж. и педагоги: О. А. Бочкарева, А. Г. Гомон, Н. Ю. Гродницкая, Т. В. Краснополь-ская.

Коллектив, работавший над созданием сборника, выражает благодарность кафедре истории, теории и композиции ПФ ЛОЛГК, Союзу композиторов КАССР, сотрудникам Института языка, литературы и истории (ЯЛИ) Карельского филиала АН СССР, принявшим участие в обсуждении сборника, старшему научному сотруднику Института ЯЛИ Разумовой А. П., любезно разрешившей публикацию ряда звукозаписей, сделанных студентами ПФ ЛОЛГК под ее руководством.

Скачать сборники Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!