Ноты, Аккорды - Течет ручей - Золотое кольцо - Надежда Кадышева

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И РОМАНСЫ



История ансамбля Золотое кольцо
Ноты к народным песням, тексты

 

От ансамбля к театру

 

 

2000 год. Кремль. Президентская резиденция, Екатерининский белый с голубым и золотом зал, оркестр, и ей, девочке из глухой мордовской деревни, Президент России В. В. Путин вручает государственное звание Народной артистки России.

Но, чтобы приблизиться к этим событиям, надо было еще пройти путь длиной в десять с лишним лет, трудный, тернистый путь восхождения к вершинам профессионализма, к вершинам признания и успеха.
Создание ансамбля совпало с разгаром перестройки. Было большим риском, если не сказать авантюрой, вложить все денежные сбережения, заработанные на двухмесячных гастролях в Америке, в покупку хотя бы примитивной аппаратуры, пошив костюмов, заказ инструментов. Инструментов собралась целая коллекция: гусли звончатые, жалейки, брелки, сопилки, окарины, барабанки, рубель, бугай, колесная лира и т. д. Хотелось сохранить богатство фольклорной музыки, пробудить давно пропавший интерес к народной песне. Давно зрела у А. Костюка идея соединить звучание народных инструментов с электронными, в первую очередь, с синтезатором, создать новые, свежие аранжировки. Работа в этом направлении и создала стиль ансамбля, выделив его среди множества других "лица не общим выраженьем". Надежда во всем поддерживала Александра, хотя порой могла и поспорить. Кроме нее, всегда рядом были еще два единомышленника: Виктор Надымов, балалаечник, и Андрей Куреденко - пианист, знаток и поклонник джаза. "На мой взгляд, - говорит Александр Костюк, - Виктор Надымов на сегодняшний день лучший балалаечник России. Ему подвластно вес: и виртуозная техника, и тонкий лиризм, и чувство стиля, и актерское мастерство".

Он родился в Березниках Пермской области. Отец, Леонид Данилович, был машинистом на железной дороге, мать - Римма Дмитриевна, как большинство жителей этого города, работала на химическом комбинате, по дороге отводя сына в детский сад. В три года он стал читать, в пять лет воспитательница поручала ему читать книги всей группе, сама занимаясь другими делами. Старший брат учился в музыкальной школе по классу баяна. Отец повел туда и младшего, но оказалось, что свободные места остались только в классе виолончели и балалайки. Посмотрел отец на виолончель и сказал: "Играй на балалайке! ". Так вот и решилась его судьба, хотя легко освоил баян, видя и слыша, как занимается брат. После музыкальной школы учеба в Березниковском музыкальном училище, потом успешное поступление в Московский муз. - пед. Институт им. Гнесиных. А. Костюк учился на курс старше, и Виктор стремился подружиться с ним, поиграть вместе. "Я всегда слушал, как он играет на баяне, с какой душой. Да и сейчас, на концертах, играя свою партию, подхожу к нему, наклоняюсь и слушаю, и не перестаю удивляться душевности, тонкости исполнения присущей только ему". Со студенческих лет Александр стал для Виктора самым авторитетным музыкантом. За ним пошел в создаваемый в стенах института ансамбль "Былина", и так же, не раздумывая, поддержал предложение Александра создать свой коллектив.

В какой-то степени было неожиданным приглашение Андрея Куреденко, только, что успешно окончившего Гнесинку. Судите сами: пианист, джазмен, но уж никак не фольклорист и вдруг в фольклорный ансамбль! Но тут то и проявился замысел А. Костюка ввести синтезатор, а Андрей был талантливым пианистом, и синтезатор интересовал и его. Но поскольку синтезатора еще не было, пришлось освоить игру на бас-балалайке, саратовской гармошке, жалейке, брелке, окарине и т. д. Андрей вырос в семье, где трепетно относились к музыке, хотя родители и не были музыкантами (мать - строитель, отец - горняк). Но был дед, окончивший Московскую консерваторию, работавший в симфоническом оркестре под управлением А. Гаука, друживший с пианистом Мержановым, знавший Д. Шостаковича. Он участвовал в двух войнах (финской и Великой Отечественной), шесть раз бежал из плена, в глазах внука это был герой, "мощный человек". Андрей прекрасно помнит, что в 5 лет он увидел, как на машине перевозят пианино, и попросил купить ему инструмент. Когда дед, живший в другом городе, узнал это, то тут же приехал, прослушал внука, бросил работу, поменял квартиру и стал заниматься с ним сам. Он был первым педагогом, воспитателем, другом. Андрей успешно окончил музыкальную школу, Криворожское музыкальное училище, и поступил в Московский муз. - пед. Институт им. Гнесиных к прекрасному педагогу А. А. Александрову. После первого курса был взят в армию. Отслужив два года в Туркестанском военном округе, вернулся в институт, и в 1989 году получил диплом. Короткое время поработал в "Былине", где познакомился с Александром и Виктором, что, собственно, и решило дальнейшую жизнь. "И еще я услышал голос Надежды. Это было очень красиво, сильно. Было ясно, что рождается что-то новое. Неизвестно было, во что это выльется, но мы были современными людьми, и нам было неинтересно заниматься фольклорной музыкой по-старому".
1989 год стал годом рождения коллектива, и с этого года начались первые гастроли, и начались они с зарубежья. Уже этим нарушались традиции советского времени. Сначала надо было пройти все жернова худсоветов разных инстанций, массу разрешений, характеристик и т. д. А тут, подумав, решили, что нет, не дадут работать, не дадут коллеги раскрыться творческим замыслам. Как говорится, "в своем отечестве пророков нет". Да и далеки они еще были от "пророков". И вот первая зарубежная поездка в Германию в декабре 1989 года. Импресарио, пригласивший на работу ансамбль, в аэропорту не встретил. Попытки разыскать по телефону не дали результата. Пришлось половине коллектива остаться в Восточном Берлине, а Александру с Виктором поехать в Западный. Стена еще делила Германию на два государства. Виктор хорошо владел английским языком и был переводчиком. Искали русский ресторан, где можно было бы узнать место пребывания исчезнувшего импресарио. Вдруг на центральной улице Кудамштрассе в глаза бросилось название ресторана "Перестройка", очень модного тогда слова за границей. Хозяин ресторана, увидев плачевное положение артистов, предложил поиграть у него за мизерную плату. Выхода не было, и пришлось согласиться. Посетителей было мало, но постепенно слух об ансамбле стал распространяться в округе, ресторан вечером стал заполняться. А новогоднюю ночь 1990 года запомнили надолго. Играть начали вечером, народ все прибывал и прибывал, хозяин повышал цену за выступление, продлевая время их работы и желая побольше заработать. И хотя гости все еще хотели веселиться, но под утро выступление пришлось прекратить: у Саши из руки стала сочиться кровь. Появились поклонники, приходившие в ресторан послушать Надежду и музыкантов. Однажды приехала из пригорода Берлина хозяйка ресторана "Катюша" и предложила поработать у нее. Ездить в Целлендорф нужно было на автобусе. В один прекрасный день, сидя на втором этаже автобуса, Костюк вдруг воскликнул: "Золотое кольцо!", что было равносильно "Эврике", произнесенной Архимедом. "Это название нашего ансамбля", - сказал он удивленным друзьям. Почему "Золотое кольцо"? Он пояснил позднее, что это символ верности, любви - их главной темы, что народные песни, духовная культура России - это такая же драгоценность, как и древняя архитектура старинных русских городов, получивших название "Золотое кольцо России". На одном из заказных выступлений к артистам подошла немецкая женщина и попросила переводчика перевести артистам: "У вас отняли все, но душу вашу не смогли отнять". В Германию ездили еще не раз. Поклонником Надежды и ансамбля стал выдающийся немецкий режиссер Артур Брауэр, неоднократно спонсировавший концерты ансамбля. Один раз услышал пение солистки представитель старинной аристократической фамилии принц Эгон цу Хохенхолле и стал еженедельно прилетать из Штутгарта, каждый раз, привозя большую компанию друзей, и каждый раз, осыпая Надежду розами. Западный Берлин был хорошей школой жизни. Жить приходилось в тяжелых условиях, работать в любом состоянии и за любые деньги, общаться с самыми разными людьми: от настоящих принцев до известного киллера, хваставшегося статьей о своих "подвигах" в "Комсомольской правде". Можно сказать, что так закалялось "Золотое кольцо", так повышалась его проба. В Германии был выпущен первый альбом, названный "Калинка". Каким наивным кажется он сейчас! Но он был - первым.
А после возвращения с гастролей, едва передохнув, выезжали в Смоленск, так как ансамбль числился в Смоленской филармонии. Его с первых шагов принял под свое крыло и стал другом и поклонником на долгие годы директор филармонии Виктор Михайлович Михненков. И не было на Смоленщине ни одного города, ни одного села, где в эти годы не выступало "Золотое кольцо". Осенью 1990 года по приглашению ансамбля из США прилетел певец русского происхождения Эдди Светловский, с которым музыканты познакомились во время гастролей в Атланте. Вместе с ним состоялся первый большой тур по городам России: Мурманск, Архангельск, Симферополь, Анапа и др. В это же время шла работа над первой грампластинкой, которая оказалась и последней. Выпустила ее студия "Русский диск". В нее вошли русские народные песни, и только вначале была записано первое авторское инструментальное произведение А. Костюка "Посвящение земле Русской".

Для организации гастролей дома и за рубежом была нужна реклама. С большим трудом было отпечатано два вида цветных плакатов, где ансамбль был снят в фольклорных костюмах и в стилизованных белых с золотыми аппликациями. Эти белые костюмы потом пришлось дублировать, так как они долгие годы были как бы фирменными, узнаваемыми. Но главным в этих плакатах были их лица: молодые, открытые, добрые, веселые. Вероятно, это, а также свежесть исполнения сыграли главную роль и выборе ансамбля для поездки в Японию. В загранотделе Министерства культуры сначала даже не хотели брать и показывать скромные рекламные материалы неизвестного ансамбля японским заказчикам. И вдруг из Министерства культуры сообщают, что из целого "мешка" народных коллективов японцы выбрали "Золотое кольцо"! Это была победа, потому что гастроли в Японию считались самыми престижными. А если, забегая вперед, сказать, что гастроли туда стали ежегодными, что там поклонниками были созданы фан-клубы "Золотого кольца", что артистам предлагали там остаться, что Надежда исполняла целое отделение на японском языке, что к очередным гастролям был составлен концерт по заявкам японских зрителей, и был выпущен компакт-диск, - то это почти ничего не сказать о том успехе, которым пользовался ансамбль в Японии все эти годы.
Первая гастрольная поездка в Америку состоялась в августе 1991 года. Популярность ансамбля послужила причиной приглашения его в состав экспедиции "Русская Америка" на корабле "Академик Королев". Организовала эту экспедицию предприимчивая коммерческая фирма по маршруту: Аляска, Сиэтл, Сан-Франциско, Форт-Росс, Лос-Анджелес, Гавайские острова. По пути артисты должны были давать концерты, а за это им должны были платить суточные. 17 августа из Петропавловска-Камчатского вышли в открытое море. Боялись штормов в океане, а 19го по радио получили известие из Москвы о путче, подобное цунами. Все дни не отрывались от радио. Плывший на корабле отец Иннокентий, представитель русской зарубежной церкви, отслужил молебен о спасении России. События на родине сразу же отразились на планах экспедиции, на ее финансировании. Не была перечислена валюта для оплаты стоянки в порту Ситка, и Аляску видели только на расстоянии -очень красивая природа, множество людей, толпящихся на берегу и сообщение, что корабль пойдет сразу в Сиэтл. Страшила неизвестность. Для поднятия настроения для команды дали концерт, покорив их суровые сердца.

Сиэтл. Корабль стоит на рейде, так как валюта за оплату стоянки не поступила. Кроме того, команде не выплачена заработная плата в валюте и, по положению, ее не отпускают на берег. Моряки создают стачком и объявляют забастовку. Артистам разрешают выйти на берег, перевозя с корабля на шлюпке. Надо было находить какой-то выход. Нашли. Решили дать на пристани концерт и заработанные деньги отдать стачкому. Позвонили в Атланту Эдику Светловскому, рассказали обо всем. На следующее утро он прилетел в Сиэтл и был на корабле. С ним и вышел ансамбль на пристань. Эдик сказал речь, прибавив, что связался по телефону с Б. Ельциным, и тот разрешил выступать. Работали несколько часов. Американцы прибывали и прибывали, бросая деньги в открытый футляр от гитары
Эдика. Заработанные деньги отдали стачкому, тот раздал аванс матросам, и напряжение в команде было снято. От руководства корабля стало известно, что "Академик Королев" возвращается во Владивосток, но капитан не возражал, что "Золотое кольцо" сойдет на берег и совершит путешествие по Америке самостоятельно. Заработав на автобусные билеты до Сан-Франциско выступлениями перед русской общиной, распрощавшись с новыми друзьями, ансамбль отправился в длинный путь с севера через всю Америку в солнечную Калифорнию. Газета "Русская жизнь" писала:


"В воскресенье, 6-го октября в новом соборном зале состоялся буквально экспромтный концерт прекраснейшего ансамбля "Золотое кольцо». Яркая, образная, насыщенная знакомыми родными напевами программа радовала, волновала, навевая самые разнородные чувства и настроения. Их всего четыре человека, но они - кольцо, "да не простое, а золотое". Весь ансамбль так высокохудожественно слажен, что не представляется возможным кого-то особо выделить. Каждый в этом ансамбле - особый, и в этом секрет их художественного успеха. И это неоценимое качество "Золотого кольца" самой высокой пробы".

Карина Исакян,
главный редактор газеты "Русская жизнь ", Сан-Франциско.


А потом был концерт в "Русском, антисоветском, антикоммунистическом центре Сан-Франциско", на который стояла очередь из представителей трех волн русской эмиграции, примиренных одним желанием увидеть и услышать их. До 1995 года в Сан-Франциско ежегодные "Русские фестивали" не проводились без участия "Золотого кольца". Но этому будет посвящена в книге отдельная глава.
В этот же период получен "Гран-при" на международном фестивале в Боливии, ансамбль дважды стал лауреатом конкурсов в Бельгии, гастролировал в Швейцарии, Германии, Италии. За это время накопился огромный творческий потенциал, проведен был большой отбор в репертуаре, ансамбль имел узнаваемые аранжировки, и, главное, стал узнаваем и любим голос Надежды Кадышевой. Сразу три альбома выпускает студия "Союз" в течение 1995 года: "Виновата ли я.", "Течет ручей", "Печальный ветер". И аудиокассеты "Золотого кольца" стали занимать первые строчки хит-парадов. Случилось невероятное: "народники" обошли попсу! Об ансамбле и певице заговорили в профессиональных кругах, втайне надеясь, что это - кратковременное явление. Но оказалось, что это было только начало. Песня А. Костюка на слова П. Черняева "Течет ручей" стала всенародно любимой, а потом, в содружестве с поэтом В. Степановым, были написаны "Околица", "Волга-речка", "Оттепель", "Деревенская дорога", "Печальный ветер", "Яблоневый вечер". К моменту встречи А. Костюка с поэтом В. Степановым тот уже был автором многих книг, лирических стихов и песен. Познакомил их В. Карасев в редакции народного творчества на Радио - 1. Знакомство было заочным, до этого В. Степанов не слышал ни одной песни, думал, очередной фольклорный ансамбль. Но когда услышал аранжировки и голос Надежды, многое оценил, писать стал по-другому -целенаправленно. Переломным моментом стал случай зимой 1995 года. Пушкино. Ночь. Телефонный звонок. Степанов слышит голос Костюка: "Надежда в больнице.

Настроение ужасное. Есть мелодия. Может быть, напишешь?!". "Я написал за одну ночь слова песни "Яблоневый вечер" - о весне, о жизни, о надежде. "Мы еще не спели, все, о чем хотели, мы с тобой еще не начинали жить!". Наутро продиктовал ему слова. Я понял, что такое "Золотое кольцо", и какие песни нужно для них писать".
Как-то Надежду спросили, какая песня А. Костюка у нее самая любимая. Она задумалась, а потом произнесла: "Все-таки "Яблоневый вечер" Ее же называет и Александр. Как считает В. Степанов, авторские песни "Золотого кольца" - это "эстрада в лучших ее проявлениях, в ее тесной связи с народным мелодизмом, с корнями. Это русская эстрада, которой, к сожалению, очень мало! " Творческое содружество поэта и композитора продолжается. И хотя появились у А. Костюка несколько песен на стихи других поэтов, но Владимир остается основным, потому что очень хорошо понимают, чувствуют друг друга, многое пишут совместно, порой обижаясь, споря и достигая желаемого. Миллионными тиражами разошлись по России и ближнему зарубежью кассеты с голосом Надежды, во многих городах с аншлагами иду концерты ансамбля. Теперь уже на афишах красной строкой печатается имя Н. Кадышевой, а помельче - "Золотое кольцо". Оказалось, что публика идет на Кадышеву, а потом уже на "Золотое кольцо". Она стала не только любимой певицей, а символом теплоты, чистоты, женственности. "Нас даже желтая пресса практически не трогает, понимая, что тут нет пищи для скандалов, сплетен и прочего" - сказал А. Костюк в одном из интервью, - "Так и должно быть, когда люди занимаются делом, а не интригами". А дело у А. Костюка, как художественного руководителя, двигается: увеличен состав музыкантов, набрана балетная труппа, создан целый технический цех со своим светом, звуком, написаны декорации. И уже на сцене расцветают золотые города с куполами храмов и чудо-теремами, со сказочными деревьями и цветами в сочетании с уникальными костюмами солистки. И программы стали театральными "действами". И это уже осуществленная мечта -театр. Его полное название - "Национальный театр народной музыки и песни "Золотое кольцо"
В конце 2000 года, точнее, в конце века и тысячелетия вышел очередной альбом Н. Кадышевой, который включает 14 новых песен А. Костюка. Журнал "Мир звезд" поместил по этому поводу развернутое интервью Юлии Козеевой с Надеждой и Александром. Отвечая на один из вопросов, Александр сказал: "Мы не стесняемся кокошников, своего русского естества; понимаете, не может смешно выглядеть национальный костюм, не может. Смешно это или не смешно, но у нас аншлаги по всей России".
Они дождались признания у себя на родине. Их знают, любят, ждут их концерты, ждут новых записей. Да, новый альбом называется "Ах, судьба моя, судьба". Так будет называться и книга, фрагменты из которой вы сейчас прочитали.


Тамара Лютая