Ладовая структура русских народных песен - В. Вахромеев

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ (Ноты)

Элементарная теория музыки (В. Вахромеев)



Пособия, литература в помощь педагогу-музыканту

 

 

Теория музыки - скачать

В.А. Вахромеев
Ладовая структура русских народных песен
и ее изучение в курсе элементарной теории музыки
“Музыка”, 1968г.
(pdf, 3.92 Мб)

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

Общий расцвет музыкальной культуры в нашей стране, и в частности подъем народного музыкального творчества, требует ясности в подходе к изучению ладообразования в народных песнях.
Видные советские музыканты неоднократно высказывали мысль о необходимости продолжать традиции русских композиторов по собиранию и изучению народных песен. Вот что сказал по этому поводу Д. Шостакович: «Мы обязаны возродить широкий общественный интерес к собиранию русского песенного народного творчества, в первую очередь современного, и обработкам его с позиций нашего музыкального сегодня.

Это поможет нам вжиться в живые народные интонации, полюбить их, оценить изумительные, поистине неисчерпаемые красоты русской песенности. Я убежден, что творческая разработка национального является одной из самых важных проблем русской советской музыки в процессе формирования общенародной, общечеловеческой культуры нашего коммунистического, завтра».
Сказанное дает основание полагать, что уже настало время обобщить в какой-то мере результаты исследований наших отечественных музыковедов в области народной песни.
Настоящая работа задумана как методическая разработка темы ладовой основы русских народных песен в помощь преподавателям, ведущим курс элементарной теории музыки. Хотя в учебном плане музыкальных училищ существует специальный предмет — «Народное музыкальное творчество», все же это обстоятельство не снимает потребности иметь в курсе элементарной теории музыки раздел, рассматривающий народные лады более пространно. Изучение песен в курсе народного музыкального творчества заключается преимущественно в разборе их поэтического и жанрового содержания в связи с историческими и социальными условиями развития общества, поэтому чисто теоретические вопросы, естественно, отступают на второй план.

В курсе же элементарной теории музыки ладам народной песни можно уделить больше внимания: привести в систему имеющийся материал по данной теме, используя опыт специалистов в области музыкальной этнографии, проследить на примерах музыки основные этапы развития народных ладов и дать характеристику наиболее распространенных ладовых форм. Кроме того, необходимо добиться, чтобы учащиеся приобретали навыки самостоятельного разбора музыкальных примеров.
Автор далек от мысли, что ему удалось' разрешить все спорные вопросы, связанные с изучением ладов русских народных песен. Научная разработка указанной проблемы еще не завершена,, поэтому в учебной практике мы можем использовать только те положения, которые в той или иной мере признаны современным музыкознанием.


Глава первая
Простейшие виды ладовых образований
§ 1. Предварительные понятия об элементах, лежащих в основе ладов народной музыки.
§ 2. Два направления мелодического и ладового развития русских народных песен

Глава вторая
Дальнейшее развитие ангемитонных ладов
§ 3. Слияние бесполутоновых попевок.
§ 4. Пентатоника.
§ 5. Усложнение пентатонового лада.
§ 6. Объединение видов. пентатоники одной системы.
§ 7. Тональная переменность в ангемитонных ладах.
§ 8. Внутриладовое обогащение пентатоники.
§ 9. Объединение видов пентатоники различных систем

Глава третья
Расширение диапазона диатонических ладов
§ 10. Пятиступенные диатонические лады
§ 11. Шестиступенные диатонические лады
§ 12. Семиступенные диатонические лады
§ 13. Недоразумение, ставшее традицией
§ 14. Особые виды диатонических ладов.
§ 16. Обиходный звукоряд. Бестритоновый лад широкого диапазона

Глава четвертая
Ладовая переменность в песнях диатонического склада
§ 16. Переменно-параллельный лад.
§ 17. Другие виды ладовой переменности
§ 18. Переменный мажоро-минорный лад (одноименный)

Дополнение
Лады с увеличенными секундами в украинской народной песне
I. Минорный лад с увеличенной секундой
II. Минорный лад с двумя увеличенными секундами

Заключение
Список народных песен с указанием источников.
Список литературы

Скачать пособие Скачать книгу