Пособия, литература в помощь педагогу-музыканту
В.А. Вахромеев
Ладовая структура русских народных песен
и ее изучение в курсе элементарной теории музыки
“Музыка”, 1968г.
(pdf, 3.92 Мб)
содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Общий расцвет музыкальной культуры в нашей стране, и в частности подъем
народного музыкального творчества, требует ясности в подходе к изучению
ладообразования в народных песнях.
Видные советские музыканты неоднократно высказывали мысль о необходимости
продолжать традиции русских композиторов по собиранию и изучению народных
песен. Вот что сказал по этому поводу Д. Шостакович: «Мы обязаны возродить
широкий общественный интерес к собиранию русского песенного народного
творчества, в первую очередь современного, и обработкам его с позиций
нашего музыкального сегодня.
Это поможет нам вжиться в живые народные интонации, полюбить их, оценить
изумительные, поистине неисчерпаемые красоты русской песенности. Я убежден,
что творческая разработка национального является одной из самых важных
проблем русской советской музыки в процессе формирования общенародной,
общечеловеческой культуры нашего коммунистического, завтра».
Сказанное дает основание полагать, что уже настало время обобщить в какой-то
мере результаты исследований наших отечественных музыковедов в области
народной песни.
Настоящая работа задумана как методическая разработка темы ладовой основы
русских народных песен в помощь преподавателям, ведущим курс элементарной
теории музыки. Хотя в учебном плане музыкальных училищ существует специальный
предмет — «Народное музыкальное творчество», все же это обстоятельство
не снимает потребности иметь в курсе элементарной теории музыки раздел,
рассматривающий народные лады более пространно. Изучение песен в курсе
народного музыкального творчества заключается преимущественно в разборе
их поэтического и жанрового содержания в связи с историческими и социальными
условиями развития общества, поэтому чисто теоретические вопросы, естественно,
отступают на второй план.
В курсе же элементарной теории музыки ладам народной песни можно уделить
больше внимания: привести в систему имеющийся материал по данной теме,
используя опыт специалистов в области музыкальной этнографии, проследить
на примерах музыки основные этапы развития народных ладов и дать характеристику
наиболее распространенных ладовых форм. Кроме того, необходимо добиться,
чтобы учащиеся приобретали навыки самостоятельного разбора музыкальных
примеров.
Автор далек от мысли, что ему удалось' разрешить все спорные вопросы,
связанные с изучением ладов русских народных песен. Научная разработка
указанной проблемы еще не завершена,, поэтому в учебной практике мы можем
использовать только те положения, которые в той или иной мере признаны
современным музыкознанием.
Глава первая
Простейшие виды ладовых образований
§ 1. Предварительные понятия об элементах, лежащих в основе ладов народной
музыки.
§ 2. Два направления мелодического и ладового развития русских народных
песен
Глава вторая
Дальнейшее развитие ангемитонных ладов
§ 3. Слияние бесполутоновых попевок.
§ 4. Пентатоника.
§ 5. Усложнение пентатонового лада.
§ 6. Объединение видов. пентатоники одной системы.
§ 7. Тональная переменность в ангемитонных ладах.
§ 8. Внутриладовое обогащение пентатоники.
§ 9. Объединение видов пентатоники различных систем
Глава третья
Расширение диапазона диатонических ладов
§ 10. Пятиступенные диатонические лады
§ 11. Шестиступенные диатонические лады
§ 12. Семиступенные диатонические лады
§ 13. Недоразумение, ставшее традицией
§ 14. Особые виды диатонических ладов.
§ 16. Обиходный звукоряд. Бестритоновый лад широкого диапазона
Глава четвертая
Ладовая переменность в песнях диатонического склада
§ 16. Переменно-параллельный лад.
§ 17. Другие виды ладовой переменности
§ 18. Переменный мажоро-минорный лад (одноименный)
Дополнение
Лады с увеличенными секундами в украинской народной песне
I. Минорный лад с увеличенной секундой
II. Минорный лад с двумя увеличенными секундами
Заключение
Список народных песен с указанием источников.
Список литературы