Ансамбли русских народных инструментов - ноты, партитуры

Партитуры, ноты для ОРНИ

Поет ансамбль Калинка



Партитуры, ноты для ансамбля русских народных инструментов: балалайка, домра, гармонь, баян, ложки, трещетки, бубны...

 

 

Партитура для ансамбля
Музыкальный лубок
Из репертуара современных ансамблей русских народных инструментов
Выпуск 1
составитель В.Петров
"Музыка", 1991г.
номер 14644

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
 
Вспоминаю одну дискуссию в середине шестидесятых годов, проходившую в стенах Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Речь шла о перспективах развития музыки для русских народных оркестров. Это было время значительного обновления народно-оркестрового искусства. Появилась группа авторов (В. Бояшов, Ю. Зарицкий, Б. Кравченко, В. Пикуль, А. Рыбников, Б. Троцюк и др.), которая привнесла в музыку для народного оркестра новые образы, новые колористические решения. Шел процесс быстрого освоения и внедрения элементов музыкального языка XX столетия в русский народный оркестр. Перспективы представлялись довольно радужными. Казалось, еще немного и концерты народных оркестров привлекут новым репертуаром и поклонников симфонической музыки. Надо лишь еще более активно учиться говорить на музыкальном языке нового времени. Меня тогда, признаться, удивило выступление Юрия Николаевича Шишакова - композитора, чьи произведения для русского народного оркестра, созданные в 60-е годы, были одними из самых ярких образцов новой народно-оркестровой музыки. По его словам, ближайшие годы должны были стать временем расцвета профессионального ансамблевого музицирования на русских народных инструментах. Именно оно будет привлекать одаренных молодых музыкантов и именно там следует ожидать интересные творческие достижения.

Жизнь подтвердила точность этого прогноза. Ныне, пожалуй, нет в России филармонии, где не было хотя бы одного профессионального ансамбля русских народных инструментов. Трио, квартеты, квинтеты, секстеты, коллективы большего состава используют едва ли не весь инструментарий русского народа в самых разных сочетаниях. При всем многообразии составов ансамблей, исполнительских возможностей и особенностей их звучания есть несколько моментов, общих для всего современного ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

Во-первых, это ясная ориентация на исполнение обработок народных мелодий и инструментальных наигрышей, нередко именно того региона, в котором существует ансамбль.

Во-вторых, это стремление участников ансамблей отойти от академической манеры исполнения. Часто для полноценного восприятия исполнительского искусства таких ансамблей важно не только слышать, но и видеть их выступления, ибо исполняемые ими композиции представляют своеобразные музыкальные действа.

В-третьих. Лучшие, наиболее интересные ансамбли народных инструментов часто являются одновременно и создателями своего оригинального репертуара. Этим они выгодно отличаются от коллективов, которые можно было бы назвать "ансамблями по случаю".

Наконец, четвертое. Современное профессиональное исполнительство на русских инструментах, как мне представляется, в большинстве случаев ориентировано на самую широкую слушательскую аудиторию и тем самым выполняет архиважную задачу - помогает сохранить у этой аудитории отношение к русским народным инструментам, к народным мелодиям как к своим кровно близким.

В настоящий сборник включены пьесы, обработки, фантазии и вариации на темы русских народных песен из репертуара популярных инструментальных ансамблей - "Орловский сувенир" (г. Орел), "Парафраз" (г. Рязань), "Калинка" (г. Ростов-на-Дону). В будущем мы планируем знакомить с обработками русских народных мелодий из репертуара других известных ансамблей народных инструментов. Мы будем признательны за отзывы на наш сборник и конкретные предложения по формированию следующих выпусков этой серии.
В.К. Петров

Ноты для народных инструментов Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за сборник!