Русские народные песни казаков-некрасовцев

А. Листопадов - Песни донских казаков



Тексты и мелодии (ноты) казацких песен

 

 

Сборник казацких песен
Русские народные песни казаков-некрасовцев
записаны Т.И.Сотниковым
"Государственное музыкальное издательство", 1950г.
номер м20274г

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Казаки-некрасовцы, проживающие ныне на хуторе Ново-Некрасовском, Приморско-Ахтарского района, Краснодарского края, — донские казаки.
Их предки принимали участие в булавинском движении в 1707—1708 годах.
После гибели Кондрата Булавина они под руководством Игната Некрасова покинули Дон и ушли на Кубань, откуда впоследствии (в 1740 г.) переселились в Турцию.
Около сорока лет все некрасовцы, ушедшие с родного Дона, жили в Добруджинской области на Дунае.
В 80-х годах XVIII века значительная часть (около 10000) некрасовцев переселилась на озеро Майнос в Малой Азии.

Таким образом некрасовская община распалась на две ветви — дунайскую и майносскую.
Дунайские некрасовцы утратили язык, обычаи и фольклор своих предков.
Наоборот, майносские некрасовцы сохранили родной язык, обычаи, одежду и фольклор своих предков — донских казаков допетровской и петровской эпохи.
Все помещенные в сборнике песни записаны от майносских некрасовцев.
Постоянная тоска по родине, а также усиливавшееся политическое и национальное угнетение со стороны турецких властей, заставили некрасовцев обратиться к русскому правительству с просьбой разрешить им вернуться в Россию.

Разрешение им было дано и в 1912—1913 годах значительная часть Некрасовцев (150 семей), живших на озере Майнос, вернулась в Россию.
Первоначально они были поселены в бывшей Кутаисской губернии, затем были переселены в станицу Прочноокопскую под Армавиром и только после установления советской власти на Кубани им была предоставлена земля в Приморско-Ахтарском районе. Там они основали хутор Ново-Некрасовский, в котором жизуг до настоящего времени.
В 1934 году некрасовцы организовали колхоз «Красное знамя», в котором имеются животноводческие и птицеводческие фермы, конный завод, мельница, школа. Впервые за всю свою долгую историю они пришли к зажиточной и культурной жизни.
Во время Великой Отечественной войны все мужчины призывного возраста ушли в Красную Армию. Когда враг подошел к Кубани, оставшиеся на хуторах старики, женщины и дети зарыли в землю колхозный хлеб и угнали в плавни скот.
В послевоенные годы некрасовцы неустанно работают над восстановлением колхозного хозяйства, разрушенного немецко-фашистскими варварами.
Старинные песни хранило и хранит старшее поколение некрасовцев: С. Ф. Шашкин (1847—1947), А. В. Ивануткина (1847—1939), И. В. Господарев (1873 — 1947), Т.Н. Капустина (рожд. 1849), А. Л. Зайцева (рожд. 1865 г.), М.М.Гоголева (рожд. 1886 г.), А. И. Ивануткина (рожд. 1885 г.), М. Г. Волкова (рожд. 1880 г.) и др.
В 1946 году Т. И. Сотниковым записана музыка 65 песен.
 
Песни казаков-некрасовцев в большинстве старинного происхождения, они сложены еще в XVII и в начале XVIII века.
Исключительные условия, в которых жили долгое время майносские некрасов-цы, стремление, сохранить в неприкосновенности все родное, старинное,— все это отразилось в песнях: в них нет никаких следов турецких влияний.
Некрасовцы сохранили старинные русские крестьянские и донские песни в таком виде, в каком они пелись на Дону в момент их переселения в Турцию.
Вследствие этого музыка некрасовских песен ближе к русским песням средней России, чем к донским казачьим песням XIX и начала XX века.
Те особенности, которые отличают музыку донских казачьих песен от музыки русских песен средней России, сложились после ухода некрасовцев с Дона.
Некрасовцы не знают многоголосного пения. Однородный хор поет всегда в унисон, смешанный хор — в октаву.

Некрасовцы Майноса пели и поют свои песни без инструментального сопровождения.
У майносских некрасовцев существует особая классификация песенных жанров и своя терминология.
Их песни разделяются на следующие виды:
1. Песни об Игнате. Это исторические песни, содержанием которых являются различные факты, относящиеся к жизни и деятельности И. Некрасова.
2. Песни «Под Игната». В этих песнях раскрывается душевная трагедия людей, покинувших родину, говорится о скитаниях по чужим краям, о тяжелой подневольной жизни.
3. Служивые песни, т. е. военные, походные, в большинстве своем — донские песни XVIII и начала XIX века.
4. Песни беседные, или компанейские.
Это очень большой отдел, включающий в себя песни весьма разнообразные по содержанию и по жанрам, которые поются на беседе (на пиру).
5. Женские песни. Это лирические песни о любви, о тоске по милому, о расставании с милым, о ревности и т. д.
6. Свадебные песни.
7. Курагодные (хороводные).
8. Сердцебитные (плясовые).
9. Пригудки (колыбельные).
10. Духовные стихи и т. д.

В некрасовских песнях преобладают медленные темпы. Даже сердцебитные песни исполняются очень умеренно.
Тексты песен даются с соблюдением всех лексических и некоторых фонетических особенностей в тех случаях, когда они являются наиболее характерными в связи с ритмикой и интонациями музыки.
В некоторых случаях эти особенности сохранены для воспроизведения своеобразного колорита языка казаков-некрасовцев.
Полная фонетическая транскрипция является неприемлемой для настоящего сборника, преследующего цель ознакомления широкого круга читателей с образцами песенного наследия казаков-некрасовцев.
Мелодии некрасовских песен публикуются впервые.
Т. Сотников

Сборник песен казаков некрасовцев Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!