Русский песенный фольклор Великой Отечественной

Песни Великой Отечественной войны



Мелодии (ноты) и тексты песен

 

 

Сборник песен о войне
Незабываемые годы
Русский песенный фольклор Великой Отечественной войны в записях К.Г.Свитовой
"Советский композитор", 1985г.
номер с6998к

содержание:

 

Настоящий сборник составлен из послевоенных записей Кабинета народной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Собиранием и записью песен Великой Отечественной войны занимались различные организации Москвы и периферии. В Москве, помимо консерватории, укажем также на Государственный литературный музей, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР, Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К. Крупской (ныне Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры РСФСР) и другие организации.
Большая часть песен данного сборника записана в хуторах и станицах Сталинградской (ныне Волгоградской) области во время двух комплексных экспедиций, организованных в 1947—1948 годах Институтом этнографии, Всесоюзным домом народного творчества и Московской государственной консерваторией. Экспедиции возглавляла научный сотрудник Института этнографии В. Ю. Крупянская.
Другая часть песен записана в 1949 году в городе Калуге экспедицией Московской консерватории, возглавляемой научным руководителем Кабинета народной музыки К. В. Квиткой (1880—1953). Наконец, некоторые песни были записаны в различные годы в Брянской и Московской областях, в стационарных условиях города Москвы.

Запись песен в экспедициях, как и в стационарных условиях, производилась на восковых фонографических валиках автором сборника — участником вышеуказанных экспедиций, сотрудником Кабинета народной музыки Московской консерватории. Им же выполнены и нотации песен.
В годы, когда производилась запись, песни Великой Отечественной войны еще звучали повсюду. Поэтические тексты их можно было обнаружить у хуторских и станичных девушек, в так называемых альбомах. Благодаря этим альбомам иногда удавалось находить песни уникальные.
В Калуге, где работала экспедиция Московской консерватории, песни Великой Отечественной войны записывались главным образом от работниц и работников швейных фабрик и артелей, которых в те годы в городе было немало.
Все песни, помещенные в сборнике, публикуются впервые, за исключением нескольких образцов, ранее напечатанных в сборнике «Русские песни» те же песни опубликованы и в книге Т. В. Поповой «О песнях наших дней» (М., 1969).

*

Русский народ, как известно, откликался песнями на все знаменательные события, происходившие в общественной жизни страны. Так было и в годы Великой Отечественной войны. Когда над Родиной нависла опасность и надо было грудью встать на ее защиту, народ возродил все лучшее и ценное, что хранил в своей.памяти. На фронте и в тылу зазвучали песни о Ермаке, Степане Разине, о великих русских полководцах Суворове и Кутузове, песни первой мировой войны и войны гражданской.
В этот песенный поток свежей струей влились песни современных композиторов и поэтов. Стали появляться песни известных и безвестных авторов.
Все это песнетворчество — традиционное и новое, профессиональное и народное, — слившись в один поток, взаимодействуя и обогащая друг друга, содействовало патриотическому подъему народа, то есть служило делу разгрома врага и победе над ним.
Нападение гитлеровской Германии на нашу землю подняло советский народ на борьбу и вместе с тем пробудило в нем невиданные до того творческие силы и желание выразить языком искусства (в стихах и песнях) свое отношение к происходившим событиям. Такого творческого подъема народа еще не знала история. Творили всюду — на фронте и в тылу, в лесных чащобах партизан и на оккупированных врагом территориях. Творили кто как умел, но от всего сердца. В годы Великой Отечественной войны появилось столько новых песен, сколько не было создано их во время гражданской войны или в последующий период мирного строительства.

В грохоте орудий и в дыму пожарищ родился новый огромный пласт музыкально-поэтического фольклора, уникального по своему содержанию, запечатлевший мысли, чувства и переживания советских людей, прошедших сквозь пламя Великой Отечественной войны. И надо низко поклониться всем известным и безвестным авторам, оставившим нам это бесценное наследие. Может быть, многие из них не вернулись с фронта и пали смертью храбрых на полях сражений.
Народное песенное творчество Великой Отечественной войны своеобразно по тематике и музыкально-поэтическому стилю. Здесь встречаются песни в традиционном крестьянском стиле, многоголосные, широко распетые; близкие по своей структуре городским революционным рабочим песням; родственные массовым песням современных композиторов и поэтов. Все это нашло отражение в составе сборника.
Наряду с песнями, созданными в годы войны, в него вошли также некоторые песни прошлых лет — традиционные крестьянские, солдатские, главным образом казачьи, а также песни гражданской войны, получившие во время Великой Отечественной войны широкое распространение. В отобранных для сборника песнях этого рода поэтические тексты подверглись изменениям, так или иначе отразившим события войны.
Эти изменения различны: от замены отдельных слов до полного обновления текстов. Часто на мелодии этих песен распевались стихи советских поэтов, опубликованные в военные годы и подвергшиеся фольклоризации.

Образцы старых военных песен исполнялись в том традиционном стиле, который присущ многоголосному пению казаков.
Однако этот стиль сохранился лишь в старых казачьих песнях. Новые же по напевам и поэтическим текстам песни, привезенные казаками с фронта, исполнялись ими так, как поют их обычно в средней России. И это закономерно. Если песня не создана самими казаками и не вошла в их репертуар из каких-либо других источников, она должна пройти долгий путь культивирования в их среде, чтобы обрести те специфические черты, которые характерны для многоголосного пения казаков.
Авторы некоторых вошедших в сборник фольклоризировавшихся песен пока не установлены. Эти песни бытовали во время войны как народные, и некоторые из них, по-видимому, далеко отошли от первоначального оригинала.
Быстрая фольклоризация песен современных композиторов — явление новое в народном музыкальном быту и одно из ярких проявлений форм связи профессионального творчества с творчеством народным. Этот творческий процесс необычайно ярко проявился в годы Великой Отечественной войны в специфических условиях того времени.

Фольклоризировались в те годы и такие известные песни, как «Священная война» А. Александрова, «Катюша» М. Блантера, многие песни В. Соловьева-Седого, А. Новикова, М. Табачникова, Н. Богословского и других советских композиторов.
Следует также отметить бытование оригинальных мелодических вариантов известных песен. Это самостоятельные сочинения, отличающиеся от одноименных произведений профессиональных композиторов. В большинстве случаев авторов этих сочинений установить пока не удалось.
С другой стороны, на одну мелодию нередко распевались разные тексты. Иногда специально создавались стихи для исполнения на мотив известной песни. В сборнике есть песни неизвестного происхождения, исполняющиеся на одну мелодию, но совершенно различные по жанру. Самый поразительный пример — песня мщения «Пусть свищут пули» (№ 5) и лирическая, балладная «Три сына было у нее» (№ 21).
В заключение надо сказать о некоторых особенностях народных песен, созданных в годы Великой Отечественной войны и составляющих основу сборника. Оценивая их художественные достоинства, необходимо учитывать то, что они создавались не в мирной обстановке, а в условиях жесточайшей кровопролитной борьбы. Это обстоятельство отразилось на песнетворчестве того времени, наложило на него свою печать.

В большинстве своем эти песни возникали под влиянием чувств и переживаний, переполнявших эмоциональную сферу людей и требовавших выхода и воплощения в произведениях искусства. А интонационная сфера, на основе которой складывались эти произведения, определялась мелодикой советских массовых песен, широко известных и любимых в предвоенные годы. Естественно, что и народные песни, созданные в годы войны, опираются также на интонации самых распространенных песен советских композиторов. В некоторых случаях эти интонации звучат столь обнаженно, что выглядят как прямое заимствование, а песня представляется компиляцией из знакомых мелодий (чем она, в сущности, и является). Такова, например, песня «Село с рассветом вышло из тумана» (№ 16), составленная из незначительно измененных фрагментов мелодии двух предвоенных песен Н. Богословского — «Любимый город» и «Письмо в Москву».
Поскольку песни, вошедшие в сборник, записывались в первые годы после окончания войны, они предстают перед нами почти в таком виде, в каком они звучали во время войны. В этом их сила и их слабость. Ведь путь их фольклоризации был слишком коротким. Поэтому эти песни по своим художественным достоинствам в большинстве своем уступают песням традиционным, отшлифованным временем.

Готовя к публикации песни Великой Отечественной войны, автор сборника не ставил перед собой задачи исследования, анализа и широкого обобщения собранного материала. Главным и основным направлением его работы было — сохранить песни в том качестве, в каком они были созданы и исполнялись народными певцами. Автор составлял не репертуарный сборник для певцов или самодеятельных и профессиональных коллективов — хотя те и другие найдут в нем образцы песен для своей исполнительской практики,— а издание, материал которого представляет известную историческую ценность.
С.Г. Свитова

Песни о Великой Отечественной войне Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!