О РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ
Текты, слова народных лирическиих песен
Чтобы правильно понять и оценить народную песню, надо всегда иметь в
виду, что песни, создаваемые пародом, назначены не для чтения. Их нельзя
читать так, как читаются стихотворения. Но вместе с тем они не похожи
и на наши романсы, то есть стихотворения, положенные на музыку композиторами.
В подлинной фольклорной песне напев и слово представляют собой изначальное,
органическое и неразделимое единство,
Обе стороны этого единства представляют собой выдающееся явление русской
народной культуры. Словесное содержание народных песен даже безотносительно
к напеву настолько значительно, многообразно и прекрасно, что заслуживает
пристального самостоятельного изучения, хотя оно дает и неполное представление
о существе русской песни.
Первые единичные записи русских народных песен относятся к XVII веку,
но только со второй половины XVIII века начинают появляться обширные сборники,
назначенные для бытового использования. В XIX :веке ведется уже научная
собирательская деятельность. Издаются прекрасные сборники, создаваемые
энтузиастами и любителями народной песни — фольклористами, языковедами,
этнографами, композиторами. Методика записи и издания постепенно совершенствуется.
Все наиболее существенное в области необрядовой народной лирики, вышедшее
до 1895—1902 годов, было заново переиздано А. И: Соболевским в семитомном
своде под названием «Великорусские народные песни». Хотя этот свод и не
достигает абсолютной полноты, он все же в целом дает очень полную картину
состояния русской народной лирики в XVIII—XIX веках. С тех пор как появился
этот свод, количество собираемых и издаваемых материалов все возрастает.
Особенно много собрано за советское время. Количество собранного материала,
как опубликованного, так и хранящегося в архивах, огромно. Затрудняет
изучение уже не недостаток материалов, а трудно обозримое обилие его.
Огромный песенный материал до сих пор не систематизирован. Нам нужна такая
система, которая давала бы правильное представление о богатом идейно-историческом
содержании песни, о том, что народ в своей песне выразил. Слово «лирика»
можно толковать в узком смысле, понимая под лирикой поэтическое выражение
сугубо индивидуальных чувств. Для фольклора такое определение не подходит.
Здесь плодотворным окажется более широкое понимание этого слова. В фольклоре
индивидуальные чувства связаны с коллективными. К области лирики относятся
не только любовные песни, но и разнообразные песни социального содержания.
Формально возможны самые разнообразные классификации песенного материала,
которые внешне все могут оказаться правильными. Так, по темпу исполнения
песни можно делить на протяжные, полупротяжные и частые. Такое деление
встречается в нотных песенниках начала XIX века. По бытовому применению
можно говорить о песнях трудовых, посиделочных, свадебных, святочных и
т. д. Музыковеды могут делить песни по отличию музыкальных признаков.
Однако нам нужно не такое распределение, которое было бы только логически
правильным, но такое, которое выражало бы сущность песни и показало бы
существенные отличия ее видов.
Один из важнейших признаков песни есть признак социальной принадлежности.
С этой точки зрения всю область фольклорной лирики можно делить на песни
крестьян и песни рабочих. Это основные виды ее. Но дореволюционное крестьянство
не представляло собой монолитного единства. Оно слагалось из различных
слоев, которые создавали иногда весьма различные песни. В первую очередь
необходимо выделить песни собственно крестьян, своим трудом непосредственно
связанных с землей. Эти песни составляют преобладающее большинство русских
народных лирических песен.
Крестьянская лирическая песня, в свою очередь, может быть разделена на
два основных раздела: лирику обрядовую и необрядовую. Обрядовую лирику
можно выделить в особый вид ее с разделением на календарно-обрядовую и
семейную: песни свадебные и похоронные причитания.
Необрядовая лирика может быть изучаема по своему содержанию и по формам
своего исполнения.
В состав крестьянства входили также люди, волей или неволей оторвавшиеся
от крестьянского труда. Они создают песни уже иного содержания: сюда относятся
песни бурлацкие, солдатские, разбойничьи, песни тюрьмы и каторги. С возникновением
заводского пролетариата возникает рабочая песня, которая составляет особый
вид песен с нарастающим революционным характером.
Во многих случаях социальная принадлежность определяет и поэтику. Так,
например, бурлацкие трудовые песни во всех отношениях составляют нечто
совершенно иное, чем, например, любовные песни крестьянских девушек. Солдатские
песни ничего общего не имеют с причитаниями невесты и т. д. Таким образом,
распределение по социальному признаку до некоторой степени предопределяет
я художественную природу песен, так как разное содержание определяет и
разную форму.