Народные лирические песни

О РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ

Народные песни



Текты, слова народных лирическиих песен

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

Чтобы правильно понять и оценить народную песню, надо всегда иметь в виду, что песни, создаваемые пародом, назначены не для чтения. Их нельзя читать так, как читаются стихотворения. Но вместе с тем они не похожи и на наши романсы, то есть стихотворения, положенные на музыку композиторами. В подлинной фольклорной песне напев и слово представляют собой изначальное, органическое и неразделимое единство,
Обе стороны этого единства представляют собой выдающееся явление русской народной культуры. Словесное содержание народных песен даже безотносительно к напеву настолько значительно, многообразно и прекрасно, что заслуживает пристального самостоятельного изучения, хотя оно дает и неполное представление о существе русской песни.
Первые единичные записи русских народных песен относятся к XVII веку, но только со второй половины XVIII века начинают появляться обширные сборники, назначенные для бытового использования. В XIX :веке ведется уже научная собирательская деятельность. Издаются прекрасные сборники, создаваемые энтузиастами и любителями народной песни — фольклористами, языковедами, этнографами, композиторами. Методика записи и издания постепенно совершенствуется. Все наиболее существенное в области необрядовой народной лирики, вышедшее до 1895—1902 годов, было заново переиздано А. И: Соболевским в семитомном своде под названием «Великорусские народные песни». Хотя этот свод и не достигает абсолютной полноты, он все же в целом дает очень полную картину состояния русской народной лирики в XVIII—XIX веках. С тех пор как появился этот свод, количество собираемых и издаваемых материалов все возрастает. Особенно много собрано за советское время. Количество собранного материала, как опубликованного, так и хранящегося в архивах, огромно. Затрудняет изучение уже не недостаток материалов, а трудно обозримое обилие его.

Огромный песенный материал до сих пор не систематизирован. Нам нужна такая система, которая давала бы правильное представление о богатом идейно-историческом содержании песни, о том, что народ в своей песне выразил. Слово «лирика» можно толковать в узком смысле, понимая под лирикой поэтическое выражение сугубо индивидуальных чувств. Для фольклора такое определение не подходит. Здесь плодотворным окажется более широкое понимание этого слова. В фольклоре индивидуальные чувства связаны с коллективными. К области лирики относятся не только любовные песни, но и разнообразные песни социального содержания.
Формально возможны самые разнообразные классификации песенного материала, которые внешне все могут оказаться правильными. Так, по темпу исполнения песни можно делить на протяжные, полупротяжные и частые. Такое деление встречается в нотных песенниках начала XIX века. По бытовому применению можно говорить о песнях трудовых, посиделочных, свадебных, святочных и т. д. Музыковеды могут делить песни по отличию музыкальных признаков. Однако нам нужно не такое распределение, которое было бы только логически правильным, но такое, которое выражало бы сущность песни и показало бы существенные отличия ее видов.
Один из важнейших признаков песни есть признак социальной принадлежности. С этой точки зрения всю область фольклорной лирики можно делить на песни крестьян и песни рабочих. Это основные виды ее. Но дореволюционное крестьянство не представляло собой монолитного единства. Оно слагалось из различных слоев, которые создавали иногда весьма различные песни. В первую очередь необходимо выделить песни собственно крестьян, своим трудом непосредственно связанных с землей. Эти песни составляют преобладающее большинство русских народных лирических песен. Крестьянская лирическая песня, в свою очередь, может быть разделена на два основных раздела: лирику обрядовую и необрядовую. Обрядовую лирику можно выделить в особый вид ее с разделением на календарно-обрядовую и семейную: песни свадебные и похоронные причитания.

Необрядовая лирика может быть изучаема по своему содержанию и по формам своего исполнения.
В состав крестьянства входили также люди, волей или неволей оторвавшиеся от крестьянского труда. Они создают песни уже иного содержания: сюда относятся песни бурлацкие, солдатские, разбойничьи, песни тюрьмы и каторги. С возникновением заводского пролетариата возникает рабочая песня, которая составляет особый вид песен с нарастающим революционным характером.
Во многих случаях социальная принадлежность определяет и поэтику. Так, например, бурлацкие трудовые песни во всех отношениях составляют нечто совершенно иное, чем, например, любовные песни крестьянских девушек. Солдатские песни ничего общего не имеют с причитаниями невесты и т. д. Таким образом, распределение по социальному признаку до некоторой степени предопределяет я художественную природу песен, так как разное содержание определяет и разную форму.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11