Народные лирические песни

О РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ

Народные песни



Текты, слова народных лирическиих песен
русские народные песни тексты

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

Обрядовая поэзия представляет только одну сторону крестьянской жизни. Переходя к песням необрядовым, мы прежде всего остановимся на песнях о крестьянской неволе. При крепостном праве, при феодально-помещичьем, а позднее капиталистическом гнете жизнь крестьян была чрезвычайно тяжела; статистика крестьянских бунтов показывает постоянное увеличение их числа и размаха. Можно было бы ожидать, что песни о крестьянской неволе окажутся многочисленными. На самом же деле количество их ничтожно, или во всяком случае очень незначительно по сравнению с огромным количеством песен, например любовных, свадебных и семейных, которые составляют основной костяк крестьянской лирики.
Чем это объяснить?
Одна из главных причин состоит в том, что собиратель, даже если он сочувствовал народу, в глазах крестьянина был «барин», то есть помещик или чиновник, и песни, направленные против помещиков, крестьянами в присутствии собирателей, приехавших из города, не пелись. В свою очередь и собиратели XIX века знали, что такие песни опасны.
Возможна и другая причина, почему песни о крепостной неволе немногочисленны. Можно заметить, что песни очень конкретного содержания недолговечны. Так, например, исторические песни о войнах XIX века почти полностью забыты. По этой же причине могли оказаться забытыми песни о крепостном праве после того, как оно было отменено.
И тем не менее все эти причины не полностью объясняют малое количество таких песен. Если бы таких песен было много, это было бы известно, несмотря ни на какие преграды и рогатки. Основная причина лежит, по-видимому, в природе самой лирической песни. Песня дает, как мы увидим, опоэтизированную действительность. Но поэтизации поддается далеко не все. Борьбу против феодально-помещичьего гнета народ опоэтизировал в песнях о Ермаке, Разине, Пугачеве, то есть в жанре исторических песен. Постоянная же, будничная, ежедневная борьба с помещиком-угнетателем не представляла благодарной почвы для создания лирических песен. Тем не менее такие песни есть, и они обладают для нас первостепенным интересом.

Большинство песен о крестьянской неволе имеет своим содержанием те невыносимые условия, в которых находился закрепощенный крестьянин. Чаще всего такие песни поются женщинами. Сенная девушка хотела бы кукушкой полететь к матери и рассказать ей, как тяжело жить в барском доме, и просит ее выкупить. Но выкупить дочь нечем, и мать призывает ее к терпению (см. стр. 103). Выкуп был единственным легальным способом выхода из крепостного состояния, но фактически этот выход для крестьянина был закрыт; такой выход иногда удавался богатым кулакам.
В нескольких вариантах известна песня «Калинушку с малинушкой водой залило.», в которой женщина через три года после замужества обращается пташкой и летит домой, но уже никого не застает: родителей увезли за Волгу, старшего брата куют в солдаты, среднего берут в лакеи, а младшего в приказчики (стр. 104).
Призыва к бунту или протесту эта песня не содержит. Такой протест содержит более поздняя местная песня об Обозерской слободе («Вы кудри ль, мои кудри.»). «Злодей боярин-господин» разорил постоянной посылкой на работу всю слободу. Но в этом случае крестьяне «собрались на «руту горушку», то есть уже созывают сходку, организуются, и «отказали своему боярину-господинущке» (стр. 105). Чем кончаемся этот конфликт, песня не сообщает.
Изображаются в песнях и более резкие столкновения. В песне «Как во городе во Устюжине.» описывается, как появляется «экзекуция царя белого», то есть карательный отряд для усмирения крестьян. Все мужское население скрылось в леса. Но и здесь дело не доходит до открытого восстания. Песня кончается призывом написать царю «просьбу однокровную, однокровную, однослезную». Крестьяне верили в какую-то высшую справедливость даже тогда, когда знали, что «экзекуция» прислана от самого «царя белого, православного». Противоречия и односторонность крестьянской психики в этой песне сказывается очень ясно (стр. 106).
Одна из иллюзий крестьянина состояла в том, что жизнь дворовых легче, чем жизнь пахотных крестьян. Подавать барину кофе или одевать его — это с точки зрения крестьянина, привыкшего к самому тяжелому физическому труду, не работа. Но такие иллюзии рассеиваются песнями дворовых. Есть песни, содержание которых — спор между крестьянами и дворовыми. В таких песнях рисуются истязания, которым подвергаются дворовые за малейшую провинность. Жизнь крепостного крестьянина везде одинаково тяжела.

О том, «акая бедность свирепствовала в разоренных крепостничеством деревнях, свидетельствует песня «Государь ты наш, Сидор Карпович.», в которой в мнимо-шуточной вопросно-ответной форме говорится о том, как семидесятилетний Сидор Карпович со своими семерыми детьми -в зимнюю стужу в лаптях пойдет по миру побираться. В этой песне ни о каких помещиках не упоминается, но тем не менее это, может быть, наиболее жуткое песенное изображение крестьянских бедствий. Она не местная, не говорит об отдельных барах Обозерской или иной слободы, а общерусская, известная в многочисленных вариантах (стр. 109).

Особое место среди фольклорных песен о крестьянской неволе занимает песня «Как за барами житье было привольное». Текст этой песни был извлечен Н. Л. Бродским из судебного дела 40-х годов о побегах крепостных Саратовской губернии и опубликован им в статье «Крепостное право в народной поэзии». Текст был найден в бумагах некоего Абутина, обвиняемого в подстрекательстве крестьян к побегу. Н. Л. Бродский сообщает, что в 40-х годах песня была распространена среди крестьян Саратовской губернии. В этой
«потаенной» пеоне Открыто и с необычайной реалистической силой говорится о бедствиях крепостных крестьян и о нечеловеческом с ними обращении. Песня вложена в уста разбойников, которые теперь «"пашут» уже не пашню, а собирают хлеб не сеявши, молотя «слегами» (жердями) по дворянским головам и купеческим спинам. Текст этой песни в советское время был записан уже в крестьянской среде, в Ульяновской области, Менекесском районе, селе Никольском. От текста Бродского этот вариант отличается иным концом:

Мы дворян господ на веревочки,
Мы дьяков да ярыг на ошейнички,
Мы заводчиков на березаньки,
А честных крестьян на волю вольную.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11