О РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ
Текты, слова народных лирическиих
песен
русские народные песни тексты
Обзор собственно крестьянских песен был бы неполон, если бы мы хотя бы коротко не остановились на детском фольклоре, подразумевая под этим как песни взрослых для детей (колыбельные, потешки), так и песни, которые сочиняют и складывают сами дети. Старая академическая наука не считала их достойными внимания: в семитомное собрание А. И. Соболевского эти песни не включены. Однако многие собиратели, в особенности П. В. Шейн, записывали и издавали детский фольклор, и, хотя количество записанного материала сравнительно невелико, оно :все же позволяет говорить о том, что детский фольклор представляет в своем роде замечательное явление.
Колыбельные песни должны успокоить ребенка. Предполагается, что в олова засыпающий ребенок не очень вслушивается: главное здесь ровный, спокойный, убаюкивающий напев. Поэтому колыбельные песни не нуждаются в логической связности: это небольшие картины мира, каким он, по мнению поющей, представляется ребенку. То, что делают люди, здесь делают животные: кошка толчет сухари, шьет ширинку (полотенце), ia котята сидят на печке и ждут, чтобы их накормили. Кошки так часто упоминаются не только потому, что они хорошо знакомы детям, но и потому, что кошки днем бывают сонливы. Записан обычай класть в люльку кошку, чтобы ее сонливость передалась ребенку. Из других животных часто упоминаются голуби, по-видимому из-за рифмы «гули-люли». Есть и песни, в которых животными (например, волком) пугают детей: волк их унесет, если они не будут спать или лягут на краю. В других песнях бесхитростно изображается трудовая жизнь семьи: отец пошел за рыбою, брат — рубить дрова, нянюшка — мыть пеленки. Из этого видно, что качает ребенка не мать и не нянюшка, а вероятно, одна из сестер. Вообще по песням видно, что они далеко не всегда поются матерями, так как мать на работе; они поются старухами или девочками, которым поручен надзор. Наконец, есть песни, в которых ребенку сулят смерть. Объяснить это можно только тем, что в нищенской крепостной деревне детям не всегда были рады и смерть ребенка встречалась с облегчением: «развязал господь». Но такие песни могли исполняться в подражание и девочками-няньками, которые не вникали в их смысл и обставляли картину смерти комическими подробностями. Такие песни производят жуткое впечатление.
Хотя песен о смерти ребенка не так мало, они все же составляют некоторое
исключение. Колыбельные песни в целом свидетельствуют о самой глубокой,
самой нежной любви к ребенку.
О такой же любви, окрашенной уже не столько в нежные и тихие, сколько
в радостные и шуточные тона, свидетельствуют всякого рода «потягушки»,
«потешки», «тутушкальные» и другие песни, которыми забавляют маленьких
Детей, когда они просыпаются, потягиваются и начинают играть своими собственными
руками и пальцами. Некоторые из таких песен отличаются необыкновенным
языковым искусством.
Наконец, песни и стишки, сложенные самими детьми, представляют собой,
в преломлении детского сознания, небольшую энциклопедию всей деревенской
жизни и всего, что в ней происходит. Деревенские дети знают жизнь и ее
изнанку. Их склонность к насмешкам, к острым и необыкновенно выразительным
словцам приводит к совершенно неожиданным эффектам; приемы детской поэзии
еще мало изучены, но они заслуживают самого пристального внимания. Песни
эти внешне часто бывают совершенно бессвязны, но эта бессвязность мнимая:
ребенок видит и изображает мир не так, как взрослые, а по своим связям
и представлениям, которые не совпадают с тем, как видят этот мир взрослые.