Русские исторические песни - хрестоматия

ЖАНР ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ В XIX ВЕКЕ

 



Тексты к русским народным песням

 

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ В ЭПОХУ СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА

 

 

В XIX в. особенно интенсивно идет собирание произведений устного народного творчества. Из материалов фольклорных сборников и периодической печати видно, что среди крестьянства продолжает широко бытовать историческая песня, созданная в предшествующие эпохи, новых исторических песен появляется немного, причем формируются они в основном на поэтическом материале предшествующего времени. В качестве нового в них можно отметить лишь оригинальные вставки о рекрутчине и тяжелой солдатской жизни;

Мы день идем во походе,
А ночь в карауле;
С караула нас сменяют, —
Гонят на пикеты,
(И разуты,и раздеты)

Некоторые песни отражают тяжелое положение солдат в период Крымской кампании 1853—1856 гг. Несмотря на неподготовленность царской армии к войне, показавшей полную отсталость крепостной России, русские солдаты самоотверженно защищали родину. В новых песнях воспеваются героические подвиги солдат, казаков и командиров, в них так же, как и в песнях о предшествующих войнах, солдаты говорят о своем моральном превосходстве над врагом.

Мы заступим правою ногою
И защитим родимый край. (№ 118)

Песни рассказывают о героической обороне Севастополя (сентябрь 1854 —август 1855 г.). Но эта важная в истории государства эпопея не породила такого обилия исторических песен, как подобные события предшествовавших веков. Вновь возникшие песни свидетельствуют о разложении жанра. В них реалистические картины тяжелого положения русской армии в осажденном городе (№ 119, 120) преподносятся в довольно невысокой художественной форме (№ 120).
Обесцениванию вновь создаваемых исторических песен способствовало и появление ура-патриотических произведений, которые всячески насаждало армейское начальство (особенно через военные хоры). Это, в частности привело к тому, что в песенных текстах о Крымской войне встречаются противоречивые оценки событий и особенно действий командовавших в то время генералов (например, разные мнения о генерале М. Д. Горчакове).
В этот период происходит все большее сближение народной песни с литературой. Последнее обстоятельство можно наблюдать, в частности, в римфовке и размере стиха песни, посвященной главному руководителю обороны Севастопольской крепости адмиралу Нахимову, получившему положительную оценку в солдатской массе (№ 121). Он изображается, подобно Суворову и Кутузову, всегда в труде, как непосредственный участник обороны города.
Продолжение военных действий в конце 50-х годов не вызывало энтузиазма в среде русских войск. Песни этой поры, становясь полностью лирическими с пессимистическим уклоном, говорят о бесцельном кровопролитии (№ 122), надоевшей царской службе (№ 123)
и Т. П.85
Отмена крепостного права во второй половине XIX в. всколыхнула Россию, дала толчок развитию экономики. В. И. Ленин, характеризуя это событие, писал: «.Падение крепостного права встряхнуло весь народ, разбудило его от векового сна научило его самого искать выхода, самого вести борьбу за полную свободу. <.> На смену крепостной России шла Россия капиталистическая. На смену оседлому, забитому, приросшему к своей деревне, верившему попам, боявшемуся «начальства» крепостному крестьянину вырастало новое поколение крестьян, побывавших в отхожих промыслах, в городах, научившихся кой-чему из горького опыта бродячей жизни и наемной работы». Трудовое крестьянство в обстановке капитализации деревни, социального ее расслоения и разложения остатков крепостнического гнета ищет моральную опору в поэтических образах прошлого. Естественно, что образы этих песен переосмысляются соответственно новым социально-историческим условиям.
Турецкая война (1877—1 ) —последнее событие, получившее освещение в исторических песнях. В песнях о Турецкой войне выражена идея борьбы за свободу братского болгарского народа. С сарказмом говорится об отступлении Мухтар-паши, главнокомандующего турецкими войсками (N° 124). Однако и в этих песнях появляется пессимистическое настроение:

Три мы ночи шли в походе,
Притуманилось у нас в глазах. (№ 125)

В них нет описания военных событий, а выражено лишь отношение к войне. Песни о Турецкой войне, как и о военных событиях на Кавказе и в Средней Азии, становятся лирическими, отражают грустную настроенность участников походов (No 128). Интересно, что и ранее сложенные песни, переосмысленные применительно к Турецкой войне 1877—1878 гг. также полны лирической грусти (№ 126). Даже песня, описывающая события войны с некоторой бравадой, сопровождается через каждое четверостишие лирическим литературным припевом:

Горныя вершины,
Увижу ль я вас вновь,
Турецкий долины —
Кладбища удальцов. (№ 127)

Это было отходом от принятых канонов жанра исторических песен. Реалистическое описание быта тоже давалось с отступлением от поэтических норм исторических песен. Так, например, в одной из песен воин думает о судьбе своей семьи, сознаваясь командиру, что жаль ему

Малых детушек горемычныих,
Что остались они наги, босые;
Насидятся теперь за столом голодные,
Наглядятся они кусочка поданного.

Если в песнях о Крымской войне явления природы продолжают изображаться в традиционном, правда, олитературенном стиле («Сине море зашумело, берега-то встрепенулись»)^, то в песнях пореформенного периода, в отступление от жанра, дается лирическое изображение природы, и оно используется в качестве параллели для подчеркивания тягот царской службы:

Ой, вы, мои туманы, вы, мои туманушки,
Туманы вы мои разосенние!
Не пора ли вам, туманушки,
Со синя моря долой?
Не пора ли вам, казаченькам,
Со царской службы долой?

О военных событиях второй половины XIX в. в песенных сборниках имеется небольшое число народных песен. В основном же они заполнены индивидуальными авторскими стихотворениями, сочиненными в официальном духе по случаю полковой жизни, которые распевались казачьими и солдатскими хорами.
В устном народном репертуаре в XIX в. все большее место стали занимать песни литературного происхождения, такие, как «Ермак» К. Ф. Рылеева, «Бородино» М. Ю.Лермонтова, песни о Степане Разине А.А.Навроцкого, Д. Н. Садовникова и И. 3. Сурикова, «Шумел, горел пожар московский» Н. С. Соколова, «Дело было под Полтавой» Ив. Молчанова, песня об обороне Севастополя Л. Н. Толстого и др. Они заменяли традиционную историческую песню. Это говорит о том, что старая поэтическая форма уже не могла выразить тот глубокий исторический взгляд народа на происходящие события, какой все больше вырабатывается на новом этапе исторического развития общества.
Во второй половине XIX столетия окончательно прекращается создание новых устных исторических песен. Во время первой русской революции 1905 г. и Великой Октябрьской социалистической революции происходит количественный всплеск старых песен о народных движениях. Старые песни усваивают интересные и неповторимые следы новой бурной революционной эпохи. Однако крестьянская историческая песня заканчивает свое развитие, хотя ее варианты сохраняются и в наше время и продолжают оказывать свое влияние на устное творчество и поэтическое мироощущение народа.