Русские исторические песни - хрестоматия

 



Тексты к русским народным песням

 

РАННИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

 

 

Ранние исторические песни к моменту записи утратили многие конкретные исторические черты, поэтому не всегда удается установить время их создания. Сопоставление их содержания с летописными данными дает основание предполагать, что исторические песни появляются с середины XIII в., когда Русь была раздроблена на отдельные княжества, еще разрозненно выступавшие против монголо-татарского ига.
В ранних исторических песнях особенно заметно влияние былинного эпоса. В них наблюдается и характерный для былин гротеск в зарисовке образа неприятеля, повторы в повествовании, наличие общих мест (loci communes) в тексте и пр. Вместе с тем к моменту записи устной поэзии сохранились и черты, отличающие историческую песню от былины. Прежде всего, положительными героями исторических песен оказываются не богатыри, наделенные сверхчеловеческой силой, а обыкновенные люди. Характерна, например, песня «Авдотья Рязаночка» (№ I)6. В ней простая русская женщина, благодаря своему уму и горячей любви к родине, смогла возвратить из плена соотечественников и, расселив их «по-старому да по-прежнему», восстановила город, разоренный захватчиками. В песне ощутим стиль былин и сказок. Так, разоритель Руси «Бахмет турецкий» наделен сверхъестественной силой, позволяющей ему управлять природой:

Напустил все реки, озера глубокия.
Во темных лесах напустил лютых зверей,
Чтобы никому ни пройти, ни проехати.

Как и в былинах, Бахмет владеет несчетной «силой-армией» и уничтожает целый город. Путешествие Авдотьи Рязаночки в лагерь к Бахмету имеет сказочный характер: на ее пути оказываются «три заставы великие», она должна суметь разгадать загадку царя. Так неизменная победа физической силы в былинном эпосе уступает место в исторической песне состязанию в хитрости, заканчивающемуся победой разума. В песне, воспевшей подвиг простой женщины, появилось возрождавшееся национальное самосознание народа, боровшегося против монголо-татарского нашествия.
Ордынские ханы не только брали дань, но и уводили в плен, как это показано в песне «Авдотья Рязаночка». Многочисленный «полон» был основной их добычей еще длительное время после Куликовской битвы 1380 г. при эпизодических набегах на Московскую Русь. Это породило песни «о татарском полоне». Широко распространенные в свое время, они по форме были близки к бытовым лирическим песням. В одних из дошедших до нас исторических песен на эту тему в задушевных эмоциональных тонах раскрывается типичная картина бедствия народа (№ 2). В других рассказывается о том, как мать в плену встретилась с дочерью, ставшей женой татарина (№ 3). Эта драматическая сцена встречи матери с дочерью в «полоне» потрясала слушателя, воспитывала патриотические чувства. Изображение в подобных песнях судьбы семьи воспринималось как отражение судьбы народа7.
Оскорбленное чувство, вызванное монголо-татарским игом, пробуждало ненависть к завоевателям, что ярко отразилось в песне «Щелкан Дюдентевич» (№ 4). В основу песни положен исторический факт — восстание тверичей в 1327 г. против ханского ставленника Шевкала, сына Дюдени. Песня показывает бесправное, трагическое положение русского народа, с которого завоеватели брали большие подати. Так, Щелкан Дюдентевич

С князей брал по сту рублев,
С бояр по пятидесят,
С крестьян по пяти рублев;
У которого денег нет,
У того дитя возмет;
У которого дитя нет,
У того жену возмет;
У которого жены-то нет,
Того самого головой возмет

Против Щелкана Дюдентевича выступает Тверь, олицетворенная двумя братьями «Борисовичами». В схватке с ним они побеждают и остаются безнаказанными:
Тут смерть ему случилася, Ни на ком не сыскалося.
Такое окончание песни призывало к борьбе с поработителями. Этому способствовала и ее поэтическая форма. В частности, укороченность стиха, в отличие от других песен и былин, давала возможность петь песню о Щелкане в убыстренном, даже плясовом темпе, что создавало у слушателей мажорное настроение. Политическая от начала до конца, песня о Щелкане не только дает в поэтической форме представление об освободительном движении русского народа против монголо-татарского ига, но и раскрывает борьбу за власть в самой Орде.

В ранних исторических песнях противником Руси оказывается чаще всего представитель монголо-татарской военщины. И освобождение от монголо-татарской зависимости мыслится лишь в плаце национальной борьбы. Как уже отмечалось, в стилевом отношении исторические песни на этом этапе испытывают влияние былин. В них наблюдается характерная для былевого эпоса замедленность действия, эпичность повествования, хотя имеет место и лирический, эмоциональный тон. Сюжет песен, подобно сюжету былин, не ограничивается одним эпизодом. Например, песня о Щелкане, прежде чем раскрыть основной эпизод — уничтожение ненавистного угнетателя, — дает развернутую характеристику героя, сообщая его биографию. Но все же стихи песни отличаются краткостью, а события развиваются динамичнее, чем в былинах. Таким образом, уже на этом этапе исторические песни имели свои, диктуемые им жизнью особенности.