Жизнь в центре страны после так называемого «смутного» времени находит
отражение в эпическом стиле исторических песен о межгосударственных взаимоотношениях.
Постепенно улеглись бурные события начала XVII в., был заключен мир со
Швецией, а потом и с Речью Посполитой. Наступило относительное спокойствие
в государстве. Установились нормальные отношения с соседями. Однако события
недавнего прошлого продолжали волновать народное сознание. Об этом свидетельствуют
варианты исторической песни о Смоленске, записанные в бывшей Олонецкой
губернии. Смоленск был захвачен Речью Посполитой в начале XVII в.
В песне (№ 31) рассказывается о присоединении к Российскому государству
Смоленска в 1657 г.
Песни о жизни казачества вносят стилевое разнообразие в жанр этого времени.
В среде казачества продолжались волнения и еще долгое время после «смуты»,
казаки не признавали вновь избранного царя Михаила Романова. Однако в
песнях они выражают сознание своей силы как составной и совершенно необходимой
части всего русского народа, стоящей, ввиду своего окраинного положения,
на страже общегосударственных интересов. Они подчеркивают свою причастность
к государственным делам. Так, например, убийство донскими казаками Карамышева
— представителя царской власти —в песне (№ 32) взволнованно объясняется
тем, что он будто бы не оказал должного почтения царской грамоте при ее
провозглашении (имеются песни, осуждающие Карамышева, и с другими сюжетами).
Песни, в которых говорится о долголетней войне с турками и крымскими татарами,
постоянно нападавшими на города и села Российского государства, показывают,
что казаки самостоятельно и вполне осознанно взялись за выполнение государственной
задачи по охране южных границ.
Борьба с турецко-татарскими набегами получила отражение в песнях об Азове
(№ 33, 34). В разработке этой темы наблюдается глубокая идейная связь
русских исторических песен с украинскими думами. В эпическое повествование
внедряются новые мотивы и стиль, отражающие отход от документальности.
Несколько иное явление представляют собой песни о восстании Степана Разина.
Они приобретают своеобразное стилистическое оформление, становясь более
короткими, подвижными, изображаемые в них события — стремительными. Во
многом эти качества сохраняются и усовершенствуются в Петровскую эпоху,
особенно после введения военной реформы, когда создаются солдатские исторические
песни. Однако песни о восстании Разина более лаконичны и лиричны, чем
солдатские песни о событиях официальной истории петровского времени.