Русские исторические песни - хрестоматия

 



Тексты к русским народным песням

 

РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН ПОСЛЕ 20-Х ГОДОВ XVII-В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА

 

 

Жизнь в центре страны после так называемого «смутного» времени находит отражение в эпическом стиле исторических песен о межгосударственных взаимоотношениях. Постепенно улеглись бурные события начала XVII в., был заключен мир со Швецией, а потом и с Речью Посполитой. Наступило относительное спокойствие в государстве. Установились нормальные отношения с соседями. Однако события недавнего прошлого продолжали волновать народное сознание. Об этом свидетельствуют варианты исторической песни о Смоленске, записанные в бывшей Олонецкой губернии. Смоленск был захвачен Речью Посполитой в начале XVII в. В песне (№ 31) рассказывается о присоединении к Российскому государству Смоленска в 1657 г.
Песни о жизни казачества вносят стилевое разнообразие в жанр этого времени. В среде казачества продолжались волнения и еще долгое время после «смуты», казаки не признавали вновь избранного царя Михаила Романова. Однако в песнях они выражают сознание своей силы как составной и совершенно необходимой части всего русского народа, стоящей, ввиду своего окраинного положения, на страже общегосударственных интересов. Они подчеркивают свою причастность к государственным делам. Так, например, убийство донскими казаками Карамышева — представителя царской власти —в песне (№ 32) взволнованно объясняется тем, что он будто бы не оказал должного почтения царской грамоте при ее провозглашении (имеются песни, осуждающие Карамышева, и с другими сюжетами). Песни, в которых говорится о долголетней войне с турками и крымскими татарами, постоянно нападавшими на города и села Российского государства, показывают, что казаки самостоятельно и вполне осознанно взялись за выполнение государственной задачи по охране южных границ.

Борьба с турецко-татарскими набегами получила отражение в песнях об Азове (№ 33, 34). В разработке этой темы наблюдается глубокая идейная связь русских исторических песен с украинскими думами. В эпическое повествование внедряются новые мотивы и стиль, отражающие отход от документальности.
Несколько иное явление представляют собой песни о восстании Степана Разина. Они приобретают своеобразное стилистическое оформление, становясь более короткими, подвижными, изображаемые в них события — стремительными. Во многом эти качества сохраняются и усовершенствуются в Петровскую эпоху, особенно после введения военной реформы, когда создаются солдатские исторические песни. Однако песни о восстании Разина более лаконичны и лиричны, чем солдатские песни о событиях официальной истории петровского времени.