К середине XVII в. в казачьей среде наблюдается резкое проявление имущественного и общественного неравенства. Это подтверждается документами того времени: «Ныне у донских казаков в меж собою стала разница, и говорят-де они —донские казаки, что им на Дону стало жить худо и от старшин их изгоня, а атамен-де Корнила Яковлев учал знатца с бояры, им, казакам, не радит». Изменяется отношение казаков к феодальной власти. Если зажиточные казаки, старшины примирились с Москвой, то беднота, голутвенное казачество, беспрерывно пополнявшееся за счет беглых крепостных из центральных районов, все больше ненавидело царское правительство. К тому же «Соборное уложение» 1649 г., отменившее существовавшие ранее сроки сыска беглых, окончательно завершило процесс закабаления крестьян в центральных районах страны и в значительной мере обусловило их бегство в районы Дона и Поволжья, ставшие очагами крестьянской войны XVII в. По мере роста социального неравенства в казачьей среде и во всем Российском государстве нарастала волна недовольства существующим общественным строем. Эта волна вылилась в грандиозное движение широких народных масс (1667—1671) под предводительством Степана Разина.
Исторические песни, возникшие под влиянием восстания, являются самым крупным циклом этого жанра в XVII в. В них ведущее место занимает образ народного вождя, руководителя беднейших слоев населения. Широкое распространение фольклора о Разине убедительно свидетельствует о горячей и повсеместной народной поддержке восставших. Исторические песни сохранили память об отдельных эпизодах восстания, отразивших значительные факты из истории этого события. В самых ранних песнях Разин зовет казацкую голытьбу в поход «во синё море» (№ 36). Песни рисуют персидский поход, повествуют о плавании Разина с казаками по Каспийскому (Хвалынскому) морю (№ 37). Поздние песни запечатлели ряд блестящих побед восставших (№ 41), разгром восстания, трагическую смерть атамана. В песнях нет стремления к широкому изображению событий. Лишь в двух из них видна попытка развернуть сюжет (обе, вероятнее всего, позднего происхождения, № 44, 46). Песни о Разине в большинстве своем — лирические. Через зарисовку одного эпизода в них раскрывалась историческая обстановка, в которой действует Степан Разин иди выступают восставшие (№ 45). Например, песни так изображали боевой волжский путь восставших:
Астрахань-то, славну мати, — пройдем с вечера,
Царицын городочек во глуху полночь,
Саратов и Дубовку на белой заре,
А Самаре-городишке не поклонимся,
В Жигулевских горах остановимся.
Легкость, с какой восставшие предполагают пройти охраняемый гарнизонами
царских войск путь, является отражением народных надежд на победу. Песни
должны были показать силу народа, вселить в него уверенность, служить
идеологическим оружием в борьбе за правое дело.
В настоящее время мы не имеем возможности представить себе во всей полноте
состояние фольклора XVII в. о Разине. Это объясняется тем, что в течение
веков царское правительство стремилось разными способами вытравить из
памяти народа революционную поэзию, особенно поэзию о Степане Разине,
одном из выдающихся вождей крестьянского движения. Многие произведения
этого цикла создавались как воспоминания о минувших событиях. Они, естественно,
несли в себе то идейное направление, какого требовала жизнь в момент создания
произведения.
В песнях, отразивших первый этап движения, звучит та же вольница (№ 35),
что и в песнях о Ермаке, та же мечта о зажиточной и привольной жизни (№
38). Много записано песен, в которых говорится о выборе атамана (№ 39).
В этих произведениях народ называет Разина ласково и уважительно; Разин
находится на вершине славы, авторитета и популярности. Но песни о движении
Разина как в первый, так и во второй этапы создавались одновременно и
в среде, враждебной восставшим, поэтому в некоторых из них сторонники
Разина назывались «мазуры», «мазурушки», т. е. разбойники, на что они
отвечали:
Мы не воры, не разбойнички,
Стеньки Разина мы работнички. (№ 47)
Разинское движение (в песнях первого этапа) направлено чаще всего против
басурман (т. е. иноверцев, чужеземцев), а не бояр. Цель похода — напасть
на турок, персов или татар и взять добычу (№ 35). Однако уже в песнях
этой поры затрагивается социальная тема, подчеркивается резкое расслоение
казачьего населения на бедных и богатых (№ 35). Разин не ходит в казачий
круг, а думает думушку с «голытьбою».
Более важен следующий, второй этап разинского движения, когда оно превратилось
в крестьянскую войну (с 1670 г.). Пафос песен этого периода уже не утверждение казацкой вольницы, а призыв к социальной
борьбе, и они показывают эту борьбу в ее исторически конкретном проявлении.
В песнях теперь звучат политические мотивы. Они имеют более широкий район
распространения. В них рассказывается о блестящих победах восставших,
о том, как Разин берет города (Яицкий городок, Астрахань), расправляется
с астраханским воеводой (№ 46). Правда, в песне о последнем событии есть
налет неприязни по отношению к Разину: он сравнивается с «черным вороном»,
воевода же назван «господином большим барином». Это наводит на мысль о
поздней редакции текста во враждебной восставшим социальной среде.
Исключительно яркими в социальном отношении являются многочисленные варианты
песен о «сыне» Степана Разина (№ 43, 44). Имеется ряд песен и об освобождении
Разиным невольников из тюрем. Народная фантазия наделила Разина способностью
к волшебству. Его не берет никакая сила. Он говорит об этом посланным
против него солдатам:
Пуль-пороху, други, не теряйте!
Ваши пушечки меня не возьмят,
Мелки ружьицы не хлопнут.
Никово я, Стенька Разин, не боюся,
Никово я, братцы, не страшуся.
Песни о разинском движении полны надежды на освобождение (№ 42). Широта
обобщения, яркие образы, красочность художественных изображений поэтически
выражали свободолюбивые идеалы народа и способствовали популярности русских
песен. Но содержание песен о разинском движении имело и другую сторону
—они раскрывали стихийность восстания, отсутствие в нем ясных целей, какой-либо
определенной социальной программы.
Поэтика песен о Степане Разине своеобразна. Их идейная направленность
— показать силу и правоту народного восстания. Разнообразие художественных
приемов тесно связано с изменением размаха освободительного движения.
Когда оно в апогее, выбираются сюжеты со стремительным развитием действия;
предчувствие гибели выражено чаще всего в монологе героя, отражающем напряженную
плавность течения его скорбной мысли, как бы оценивающего прошедшие события,
изучающего ошибки и промахи в минувшей борьбе. Особенно трагически лиричны
и эмоциональны песни о разгроме восстания и казни Степана Разина. Драматизм
и задушевность характерны для песни «На заре-то было, братцы, на утренней»
(№ 48). Природа в утренний час при восходе солнца и при закате «Светлова
месяца» полна тишины и спокойствия. Словно нарушая гармонию природы, есаул
сообщает казакам печальную весть о гибели атамана. Несчастье велико и
непоправимо. Песня выражает беспредельное горе и до глубины души потрясает
слушателя: «Помутился славной тихой Дон».
Народ не хотел верить в гибель вождя от руки палача и сохранял мнение
о том, что Разин умер своей смертью. В доказательство этого Разину приписывалось
создание песни «Схороните меня, братцы, между трех дорог» (№ 49), являющейся
завещанием потомкам. Имеется и ряд народных легенд о том, что Разин остался
жив, но скрылся в пещерах Жигулевских гор.
Устная поэзия о Степане Разине и впоследствии являлась средством идейного
протеста против крепостничества в России. Круг таких песен дополнялся
за счет так называемых «разбойничьих», или «удалых». Так, в разинский
цикл включались песни о вещем сне девушки (или Разина), имя Разина вставлялось
иногда в песни об азовском пленнике, в песню «Не шуми ты, мати, зеленая
дубравушка» и т.д. Разинский цикл песен пополнялся народными лирическими
песнями о безымянных героях, противостоящих властям (№ 47). В XVIII и
XIX вв. широко распространяются песни и сказки о необычайной силе Степана
Разина, о его непобедимости и возвращении к народу. Народ продолжает считать
всякое проявление протеста, особенно со стороны волжской вольницы, продолжением
дела, начатого Степаном Разиным. Неудачи вольных людей с исключительным
сочувствием переживает народная масса, выражая это в своей поэзии (№ 50).
Характерно, что создаются и такие произведения, в которых народ со всей
убежденностью показывает достоверность расправы с угнетателями, обосновывает
справедливость таких действий (№ 51). В записях XVIII и XIX вв. противником
Разина оказывается не воевода, не боярин, а представитель власти более
позднего времени — губернатор.
Разинский цикл пополняют и ставшие народными песнями стихотворения поэтов
XIX в. («Утес Стеньки Разина» А.А.Навроцкого, «Казнь Разина» И.З. Сурикова,
«Из-за острова на стрежень» и «По посаду городскому» Д Н. Садовникова).