Ноты для голоса и фортепиано
Старинные русские романсы
из репертуара Н.А. Обуховой
для голоса в сопровождении фортепиано
составитель Е. Стемпневская
“Музыка”, 1984г.
номер 12567
(pdf, 3.63 Мб)
содержание:
Предисловие
В предлагаемый сборник включены старинные русские романсы, долгие годы
звучавшие в исполнении замечательной советской певицы, народной артистки
СССР Надежды Андреевны Обуховой. Некоторые из этих произведений завоевали
симпатии любителей музыки и вошли в постоянный концертный репертуар вокалистов
благодаря гению Обуховой, благодаря ее редчайшему дару каждое произведение
превращать в лирическую повесть о человеке, за скупыми словами и простой
музыкой угадывать его судьбу, разнообразный мир чувств и мыслей.
Родилась Н. А. Обухова в Москве в 1886 году. Творческий дар унаследовала
от своих предков. Ее прадед — известный русский поэт Евгений Баратынский,
ее дед—прекрасный пианист, друг Николая Рубинштейна. Отец любил петь,
обладал красивым баритоном. Природой Обуховой был дарован редчайший голос
— ровный и объемный во всех регистрах, бархатной глубины, органной мощи,
металлического блеска. Темперамент певицы был грандиозен, эмоции масштабны,
вокальная техника великолепна. При огромном голосе поражали легкость,
ажурность исполнения труднейших вокальных произведений.
В течение двадцати семи лет ее искусство украшало сцену Большого театра,
ее партнерами были выдающиеся певцы 20—40-х годов: А. Нежданова, М. Рейзен,
И. Козловский, Н. Ханаев, выдающиеся дирижеры В. Сук, Н. Голованов, А.
Пазовский и др. Композитор Ю. Шапорин вспоминал о спектаклях с участием
Обуховой: «...Я будто снова вижу и слышу фанатичную и страстную Марфу
в „Хованщине", трогательную в своей непосредственности и чистоте
Кончаковну в „Князе Игоре", Весну в „Снегурочке", Любашу в „Царской
невесте", гордую и властную Амнерис в „Аиде", несравненную темпераментную
Кармен... Да разве перечислишь всех женщин, — любящих, страдающих, кротких,
коварных, — которым на оперной сцене дала полнокровную жизнь Обухова».
С 1943 года артистка целиком посвящает себя концертной деятельности. Ее
камерный репертуар был необъятен: романсы русских, советских и зарубежных
композиторов, советские песни, песни разных народов. Особая страница камерного
творчества Обуховой — русский старинный или, как его еще называют, бытовой
романс. Это была ее горячая привязанность еще с юных лет. Сохранялись
воспоминания о семейных вечерах, на которых начинающая певица с большим
успехом исполняла под гитару свои любимые романсы и среди них — знаменитую
«Калитку», автором которой был ее дядя А. Обухов.
Этот своеобразный жанр русской вокальной лирики родился в начале XIX века
в среде музыкантов-любителей. Основа музыкального языка — русская народная
лирическая песня, приспособленная к потребностям города, в творчестве
некоторых выдающихся композиторов этого жанра (Гурилева, Варламова, Булахова)
обогащенная элементами итальянских арий, в некоторых случаях наделенная
так называемыми «жестокими» цыганскими оборотами. Старинный романс прост
по средствам музыкальной выразительности, искренен и поэтичен.
Не будет преувеличением сказать, что Обухова представила в своем репертуаре
антологию жанра — от общепризнанных лирических шедевров, таких, как «Свидание»
П. Булахова и «Элегия» М. Яковлева, до «жестокой» серенады Шиловского
«Тигренок». Обработки многих романсов были сделаны для нее талантливым
музыкантом, ее неизменным концертмейстером М. Сахаровым.
В своем письме Обуховой в день ее 75-летнего юбилея И. Андроников восхищался
ее способностью «превратить скромный романс „Не пробуждай воспоминанья..."
в одно из самых сильных человеческих переживаний», поднять самые «немудреные»
произведения «до высочайших вершин человеческой лирики»'. Именно эта способность
певицы привлекала на ее концерты н тонких ценителей музыкального искусства
и тех, кто едва приобщился к нему. Каждый романс, 'спетый Обуховой, становился
задушевнейшим повествованием — о чувствах, точно ею испытанных, о встречах,
будто ею пережитых. Ее радость, ее горесть выливались в чарующем голосе,
полном страдания, надежды, ликования, отчаяния.
Какая безысходная тоска, какое неотвратимое чувство потери переданы Обуховой
в романсе Абаза «Утро туманное»! С какой деликатной нежностью начинает
она тютчевский монолог «Я встретил вас»
и с какой великой сдержанностью, словно боясь спугнуть огромное счастье,
продолжает его. А с первых звуков романса Т. Толстой «Я тебе ничего не
скажу» мы неотвратимо" попадаем под обаяние гордой души, готовой
страдать, но не тревожить своей печалью любимого (тем пронзительнее звучит
в исполнении певицы последняя фраза «Я тебя не встревожу ничуть!»).
В трактовках Обуховой восхищают безукоризненный вкус, чувство меры, редкое
благородство. Вот один из ее любимейших романсов — «В минуту жизни трудную»
П. Булахова. Она исполняет его однородным по окраске звуком, прекрасным
легато, передающим и печаль, и глубокую сосредоточенность, и лишь немногие
слова чуть подчеркивает удивительно нежной интонацией («святая прелесть»,
«и плачется». Здесь мы встречаемся с настолько полным воплощением авторского
замысла, что кажется, романс и рождается в момент исполнения. Еще одно
популярное произведение на лермонтовские слова — «Нет, не тебя так пылко
я люблю...» А. Шишкина. Вначале Обухова поет, ках бы целиком отдавшись
вальсовому ритму, не выделяя ни единого звука. Но на фразе «Я говорю с
подругой юных дней» чуть замедляется темп, голос обретает углубленно сумрачное
звучание (герой беседует с той, кого уже нет!) — и незатейливый вальс
возвышается до подлинной трагедии. В романсах А. Гурилева, близких русской
народной песне («Вьется ласточка сизокрылая», «Грусть девушки»), Обухова
с тончайшим чувством стиля передает все лучшие черты русской народной
музыки — гибкость мелодии, задушевность интонации, возвышенную простоту.
И никогда— никакого надрыва, никакой аффектации; драматизм выявляется
динамическим приемом, особой голосовой краской, точной расстановкой акцентов.
Обухова обладала уникальной способностью ощутить самое нужное слово (а
то и слог) для раскрытия сути произведения.
Исполнительская чуткость и художественный такт Обуховой как нигде проявились
в трактовках «жестоких» цыганских романсов («Он уехал», «Ожидание» С.
Донаурова и др.). Автор недавно вышедшей монографии о певице Г. Поляновский
писал, что она всегда «умела отделить в этих „цыганских оборотах"
народное от наносного», «разудалого, разухабистого», что в ее исполнении
всегда «побеждала искренность человеческого чувства».
Многое может дать вокалисту прослушивание звукозаписей старинных романсов
в исполнении Обуховой, позволяющих нам и сейчас соприкасаться с ее великим
искусством, постигать ее несравненное вокальное мастерство. Хотелось бы
отметить здесь лишь несколько характерных черт ее вокального исполнительства:
неожиданное, но всегда оправданное применение глубоких гортанных звуков,
подчеркнутое исполнение отдельных слогов или, напротив, слияние с соседними
звуками, т. е. применение глиссандо. Значительный интерес представляют
люфтпаузы — как бы зависание, тишина, которая длит звук в нашей слуховой
памяти, побуждает замирать сердце, а мозг осмысливать суть фразы.
В программы своих последних концертов, состоявшихся в московском Доме
Актера в июне 1961 года, Обухова включила главным образом любимые старинные
романсы — А. Гурилева, П. Булахова, А. Титова, Т. Толстой. Как вспоминают
слушатели, голос ее и в те дни звучал с неповторимой чистотой, исполнение
увлекало глубиной и темпераментом, свидетельствуя о неувядаемых творческих
возможностях великой артистки.
Е. Соколова
Русские народные песни
из репертуара Н.А.Обуховой
в переложении для баяна
общая редакция Ю.А.Обухова
“Музыка”, 1965г.
номер 1484
содержание:
ОТ РЕДАКТОРА
В предлагаемый сборник включены русские народные песни, исполнявшиеся в концертах народной артисткой Советского Союза Надеждой Андреевной Обуховой, которые имели наибольший успех у наших слушателей. Большинство песен, помещенных в сборнике, записано на магнитофон и хранится в золотом фонде Государственного комитета по радиовещанию и телевидению.
Богат и разнообразен был творческий путь Надежды Андреевны Обуховой. Оперное искусство, выступления на концертах и по радио, а в годы Отечественной войны и в военных госпиталях, участие в качестве жюри на конкурсах вокалистов, отдельные консультации и беседы с молодыми вокалистами-студентами — все это было любимой деятельностью Обуховой, которой она отдавала все свое время и силы.
Родилась Надежда Андреевна в 1886 году в Тамбовской губернии и все свое детство провела в деревне. Полюбив всем сердцем русскую природу, широкое приволье полей и лугов, неповторимые краски и звуки родного леса, Надежда Андреевна как бы породнилась с народным творчеством, и исполнение русских песен на всю жизнь стало ее любимым делом. Обладая редкой простотой, отличающей истинный талант, Надежда Андреевна вкладывала в исполнение народных песен ту драгоценную теплоту и душевную искренность, которые раскрывали всю красоту народного творчества.
В каждой народной песне, которую разучивала Надежда Андреевна, она умела найти и отразить правду человеческих чувств и переживаний. В любую песню, будь она веселая или грустная, Надежда Андреевна вкладывала свой, совершенно своеобразный колорит и животворящую силу, которые легко воспринимались слушателями и захватывали их.
Обычно Надежда Андреевна использовала в своих выступлениях в качестве аккомпанемента фортепиано или камерное ансамблевое сопровождение в виде трио. Иногда, во время записи на грампластинку или тонфильм, она пела под аккомпанемент гитары или ансамбля народных инструментов.
Песни, исполнявшиеся Надеждой Андреевной, неизменно находили горячий отклик в сердцах слушателей, становились популярными и любимыми. Благодаря радиопередачам и многочисленным гастрольным выступлениям они проникли в самые отдаленные уголки нашей великой Родины и с успехом исполняются многочисленными самодеятельными певцами и певицами на сценах клубов и Дворцов культуры.
В связи с этим возникла настоятельная потребность в издании народных песен из репертуара Надежды Андреевны в сопровождении самого распространенного народного инструмента — баяна.
В настоящий сборник включено шестнадцать песен, они даются в тех тональностях и с теми нюансами, какие вносила в свое исполнение Надежда Андреевна Обухова. В ряде песен отдельные слова текста, которые были изменены Обуховой по своему усмотрению, оставлены в сборнике в том виде, как пела певица.
Ю. А. ОБУХОВ
Спасибо Анне за сборник!