Песенные сборники, книги, ноты для хора
русские народные песни тексты
Донские былины также могли бы показаться одноголосными,
если бы пишущий эти строки, убоявшись трудностей записи бытующего на
Дону многоголосия, стал на усвоенный северными собирателями путь записи
напевов от исполнителей-одиночек,— сказителей. Должен сказать, что усилиями-
местных собирателей-словесников этот односторонний путь записи давно
уже прививается и на Дону. Не говоря уже о старых сборниках текстов
Савельева (1866) и Пивоварова (1885), все сборники последних годов строились
на принципе записи от одиночек и, по преимуществу, с пересказа. Даже
экспедиции 1939 и 1940 годов, отправлявшиеся из центра на Дон, шли по
тому же проторенному пути записи от одиночек,— в лучшем случае, производя
записи не с пересказа, а с голоса.
Мне думается, будь около первых собирателей северных былин —
Рыбникова, Гильфердинга и др. — люди, которые могли бы записывать напевы,
или будь они сами знакомы с музыкой,— северные былины, несомненно,
получили бы присущий русским
песням многоголосный вид. К. Барсов в предисловии к своей замечательной
книге «Причитания северного края» (1872) высказывает глубокое сожаление,
что напевы причетов им не записаны.
Другой неутомимый собиратель русских и белорусских песен П. Шейн «также
не раз скорбел о том, что его богатое собрание песен не сопровождаемся
напевами».
И К. Барсов и П. Шейн были оба собирателями текстов песен без напевов, однако, они глубоко понимали значение последних.
Игнорирование напевной стороны или неумение использовать
ее, исключительное и систематически? обращение собирателей филологов
к сказителям-одиночкам привели к упрощению бытовавшего на Севере самого
вида и склада былинного песенного напева, к переключению его
с мелодии на речитатив, прерываемый простым пересказом. Так, в былине
«Неудавшейся женитьбе Алёши» после 27 стихов текста следует ремарка:
«Далее певица рассказывала говорком ». В «Былинах Севера» А. М. Астаховой
былина «Добрыня и Алеша Попович» имеет всего три (первых) стиха, которые
дальше переходят в пересказ в прозе.
О знаменитом сказителе И. Т. Рябинине его биограф Е. Ляцкий
рассказывает, что Рябинин обыкновенно «одну половину былины пел, а другую
«сказывал», и что пересказывать былины он научился не у себя на Севере,
а в Петербурге.