А. Листопадов - Песни донских казаков

Народные песни



Песенные сборники, книги, ноты для хора

 

 

О СКЛАДЕ БЫЛИН СЕВЕРНЫХ И ДОНСКИХ

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

Нельзя, конечно, отрицать справедливость указаний на падение прежних эпических традиций. Забывается старый былинный эпос на Севере, забывается он и среди донских казаков. Здесь это проявляется, может быть, даже в более острой степени, чем в других местах, где раньше бытовали былины, так как на Дону былинам вообще «е придавалось особого значения. Ими на Дону никогда не занимались так, как, скажем, на Севере, где организовывались специальные экспедиции для собирания былин, где со времени Гильфердинга знатоки былин — сказители— ставились в особо привилегированное положение; мало того, на Дону былинам просто не уделялось никакого внимания. Это можно видеть, с одной стороны, по незначительному количеству опубликованных до настоящего времени былин (всего 35), тогда как в действительости количество известных нам и записанных былин почти в три раза превышает указанную цифру; с другой стороны, об этом говорят и недооценка их значения, и крайняя неосведомленность со стороны лиц, казалось бы, обязанных знать больше.
Так, Сталинградским издательством в 1938 году был выпущен сборник под название «Былины», состоящий из 15 русских, по-видимому, северных, былин и одной «казачьей», неизвестно откуда взятой. Как выясняется из предисловия, автор его оказался совершенно незнакомым ни с опубликованным донским былинным эпосом, ни с имеющейся о нем литературой; иначе не стал бы он повторять устаревшего и утерявшего свое значение утверждения, что «в последние десятилетия былины сохранились, главным образом, у крестьянства Северного края, Карельской АССР и Сибири». Мало того, автор предисловия не учел даже того, что тем же издательством, чуть не одновременно, за несколько месяцев до его «Былин», издан был сборник «Песен донского казачества», в котором, во-первых, было напечатано 18 донских былин, записанных именно «в последние десятилетия» на Дону, помимо опубликованных раньше в других сборниках; и, во-вторых, что автором вводной статьи И. И. Кравченко определенно указано, что «золотой фонд русского народного эпоса, величайшее создание устного творчества X—XIII столетий — былины—были известны на Дону уже в XVI веке, тотчас после образования казачества», « что на Дону бытовало 14 былинных сюжетов; различных же вариантов донских былин одним лишь Листопадовым записано около пятидесяти».

Еще более показательным в отношении слабой осведомленности о донском былинном эпосе и такой же, если даже не большей, недооценки его, является сборник «Избранных былин», изданный в 1940 году в Ростове, близ старых центров донского казачества.
Составители сборника, перепечатывая былины из сталинградского сборника, обходят даже единственную казачью песню об Илье Муромце, текст которой приведен там,— правда, лишенный, как и все почти былины обоих сборников, какого-либо паспорта а потому неизвестно откуда взятый.
Составитель ростовского сборника в своей вступительной статье, исходя из положения, ставшего традиционным— что былины сохранились, главным образом, на Севере,— пишет: «Мы знаем записи былин в Сибири, на Волге, на Дону, на Урале и в других местах нашей страны.». Сказать так, ограничиться указанием, между прочим, в числе других и Дона,— значит ничего не сказать о донском былинном эпосе.
Откуда же смогут почерпнуть сведения о казачьем былинном эпосе учащие и учащиеся средних школ, для которых, по-видимому, предназначается сборник,—в местностях Ростовской области, населенной казачеством.

Между тем, донских казачьих «стародавних», «богатырских», эпических песен-былин в печати и в рукописных записях, которые не трудно, при желании, найти,— имеется около ста; и по содержанию и по форме они нисколько не уступают былинам, обоих сборников.
Цифра эта, конечно, не может идти в сравнение с количеством записанных на Севере былинных текстов, с другой стороны, вообще не исчерпывает всего того эпического богатства, которое бытовало и должно думать, еще бытует на Дону.
Нужно отметить то обстоятельство, что почва для бытования былинного эпоса среди донских казаков была по существу одна и та же, что и на Севере.
«Народ здесь в Олонецком крае,— писал в 1863 году А. Ф. Гильфердинг в предисловии к «Онежским былинам»,—всегда оставался свободным от крепостного рабства. Ощущая себя свободным человеком, русский крестьянин Заонежья не терял сочувствия к идеалам свободной силы, воспеваемой в старинных рапсодиях».

Там, на Севере, как видим, свободный, отважный северянин в борьбе с природой черпал бодрость и силу в воспевании в своих старинах подвигов былинных богатырей. Здесь, на Дону, на южной окраине русского государства, в постоянной, тревожной борьбе с враждебными на-
Добрыня-Дончак, Илья Муромец старый казак, Дюк Степанович, Васюшка Буслаевич, а за ними казацкие богатыри — Степан Разин, Емельян Пугачев, Некрасов, Булавин, Ермак Тимофеевич, Иван Матвеевич Краснощекое.
Значительная часть былин долго сохранялась в памяти казаков и дошла до наших дней; большинство же, нужно полагать, бесследно исчезло, забытое и утерянное, без надежды на восстановление. Тем более насущной становится задача ознакомления советского писателя и исследователя с эпическим богатством, подлинным народным казачьим былинным эпосом,— ознакомления, которое дало бы правильное и всестороннее представление об этом наследии донской старины.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9