А.С. Абрамский - Песни русского севера - ноты и тексты

Народные песни

Песенный фольклор Мезени



Ноты и тексты народных песен Архангельской области. Фольклорная экспедиция по русскому северу
 

 

Народные песни Архангельской области
А.С. Абрамский
Песни русского севера
"Советский композитор", 1959г.
номер с765к

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Песни, включенные в настоящий сборник, записаны летом 1951 года в северных районах Архангельской области: Мезинском, Нижне-Печорском и Лешуконском, В этих районах сохранилась и получила дальнейшее развитие ранняя русская песенная культура, сложившаяся в Новгороде, а также и верховьях Волги.

Познакомиться с сегодняшним музыкальным бытом Севера, найти разнообразные примеры современного распева старинных народных песен - такова была цель экспедиции, организованной Союзом композиторов СССР. В ней вместе с автором этих строк участвовали композитор С. В. Стемпневский (по Мезенскому району) и звукооператор В. И. Соболев (по всем районам). Большое внимание и всестороннее содействие экспедиции со стороны областного и районных комитетов КПСС и местных работников позволили успешно осуществить задачи экспедиции, записавшей песни в 9 селениях и побывавшей в частности на традиционном «Празднике Оленя» в отдаленном пункте Малоземельной тундры. Из района в район приходилось летать на самолетах. Внутри районов пользовались различными видами транспорта: в Мезенском — пароходом, в Нижне-Печорском — оленьими нартами и мотоботами, в Лешуконском — автомашиной и лодками.
Художественная задача экспедиции заключалась в отыскании различных форм русского северного многоголосия, а также в записи песен, наиболее выразительных по мелодике, по тематическому содержанию и по манере исполнения. Поэтому в сборнике не публикуются песни, схожие между собой по мелодике и не приводятся варианты (мелодические и текстовые), записанные в разных районах, за исключением одной песни — «Сидела Катюшенька» (№ 21). Цель этой публикации пояснена в примечании к названной песне. Экспедиция, за редкими исключениями, не производила записей песен от одного исполнителя.

Для того чтобы записать песни в многоголосном распеве, экспедиция старалась привлечь различные группы исполнителей разных возрастов. Записанные песни бытуют в данной местности и не являются достоянием одних лишь мастеров. В то же время организатором каждого хора или небольшой певческой группы обычно является лучший знаток песен данной местности.
Экспедиция встречалась с коллективами различных типов. Хор при Доме культуры в г. Мезени неоднократно участвовал в областных смотрах художественной самодеятельности. Его организатор и запевала А. Н. Сергеева (работница маслозавода) часто устраивает спевки, следит за тем, чтобы певцы не сбивались, «не здорили», как здесь говорят, заставляет их точно придерживаться своей партии. Возможно, что по этой причине творческая импровизация в распеве хора мало заметна. Диапазон женских голосов: высоких — от соль первой октавы до си b второй, средних — от ре первой октавы до ми b второй, низких — от соль малой октавы до си b первой. Диапазон тенора — от ре малой октавы до фа второй. Окраска голосов пестрая. У одних певиц резкий открытый звук, у других — смягченный. Поют без динамических оттенков, но каждую песню с различной силой звука. Песни, более драматические по содержанию («День маленек, коротенек», «Говорил-то я своей любушке») и плясовые исполняют громко, напряженно. Лирические («Шел мальчишка бережком», «Комарочки», «Вы послушайте, подружечки») — мягче, с меньшей силой звука.

В поселке Каменка Мезенского района небольшая группа певиц поет свободно, импровизационно и многоголосно. Участница этого ансамбля Т, А. Орешкина знает большое количество песен, стремится к сочинению как песен, так и частушек, занимается тонкой резьбой по дереву и вообще проявляет разносторонние творческие способности. Ее участие способствует свободе творческого распева хора.
Диапазон голосов: высоких —- от ре первой октавы до ля второй, средних — от до первой октавы до ми I? второй, низких — от ре малой октавы до ЛЯ первой. Звук в нижнем регистре — приглушенный, в верхнем—«микстовый». Поют гибко, со смысловыми оттенками. Почти во всех песнях применяются длительные распевы на одном слоге. Наиболее выразителен по ритмической контрастности голосов распев песни «Ой, и что то кому за дело» (№ 11).
В Доме Культуры г. Нарьян-Мар хор обычного клубного типа. В нем много молодежи, его репертуар состоит главным образом из массовых песен советских композиторов. Большой мастер северной песни Е. С. Крапивина, служащая отдела народного образования, иногда разучивает с хором также и старинные местные песни. Хор поет, хотя и не в богатой многоголосной манере, но выразительна и стройно.
Небольшая группа певцов, живущих в поселке Кармановка г.Нарьян-Мар, строго сохраняет обычаи старинного Нижнее-Печорского распева. Запев в хоре ведут К. Н. Аншукова и К. П. Чупров. Вся группа поет в узком диапазоне, приглушенно и не очень отчетливо произносит слова песен.
В селе Оксино Нижне-Печорского района на запись пришло много желающих. Однако вначале хоровое пение не получалось. Пожилые и молодые певицы долго не могли спеться. Наконец, колхозница А. И. Сумарокова всех увлекла и воодушевила, и на третий день хор начал звучать. Все 25 человек исполнили ряд песен и «Прялицу» — пляску с пением.

И селе Великовисочное (Виска) Нижне-Печорского района бережно и любовно относятся к песне в семье колхозников Шальковых. Шальков А. Г., Шалькова Н. С. и их 17-летняя дочь Евлалия знают много песен и свободно ведут свои Париж, поддерживая и дополняя друг друга. В их исполнении, а также поющей с ними колхозницы М. Я. Барахматовой было вписано несколько песен в хорошем распеве.
В том же селе во время нашей записи находилась 18-летним Маша Носова, только что окончившая культпросветшколу в г. Нарьян-Маре, назначенная заведующей избой-читальней в Виске. Она оказалась знатоком большого количества старинных и современных песен и частушек.
В Нижне-Печорском районе, от устья р. Печоры до селений, граничащих с Коми АССР, не встречались высокие подголоски и верхние октавные удвоения, характерные для других северных районов. В высоком регистре (фа второй октаны) пели только М. Носова обучавшаяся в культпросветшколе в г. Нарьян-Маре, и Е. С Крапивина — уроженка Мезенского района. Участницы всех хоров поют не выше си Ъ первой октавы. Ре второй октавы, встречающееся в песне «Выстроила мамонька легонький стружок» (№ 18), звучит резко и напряженно Завышенная тесситура этой песни, возможно, вызвана тем, что при более естественной для данного коллектива тесситуре низкие голоса не смогли бы вести нижнее октавное удвоение. Нижнее октавное удвоение отчетливо проводится также в песне «Сидела Катюшенька» (№ 21). Низкие женские голоса доходят до ре малой октавы. Си Ь большой октавы, встречающееся в песне «Выстроила мамонька легонький стружок» (№ 18), звучит неотчетливо. Мужские голоса — высокие. Реальное звучание их совпадает с женскими голосами, с которыми они переплетаются. Иногда выше всех звучит мужской голос.
В селе Лешуконском на запись собрались случайные люди, никогда не спевавшиеся между собой. Но уверенное знание своих лешуконских напевов и любовь к ним помогли хору петь очень выразительно, в хорошей, многоголосной манере.

В трех колхозах Лешуконского района — в деревнях Березник, Ценогора и Пылема — пели группы преимущественно пожилых колхозниц.
Несмотря на то, что уборочная кампания была в самом разгаре, певицы охотно собирались, с увлечением пели, не хотели расходиться по домам и засиживались далеко за полночь. Песни в этой местности отличны от песен других районов прежде всего тем, что их строй заметно отличается от общераспространенного. Тесситура этих хоров низкая. Звук резко открытый, произношение слов малоразборчиво. Вместе с тем их пение было очень выразительным.
Одной из лучших песен, услышанных экспедицией, можно считать песню «За рекою ли, за великою» (про татарский полон), которую вели У. С. Сидорова и Е. Ф. Прокшина — колхозницы колхоза им, XVIII партсъезда в селе Ценогора. Интересно, что текст этой песни, за исключением начальной строки, совпадает с текстом, сообщенным П. Якушкиным в прошлом веке, при напеве, не имеющем никаких общих черт с напевом, обработанным Н. А. Римским-Корсаковым.

Хотя по манере звукообразования и исполнения хор в селе Лешуконском отличается от колхозных хоров этого района, узкий диапазон голосов и свободный разноритмический распев на одном слоге свойственны и тем и другим. Диапазон женских голосов — от соль малой октавы до си к первой. Голоса не разделяются на высокие, средние и низкие, так как они переплетаются и обладают единой окраской. Изредка встречаются сравнительно высокие ноты: в селе Лешуконском А. С. Игнатьева, запевавшая песню «Отставала лебедушка» (N9 31), мягко брала ре второй октавы, в песне «За рекою ли, за великою» (№ 44) певицы села Ценогоры в широком распеве на слове «оставался» доходили до си первой октавы. Диапазон мужского голоса в селе Лешуконском: соль большой октавы — до первой октавы.
Подводя итоги экспедиции, невольно задумываешься над вопросом, который возникал у собирателей прошлых лет,— некоторые из них сетовали на исчезновение старинных песен, предсказывали полное их забвение и неодобрительно противопоставляли им новые песни.
Однако материалы нашей экспедиции показывают, что классические народные песни не забыты, живут в советском музыкальном быту, приобретают новые черты, не утрачивая многоголосия.
Все песни, публикуемые в сборнике, йотированы в той тональности, в которой они были исполнены. Исключение составляет мезенский вариант песни «Сидела Катюшенька», тональность которой транспонирована на кварту выше для сравнения с оксинской записью.

И нотациях песен, основанных на сложном строе, во избежание их загромождения специальными, но все же неточными обозначениями, мы пользуемся обычными знаками альтерации, при чтении которых нужно делать поправки в стопину повышения или понижения. В отдельных случаях это унарно в сносках. В каждом отдельном случае отмечены в сносках особенности формы построения песни. Таковы: запевы (зачины), более не встречающиеся на протяжении всей песни (№№ 31, 42, 43), запевы, возникающие во II строфе (№№ 5, 12, 46), расширения в запевах и припевах (№№ 11, М, 18, 32, 33, 37), усечения в припевах (№№ 3, 16).

Литературный текст приводится в общелитературном правописании и в последовательности, соответствующей структуре мелодии, то есть со всеми повторениями, вставными междометиями и с разрывами слов. В скобки заключены гласные, привносимые исполнителями для образования дополнительного слога, вызываемого ритмикой песни. В тех случаях, когда местная форма слова отличается от литеральной количеством слогов, сохраняется местная форма. Например: вечерня вместо вечерняя; чисто вместо чистое; дорога вместо дорогая (песня № 1); тоненьку вместо тоненькую; высока вместо высокого (№ 2); мня вместо меня (№№ 21, 34); по тесовенькою вместо по тесовенькой (№ 4); ношеною вместо кошеной (№ 5) и многие другие. В случае совпадения количества слогов сохраняется местная форма, если слово связано с большим распевом, например: летая, шля вместо летаешь, знаешь (№ 10) или если слово падает на заключительный протяженный звук, например: лужка «место лужки (№ 15); луча вместо лучи (№ 47) и другие. Значение некоторых местных слов разъяснено в сносках.
Нотации звукозаписей и редакция текста сделаны по принципу наибольшего приближения к подлинному исполнению.

В плясовых песнях (№№ 41, 42) и в быстрых величальных (№№ 47, 48, 49) подвижные перекрещивающиеся голоса часто приводят к одновременному звучанию нескольких секунд. И нотации этих песен приводятся только основные голоса.
Обозначения метронома соответствуют темпу исполнения песен во время записи. Слуховые записи этих обозначений не имеют.
А. АБРАМСКИЙ

Сборник народных песен Архангельска Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!