Русские народные песни Поморья

Карельские песни

Русские свадебные песни Терского берега Белого моря



Настоящий сборник является первым опытом монографической публикации музыкальных записей традиционных народных песен русского Поморья. В него вошло около ста наиболее типичных для местного стиля песен, записанных в пяти населенных пунктах одного небольшого района Поморья (прибрежная полоса от г. Беломорска до села Нюхчи). Почти все песни были записаны в исполнении традиционных небольших ансамблей местных певиц и изложены в нотациях звукозаписей, в народном многоголосном их звучании.

 

 

Песни Белого моря
Русские народные песни Поморья
составитель и собиратель С.Н. Кондратьева
под общей редакцией С.В. Аксюка
"Музыка", 1966г.

содержание:

 

Западное побережье Белого моря (Карельский и Поморский берег) является древним районом русского заселения. Еще в XIII в. здесь появились первые русские поселенцы. На западе и юго-западе поморы имели своими соседями карел, с которыми жили дружно, сотрудничая в хозяйственных делах. Связи с живущими на Кольском полуострове саамами, с которыми поморы общались весной, когда направлялись на морской промысел, были менее тесными.

Основным занятием помор издавна являлись рыбные промыслы в Баренцовом и Белом морях. «Море — наше поле», — говорит поморская пословица. В Баренцовом море поморы ловили преимущественно треску, в прибрежных водах Белого моря— сельдь, навагу и корюшку, а в реках Кемь, Выг и других — семгу.
Труд рыбаков был тяжелым и опасным. Случалась непогода, шквалы со снегом и дождем. В морских волнах ежегодно погибали десятки поморов. Рыбный промысел отличался неустойчивостью. Случались годы, когда рыба не приходила в обычные места. Это подрывало благосостояние поморских семей. Рыбаки-поморы разорялись и попадали в кабалу к богатым односельчанам, либо к крупным кораблевладельцам. Вплоть до 90-х гг. прошлого века на промыслах существовала полукрепостническая форма кабальной зависимости — покрут.

Население на поморском побережье занималось в Древности, помимо рыбного промысла, также солеварением (из морской воды), добычей слюды и жемчуга. О последнем свидетельствует, в частности, герб уездного города Кеми — на голубом поле венок из жемчуга.
Во второй половине XIX в. в Поморье появляются лесопильные заводы — в Сороке, Конде, Керети и около Кеми. Значительная часть рабочих на эти заводы приезжала из Шенкурского и Вельского уездов Архангельской губернии. Эксплуатация рабочих на заводах также была жестокой.
В годы первой мировой войны была построена Мурманская железная дорога. На строительстве дороги работали тысячи рабочих, выходцев из селений Пензенской, Калужской, Ярославской и других губерний. Тяжелые условия труда и быта вызывали широкое распространение болезней, смертность и инвалидность рабочих. Постройка железной дороги производилась «на костях» трудящихся. Открытие движения по вновь построенной дороге имело большое значение для экономического развития края. С этого времени ослабевают традиционные связи Поморья с г. Архангельском и устанавливается контакт с Петербургом и Петрозаводском.

В домашнем быту помор все работы приходились на долю женщин. Женщины заготовляли корма для лошадей и коров, засевали огороды и снимали с них урожай. Женщины в лесу собирали грибы и ягоды — морошку, чернику, голубику, клюкву. Мужественные поморские женщины принимали участие в рыбной ловле, при случае же могли управлять парусным судном.
Постоянная жизнь на море наложила отпечаток не только на весь быт помор, но и на их характер. Мальчики-подростки («зуйки») рано втягивались в рыбацкий труд; они принимали участие в морском промысле. В тяжелом труде и лишениях, требующих недюжинной отваги, рано мужали и крепли будущие рыбаки к мореходы. С поморского побережья вышло немало шкиперов; Сум-посад называли «родиной капитанов». Были здесь и замечательные корабельные мастера, которые умели строить не только небольшие гребные суда, но 2-х, 3-х мачтовые парусники.

Одним из крупных населенных пунктов Карельского Поморья является г. Беломорск (Сорока). Выгодно расположенный на старых путях, связующих Карельское Поморье с Архангельском, Беломорск оказался также одним из пунктов, через которые прошла Мурманская железная дорога. Развитию его способствовала также постройка Беломорско-Балтийского канала. Все это выделяло Сороку среди других поморских сел, в том числе и таких значительных, как Сумской Посад, Нюхча, исчислявшихся сотнями дворов. В конце 20-х годов Беломорск стал районным центром. В годы Отечественной войны и оккупации Петрозаводска правительство Карельской АССР находилось в Беломорске. В настоящее время Беломорск — один из значительных городов и портов края. В нем развивается деревообрабатывающая, рыбоконсервная и судостроительная промышленность.

* * *

В конце сентября 1958 г. в Беломорск для записи поморских песен выехали В. Л. Нордлинг и автор этих строк. Облик этого города своеобразен, и в пору «бабьего лета» Беломорск производил незабываемое впечатление: светлое северное небо над простором залива; на каменистом берегу, едва прикрытом редкой травой,— почерневшие от сырости дома; все залито осенним солнцем.,
В Беломорске мы познакомились с руководительницей Поморского народного хора, ныне заслуженной артисткой Карельской АССР Кларой Николаевной Стасюк, миловидной молодой женщиной с певучим низким голосом. Уроженка Пудожа, Клара Николаевна с детства узнала и полюбила местные песни. Обладая редким по красоте голосом, Стасюк усвоила народную манеру пения и стала прекрасной исполнительницей народных песен. Ее искусство отличается благородством, ясностью рисунка и той выразительностью, которая проявляется не во внешних нюансах и акцентах, но глубоко изнутри согревает песню. Клара Николаевна окончила Петрозаводское музыкальное училище и стремится привить коллективу хоровую культуру.

Поморский хор имеет 20 - летнюю историю. Созданный в 30-х годах группой беломорских старожилов — энтузиастов народной песни во главе с М. И. Галькевич, хор впоследствии неоднократно пополнялся молодежью. Обычно коллектив выступал в красочных старинных костюмах. Песни исполнялись в натуральном виде, без какой-либо обработки.
В тридцатых годах такие хоры существовали по всему побережью, в частности в Вирме, Колежме, Сумпосаде, Нюхче. Их участники разъезжали по району с концертами, выступали на республиканских смотрах. В Беломорске, помимо хора старожилов, существовал еще небольшой певческий ансамбль при клубе им. С. М. Кирова, в котором пели такие замечательные мастера, как Фекла Ивановна Быкова и Анисья Максимовна Конарева.
Среди жителей этого района любовь к песне была чрезвычайно сильна. Когда десять «колежомок» переселились в Мурманск, то и тут они организовали хор и выступали по местному радио.
Подобные хоры сыграли большую роль в сохранении поморской народной песни, которая, правда, подвергалась иногда некоторой обработке: сокращались тексты, упрощалась музыкальная ткань2. Это было особенно заметно при записях в Беломорске.

В настоящее время Поморский хор г. Беломорска состоит в основном из молодежи; исполнение старинной песни в традиционном духе, требующее большого мастерства, этим певцам не по силам.
Хор поет поморские песни, собранные Стасюк3. В хоре в известной мере поддерживает традиции группа пожилых поморок: Галькевич М. И., Носкова А. Я., Полежаева А. П., Федорова М. Г., Федорова А. И. и др. При исполнении «утушных» песен коллектив воспроизводит старинное хождение различными фигурами: «одеянкой», «шином», «парками», «шестеркой», «утушкой» и др.
Традиционная поморская песня в исполнении этого коллектива производит глубокое впечатление. Этим объясняется успех Поморского хора на декаде Карельского искусства и литературы в 1959 г. в Москве. Выступление хора пленило всех своей свежестью и яркостью.
В Беломорске мы записывали песни от двух групп исполнительниц: от первой — в составе М. И. Галькевич, В. И. Рядовой, Е. А. Моторной и Федоровых, и от второй — в составе семейного ансамбля Федоровых — Агафьи Ивановны, Анастасии Ивановны и Марии Григорьевны. Первая группа пела простым двухголосием, вторая — в характерной манере пения этого района: с затейливым голосоведением, обилием украшений, легким, прозрачным звуком, в высокой тесситуре, с тонкими оттенками. Яркий образец стиля второй группы — песня «Из Сороки на завод».

За несколько вечеров в Беломорске мы получили представление об основном репертуаре района: «утушные», протяжные и свадебные песни как ведущие жанры, с небольшим добавлением хороводных и «игрищных», частушек, рекрутских и др.
Делее читайте в книге.

Песни Беломорья Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!