Львов-Прач - Собрание народных русских песен

Народные песни



Песни русского народа в сборниках с нотами для голоса и текстами

 

В. М. Беляев
«Собрание народных русских песен с их голосами» Львова-Прача

1 2 3 4 5 6 7 8

 

 

Что же касается характеристики Прача, имеющейся в статье Пальчикова, то она не в достаточно степени объективна. По Пальчикову, Прач — известный в свое время композитор, широко использовавший в своих произведениях русскую народную тематику, и фортепианный педагог—«весьма вероятно» был приглашен Львовым лишь «для записывания песен с голосов поющих» и «очень может быть» (подчеркнуто мною.—Я. Б.), что был даже гармонизатором этих песен, будучи, вероятно, «хорошо оплачен» за эту работу. Правильно оценивая роль Львова в составлении «Собрания народных русских песен», Пальчиков, вопреки полной очевидности, склонен отрицать даже возможность какого-либо участия Прача в оформлении этого «Собрания».

По данным, имеющимся главным образом у Финдейзена, Иван (Ян, Иоганн-Готфрид) Прач — композитор, капельмейстер, музыкальный педагог и клавикордный мастер — был чехом по своему происхождению, родился в Снлезни и в конце 70-х годов XVIII века переселился в Россию, в Петербург, где и занялся творческой, музыкально-педагогической и практической работой. В 1780— 1790-х и в 1791—1795-х годах он был учителем музыки в Смольном институте благородных девиц. Одновременно, с 1 января 1784 года, он поступил на службу в дирекцию придворных театров, будучи определен «для обучения находящихся при Театральном училище малолетних мальчиков н девушек музыке на клавикордах» (Фнндейзен: «Очерки по истории музыки в России», т. II, стр. 322). Кроме упомянутых Пальчиковым работ Прача: клавиров опер «Горе-богатырь Косометович» Мартина и «Февей» Паскевича (1789.—Здесь и далее приведены даты издания работ Прача). «Аллеманды» для фортепиано (1794), «Фанданго» для фортепиано (1795), «Двух русских песен» для клавесина (1796) и Вариаций на тему русской песни «Ах ты, Ванька, ты Ванька горюн» (1831J. — его перу принадлежат также упоминаемые Финдейзеном: «Большая соната» для виолончели и фортепиано ор. 6, «12 вариаций для фортепиано» (1802), «Большая соната из русских песен» для фортепиано (1806), «Печальный марш» на погребение М. И. Кутузова (1813), Восемь вариаций на тему русской песни «Ты поди, моя коровушка, домой» (1815) и «Полная школа для фортепиано» (1816). После 1816 года Прач скончался.
Главнейшей работой Прача, сделавшей широко известным его имя вплоть до наших дней, была гармонизация им мелодий русских народных песен в составленном Н. А. Львовым «Собрании народных русских песен с их голосами», «положенными на музыку Иваном Прачем», в первом издании включавшем в себя 100 песен и в последующих — 150 песен.

1 2 3 4 5 6 7 8