Русские народные песни в многомикрофонной записи

Народные песни



Тексты народных песен с нотами, песенник

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 

Нотные записи русских народных песен, помещенных в настоящем сборнике, произведены с помощью новой методики, позволяющей точно зафиксировать голосоведение в ансамблевом народном пении. Эта методика была впервые применена в Кабинете народной музыки Московской государственной консерватории, и состоит она в том, что во время звукозаписи рядом с каждым из участников народного вокального ансамбля ставится отдельный магнитофон с направленным в сторону исполнителя микрофоном. В результате одновременной работы нескольких аппаратов на каждой магнитофонной ленте отчетливо фиксируется звучание одного голоса на фоне остальных. При нотной расшифровке многомикрофонной звукозаписи песни после внимательного прослушивания всех магнитофонных пленок выводятся по очереди мелодические линии каждого конкретного голоса, а затем полученные таким путем вокальные партии сводятся в хоровую партитуру. Благодаря данной методике удается выявить мельчайшие детали движения голосов в народном многоголосии.
В сборник включены песни- разных жанров в исполнении четырех вокальных коллективов, представляющих весьма развитые местные традиции русского народного многоголосия. Три ансамбля демонстрируют разновидности южнорусской манеры хорового пения в Курской, Белгородской, Рязанской областях. Четвертый ансамбль из старинного русского села в Забайкалье по характеру исполнения также косвенно связан с южнорусской традицией, поскольку, как считают ученые, далекие предки этих певцов были выходцами преимущественно из южнорусских губерний.

Мастерство всех четырех коллективов заслужило признание специалистов-фольклористов и любителей народного пения. Их участники выступали в московских музыкально-этнографических концертах, организованных Фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Исполнительскому искусству курян, белгородцев и сибиряков посвящены специальные грампластинки из серии «Поют народные исполнители» К Песни настоящего сборника представляют большой художественный интерес не только благодаря мастерству исполнителей, но и как совершенные произведения народного искусства. Их можно рекомендовать для использования в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов, а также в качестве учебного пособия при практическом освоении приемов народного пения студентами хоровых факультетов в средних и высших музыкальных учебных заведениях. Возможно, заинтересуют они и композиторов.
Помимо художественно-практических целей, издание многоголосных песенных партитур преследует цели научные; благодаря детализированному воспроизведению приемов народного многоголосия примеры, включенные в сборник, позволяют полнее осознать законы народного ансамблевого пения и более обоснованно судить об особенностях народного музыкального мышления.
Применение механической записи, как известно, сыграло важную роль в собирании и изучении песенного фольклора. Однако фиксация ансамблевого пения с помощью одного звукозаписывающего аппарата имеет некоторые существенные недостатки. При воспроизведении такой записи прослушиваются лишь наиболее существенные составляющие многоголосной фактуры, линии же отдельных голосов, особенно при записи от большой группы певцов, нередко слухом не улавливаются. На этот недостаток записи песни с помощью фонографа обратила внимание еще Е. Линева, которая писала: «Вследствие. неясности некоторых подголосков иногда хор в несколько человек при записывании фонографом дает только 2, 3 или 4 ясных голоса».


Желание преодолеть несовершенство монозвукозаписи наблюдалось у фольклористов еще в тридцатые годы. Наиболее интересен в этом смысле опыт Г. Чхиквадзе, Е. Гиппиуса и 3, Эвальд, записавших в 1938 году группу грузинских певцов одновременно двумя фонографами.
Весьма результативный для своего времени способ записи народного многоголосия применила А. В. Руднева при работе над сборником народных песен Подмосковья3. Наряду с фонографической записью пения известного хора П, Г, Яркова в полном составе, она производила запись малых ансамблей из числа участников того же коллектива (два, три, четыре человека) и затем зафиксированные таким путем голоса сводила воедино, корректируя полученные результаты со слуховыми впечатлениями от «живого» звучания хора. Однако и такой оригинальный способ записи, естественно, не дает возможности наблюдать взаимодействие голосов в единовременном звучании.
Было бы крайне неверно отрицать достоинства монозвукозаписи: таким путем получены многие ценнейшие материалы по русскому народному многоголосию. Этот способ является основным в современной собирательской работе.

Вместе с тем методика, примененная составителями настоящего сборника, является, по-видимому, в определенном отношении более совершенной благодаря тому, что индивидуализированность каждой вокальной партии в единовременном звучании голосов выявлена с наибольшей точностью.
При редактировании песенных партитур, вошедших в сборник, сохранены характерные штрихи, отражающие своеобразие звучащего первоисточника, — мелкие интонационные и ритмические детали, оттенки исполнения, особенности народного говора. В тех случаях, когда исполнители произносили одновременно разные слова, в нотах сохранены эти разночтения, а также фонетические различия в произношении одного слова. Они могут свидетельствовать, с одной стороны, о свободе импровизации певцов, с другой — о разном уровне воздействия на их речь литературного языка, Как первый, так и второй моменты существенны при изучении современных процессов в народном творчестве. Хормейстеру, выбравшему песню из сборника для исполнения, можно порекомендовать привести поэтические тексты, если в них встречаются разночтения, к единой форме.

Поскольку в пении белгородцев и сибиряков весьма значительны изменения слоговых гласных в процессе распевания слогов, в подтекстовке под нотами внеслоговые гласные и дополнительные частицы и слоги заключены в скобки с целью облегчить при чтении партитур понимание смысла поэтического текста; дополнительные гласные при озвучивании согласных отмечены скобками в тех случаях, когда они неодинаковы. Если же все они приближаются по звучанию к гласной «ы» (де-вы-ка, мо-ло-ды-ка), то озвученные согласные выписаны без дополнительных гласных (де-в-ка, мо-ло-д^ка).
Особые призвуки в головном регистре, используемые некоторыми певцами из белгородского секстета как особый исполнительский прием, обозначаются знаком О над соответствующей нотой.
Поэтические тексты, приложенные к нотным записям, приведены по партии запевалы. В тех случаях, когда ведущий голос на время умолкает, недостающие слова выписаны из подтекстовки к одному из остальных голосов, продолжающих пение.
Характеристика ансамблей, исполнявших песни для настоящего издания, и описание особенностей их исполнительской манеры содержатся в кратких вступительных статьях, помещенных перед каждым из разделов сборника.
Бытовая функция и основные особенности каждой песни отмечены в примечаниях.
Песенные партитуры в сборнике представляют собой как бы моментальные фотографии одного конкретного исполнения песни. При повторных записях, очевидно, были бы получены несколько другие варианты тех же партитур. Еще большие различия наблюдались бы при записи песен от других певцов из той же местности. Проведение подобных экспериментов — дело будущего. Задача же данного издания — показать народное многоголосие в конкретных проявлениях. По-видимому, на основании приведенных примеров можно судить о наиболее общих закономерностях народного многоголосия в некоторых местностях с русским населением.

А.РУДНЕВА