Русские народные песни в многомикрофонной записи

Народные песни



Тексты народных песен с нотами, песенник
Забайкалье

 

С. Пушкина
Песни села Секирино Скопинского района Рязанской области

 

 

«.Под точной записью песни отнюдь не следует разуметь один, избранный вариант ее. точность или верность записи относится к самым разнообразным вариантам одной и той же песни, и чем больше их, тем богаче материал для сравнительного изучения. Точная запись
должна закрепить разные моменты в.развитии песни по времени и месту» К Это высказывание знаменитой собирательницы русских народных песен Е. Э. Линевой, ^делившей особое внимание точной записи русского народного многоголосия, относится к началу XX столетия. Оно намного опередило возможности практического осуществления задач, поставленных Е. Линевой перед русской фольклористикой.
Русское народное многоголосие стало предметом пристального внимания и изучения еще в XIX столетии (Ю. Мельгунов, Н. Пальчиков, В. Прокунин и др.), но и в наши дни оно таит в себе еще немало непознанных явлений и вновь и вновь приковывает внимание собирателей и исследователей.
Одним из таких не изученных еще фольклорных явлений можно считать многоголосный хоровой стиль села Секирино Скопинского района Рязанской области, по своему географическому положению относящегося к бассейну реки Прони, одного из притоков Оки. Коллектив села Секирино, насчитывающий более 20 исполнителей, давно известен своим искусством как в Рязанской области, так и за ее пределами. Его неоднократные выступления на смотрах и этнографических концертах в Рязани и Москве привлекли к нему внимание слушателей и исследователей фольклора. Самобытное искусство многоголосия секиринцев выросло на благодатной почве юга Рязанской земли, щедрой на народные таланты и чрезвычайно богатой хоровым многоголосием различных стилей. В крестьянском по своему укладу с. Секирино еще сегодня можно увидеть в праздничные дни, особенно во время свадьбы, национальные костюмы, словно вобравшие в себя яркие краски рязанского лета. Здесь что ни дом — то явление народного прикладного искусства. В XIX столетии село стало рабочим поселком, который подчинила себе шахта. Выработка угля потребовала множества рабочих рук, и большинство крепких работников, мужчин и женщин, связало свою жизнь с шахтой. Многие участники Секиринского хора в прошлом шахтеры, некоторые из них совсем недавно еще работали в шахте. В составе исполнителей в основном люди пожилые либо среднего возраста. Среди них — признанные запевалы: И. Ф. Ерошина, А. И. Бекасова. Могут запеть песню и другие — С. Л. Митяев, С. О. Миронова. Хор секиринцев смешанный. Женские голоса сочетаются с мужскими, среди которых выделяется сочный крепкий бас С. Л. Митяева, который как бы «подпирает» массивное звучание хора. Хор поет в невысоком регистре, расположение звуков и созвучий тесное. Голоса не противопоставляются один другому, в нем нет контрастирующих подголосков, нередко встречающихся в южнорусских стилях. Все голоса мелодически подвижны и равноправны. Исключение составляет нижний басовый голос, который менее других развит и зачастую напоминает нижний голос в многоголосии подголосочно-аккордового склада.

Ансамбль Рязанской области
Ансамбль с. Секирино Скопинского р-на Рязанской области. Слева направо: С. Л. Митяев, А. И. Бекасова, С. О. Миронова, Е. Н. Лошина, А. В. Молодцова. М. Ф. Цыганкова, М. А. Шатилов

Стремление как можно более точно зафиксировать в нотной записи исполнение этого замечательного коллектива привело автора к необходимости воспользоваться уже испытанным нами ранее методом многомикрофонной, или многоканальной, записи К Внимательное ознакомление с материалом показывает, что подобный метод следует считать единственно пригодным для точного отображения избранного оригинального полифонического стиля. Некоторая сложность проведения такой записи на месте, в селе Секирино, полностью оправдала себя и дала возможность автору этой работы со всей точностью показать в нотной записи, достаточно трудной даже для чтения, неповторимые особенности данного хорового импровизационного стиля. Работа наша разделилась на два этапа:
1. Запись в 1974 г. (февраль) девятиголосного хора с помощью
восьми магнитофонов в с. Секирино. В этой записи большую помощь
оказали преподаватель МПГИ В. Б. Сорокин и студентка В. Рожкова,
а также заведующий Домом культуры с. Секирино.
2. Запись в 1975 г. (декабрь) семиголосного хора с. Секирино в
Москве во время проведения этнографических концертов, организованных Фольклорной комиссией СК РСФСР. Эта вторичная запись отличается от первой тем, что несколько изменился состав исполнителей.
Вместо М. Ф. Ерошиной запевает А. И. Бекасова, отсутствуют исполнители Н. И. Семунькин, А. Ф. Ерошина и П. К. Уколкина. В новом
составе оказались М. Ф. Цыганкова и А. В. Молодцова, присутствовавшие при первой записи, но не вошедшие в состав исполнителей изза недостаточного количества магнитофонов2. Вторая запись отличается от первой также и своей целенаправленностью: нас интересовала запись различных вариантов одной и той же песни. Таким образом, в
нескольких вариантах записи было зафиксировано несколько песен,
варианты одной из которых мы приводим в приложении к настоящему сборнику. Эти записи позволяют, на наш взгляд, «приоткрыть дверь» в творческую лабораторию исполнителей и путем сравнения вариантов выявить некоторые закономерности хорового стиля села Секирино.
Для наблюдений была выбрана протяжная лирическая песня «Эх, никогда же так-то не случалось». Она представлена здесь в четырех разных планах. Запись велась в следующей последовательности:

1. Пятиголосный вариант (женские голоса).
2. Семиголосный вариант (пять женских и два мужских голоса).
3. Несколько вариантов дуэтов: запись запевалы с каждым из остальных исполнителей(кроме М. А. Шатилова, который из-за перегрузки и перенапряжения не смог включиться в этот момент записи).
4. Семь сольных вариантов от каждого исполнителя отдельно после того, как запевала А. И. Бекасова спела свой вариант.


Внимательное изучение результатов всех четырех моментов записи после их тщательной расшифровки показывает, что многоголосие складывается на основе вариационной разработки «строительного материала», заданного в запеве песни. Запевала обрисовывает в запеве и звукоряд напева, и его «рабочий» диапазон (наиболее употребительные звуки всего состава звукоряда), а также его лад, типичные попевки и мелодический рисунок, точнее, тип мелодического движения (в данном случае — скачок на сексту, в сольных вариантах на квинту, от основного устоя и затем постепенный возврат к нему). Здесь же в запеве звучат попевки, которые затем начинают варьироваться и развиваться всеми голосами хора. Насколько придерживаются исполнители «заданного» в запеве лада можно увидеть при сравнении песни с ее сольными вариантами, где ладовые опоры — IV и VI ступени — перемещаются на III и V ступени лада при сохранении главного устоя ре. Почти во всех сольных вариантах VI ступень выступает уже не как опорная, но как вспомогательная. Остальные же приметы напева песни сохраняются: это чередование восходящего движения от главного устоя к мелодическим устоям III и V ступени, их опевания — с нисходящим обратным движением к главному устою ре. Характерно заполнение интервалов сходными попевками. Закрепленных партий и подчинения какому-то основному голосу не наблюдается.

Ансамбль Рязанской области
Ансамбль с. Секирино на фольклорном концерте во Всесоюзном Доме композиторов
(Москва, декабрь 1975 г.)

После запева запевала наравне с остальными голосами исполняет свой вариант напева, в то время как другие исполнители, каждый по-своему импровизируя, разрабатывают его в родственных, но по мелодическому и ритмическому рисунку иных вариантах. В тесном расположении эти варианты напластовываются друг на друга, перекрещиваясь в своем движении, а иногда сливаясь в унисонные последовательности. Образуется множественное сплетение попевок и мелодических оборотов, возникающих из общего корня, — не контрастных, но различающихся благодаря интенсивной мелодико-ритмической разработке. Сочетание различных ритмических фигур у разных голосов, обилие синкоп, точных и свободных имитационных последований составляет характерные особенности этого стиля.
В многоголосном исполнении свободно сочетаются одновременно все варианты напева. При этом певцы заботятся чаще всего не о том, чтобы слить свои варианты в стройные консонантные созвучия и аккорды, а, напротив, всячески индивидуализируют мелодико-ритмический рисунок, не отдаляясь, однако, от основы, данной в запеве. Нередко возникают как единовременные, так и гаммообразные двойные и тройные секундовые наложения, когда голоса устремляются к мелодической опоре от звуков соседних ступеней.

Мелодические варианты, не будучи контрастными, благодаря сложному сплетению ритмических рисунков в одновременном их многоголосном взаимодействии, рождают динамическую, эмоционально насыщенную форму выражения образного содержания песни. Слова и отдельные слоги нередко произносятся не синхронно, согласные зачастую «открываются» гласными звуками, и, кроме того, основные гласные распеваются на других гласных, не входящих в состав данного слова
или слога.
В нашей записи сохранены все эти особенности, а также местный характер произнесения некоторых слов: «яканье», замена согласных (например, «сяводни» вместо«сегодня»), как неотделимые от общего стиля исполнения.
В сборник вошли песни различных жанров. Свадебные: «Эх, хороша барыня», «Э-ох, за убранными ли за столами», плясовые: «Э, на горе-то калина», «А все кумушки домой», хороводная «Э, вдоль по морю», протяжные: «Эй вы, послушайте» (рекрутская), «Ой, скрылся, скрылся, мой голубчик.», «Кого нету, того жалко», «Уж ты, сад, ты, мой сад», «Садил, садил черемушку», «Прощай, жизнь и моя радость милая», «Эх, никогда же так-то не случалось».
Лишь в определенных условиях в полной мере проявляется охарактеризованный здесь в общих чертах хоровой стиль. Прежде всего это умеренный темп исполнения; неширокий «рабочий» диапазон напева без отклонений и модуляций; отсутствие повторяющихся и четко ритмизованных мелодических оборотов, фраз. Там же, где последняя особенность проявляется, заметно стремление к ее преодолению. В этом плане показательны плясовые песни «Э, на горе-то калина», «А все кумушки домой», в структуре строфы которых принцип повторности нарушается (ААБ. вместо ААББ ). Умеренный темп их исполнения также позволяет преодолеть четкий ритм, и мелодия насыщается вариационным развитием.
Изучение хорового репертуара коллектива с. Секирино убеждает в правильности высказанных положений. Для этого достаточно сравнить одну из свадебных песен сборника — «Э, хороша барыня» — со свадебной песней «Как у чарочки, у серебряной», в сборник не включенной.

Сборники с нотами

Скачать ноты

Этот пример не единичен. Частичное же проявление указанных стилистических особенностей можно наблюдать в напевах с более сложным и четким композиционным строением. В песнях «Э, стоит кузня» (плясовая) и «Э, вдоль по морю» (хороводная) исполнители «преодолевают» моторность напева как в самом запеве, так и на протянутых, долгих звуках, при всякой возможности насыщая многоголосное звучание привычным для них свободным варьированием. Следует заметить, что там, где появляется четкость, синхронность в ритмических построениях, в многоголосии образуются терцовые созвучия, трезвучия и септаккорды, усложненные секундовыми наложениями. Это усложнение происходит оттого, что некоторые голоса не «подстраивают» свой мелодический рисунок к голосам, образующим терцовые созвучия, но, напротив, его привычно индивидуализируют.
Эти две композиционно родственные песни включены в сборник также с целью показать типичные приемы тематического развития в данном многоголосном стиле.

Особое внимание следует уделить предпоследнему номеру сборника— записи хрестоматийного образца русского народного песенного творчества—песне «Прощай, жизнь и радость». Здесь не только особенно отчетливо выступают черты стиля хорового исполнения в с Секирино, но и утверждается его жизнеспособность и возможность проникновения в стиль более поздний. Это особенно важно, так как, вопреки утвердившемуся взгляду на песенную культуру городского происхождения как на более примитивную в отношении подголосочного многоголосия, эта запись доказывает возможность ее обогащения на основе взаимодействия различных по времени и месту возникновения песенных пластов. Она показывает, какой замечательный художественный результат может дать творческая фантазия народных исполнителей, мастерски владеющих местной самобытной певческой традицией.
Описание самобытного хорового стиля села Секирино было бы неполным без специального акцента на особенностях ладового мышления певцов, которое заключается в постоянном понижении и повышении ладовых ступеней. Это, прежде всего, III и VI, а также II, IV, V ступени. Практически звуковысотным изменениям нередко подвергаются все ступени лада, кроме основного устоя. Подобное расширение диатоники в песнях села Секирино является нормой. Хроматизмы возникают либо в одновременном звучании разных голосов, и тогда образуется наложение высокой и низкой ступеней, усложняющее ладовую характеристику, либо на расстоянии, либо как проходящие или вспомогательные звуки.
Подобная точная фиксация всех особенностей и деталей многоголосного пения стала возможна при применении метода многомикрофонной записи, к которому неизбежно должны были прийти исследователи русского народного многоголосия.

Как упоминалось, этот метод в полевых условиях был использован в 1960 г. для записи хора с. Николаевки студенческой экспедицией Московской консерватории по следам Н. Е. Пальчикова (состав экспедиции: В. Григоренко В. Живов, В. Кончаков, Е. Медведева, Б. Лазарев и др., руководитель — автор данной работы). В том же году в Кабинете народного творчества Московской консерватории состоялось обсуждение результатов экспедиции.
Анализ опыта экспедиции, указания и советы сотрудников Кабинета помогли автору усовершенствовать методику многомикрофонной записи в полевых условиях и осуществить впоследствии ряд других многомикрофонных записей.
Автор благодарит всех, кто помогал в работе над сборником. Исполнители Секиринского хора, вполне понимая важность производимых записей для сохранения народно-песенной традиции, неоднократно спевались, репетировали, а затем исполняли во время записи песни столько раз, сколько требовалось для дела. Работа осуществлялась также благодаря активной помощи звукотехника Фольклорной комиссии СК РСФСР И. Жданова.

С. Пушкина