Русские народные песни Томской области

Н.Пархоменко

 



Музыкальный народный фольклор Томской обл. Свадебные, исторические, революционные, лирические, шуточные и плясовые песни

 

I.

Репертуар с.Вороново и соседних сел

 

 

Настоящий сборник составлен по материалам, накопленным автором в результате многолетней собирательской деятельности. Многие устойчивые варианты песен хорошо знакомы автору, прожившему в старожильческих селах области более тридцати лет. Еще с детства отчетливо запомнились весенние хороводы, зимние вечерки и посиделки в родном селе Воронове и в соседних селах.
 
Вороново — древнее село (основано на рубеже XVII—XVIII веков). Расположено оно на левом высоком берегу реки Обь в окружении лесов, в основном березовых. На юго-западе области село примыкает к бывшему Московско-Сибирскому тракту, имевшему в свое время большое хозяйственно-экономическое значение. Две жизненно важных артерии (сибирский тракт и река Обь) обусловили уровень и характер развития села, оказали влияние на формирование его населения. К концу XIX века в Воронове насчитывалось около 800 дворов. Основная часть населения занималась хлебопашеством, сеяли также лен, коноплю, просо, разводили скот.

Сформировалось население из переселенцев разных районов европейской России: служилых людей — казаков с Урала и Дона, крестьян из Воронежской, Рязанской, Вятской и Пермской губерний, с берегов Волги и Днепра. В далекие времена бежали сюда люди от царского гнета, оседали политические ссыльные и бывшие военнопленные. Тянулись люди сюда в поисках свободного труда и счастья.
Село всегда славилось своими песнями, шутками, прибаутками, частушками. Любили водить хороводы, «играть вечерки».

Весной, когда лед на реке поднимется вешними водами, «отъест забереги», любили, бывало, и стар, и млад собираться тихими вечерами над крутыми обрывами горы, полюбоваться на необъятные просторы Приобской поймы, раскрывающиеся взору на многие километры вверх и вниз по течению реки. Старики и пожилые степенно беседовали о насущных делах и нуждах, о весенней страде. Молодежь балагурила, играла и водила хороводы. Звучали песни, частушки, наигрыши на гармонике, балалайке, гитаре.
Село не только вытянуто вдоль берега реки, как и многие села, расположенные на реках Сибири, но значительно углублено в сторону леса. Через все село проходит широкая улица, которая переходит постепенно в просторную базарную площадь, находящуюся в центре.

Теплыми весенними вечерами все обширное пространство этой улицы, от берега реки и до леса являло собой подобие пчелиного улья в период медосбора. Трудно даже представить себе целостную картину такого гулянья. Парни и девушки, кто широкими рядами, а кто небольшими группами, не спеша двигались в одну и другую сторону по улице. Местами образовывались «тачки» вокруг гармониста или целой группы музыкантов. Начинались переплясы и «перепевы». В такие вечера песни слышно было в соседнем селе Екимове, почти за 7 километров.
До недавнего времени в Воронове справляли праздники календаря. Еще в 30-е годы нашего века можно было наблюдать массовое веселье зимних святочных игрищ с ряжеными-лицедеями.
Вороновцы были большими любителями, «выдумщиками» обрядовых представлений. Активные участники обряда за неделю, а то и за две до праздников собирались группами, спевались, репетировали «в лицах».
Яркими красками выделялся праздник масленицы. Катание на лошадях, звон колокольцев, песни, пляски, народные одежды — все отражало общее приподнятое, праздничное настроение; лошадям в гривы вплетали разноцветные ленты и одевали «выездную» нарядную сбрую, сани-розвальни или «кошевка», дуга и даже оглобли тоже украшались лентами. Запрягали «тройки» и «пары» и катались по улицам так, что, как рассказывают старики, «пешком ходить было боязно, того и гляди, задавят».
Песни, записанные в Воронове, рассредоточены по всему сборнику, но календарные образуют в нем самостоятельный раздел. Кроме того, в отдельные разделы сгруппированы песни двух сел — Петухова и Рыбалова. По этим разделам можно в некоторой степени судить, как преломляется песенная традиция области в местном музыкальном фольклоре.

Село Петухово Томского района находится в 30 километрах к югу от Томска на живописном берегу речки Басандайки, впадающей в реку Томь. Основано оно около середины XVIII века. Большая часть жителей переселилась сюда, по-видимому, с Урала, однако точно из какой местности, установить не удалось (в памяти даже самых пожилых людей смутно сохранилось лишь упоминание об Урале). Несколько позднее в полукилометре от Петухова была основана деревня Сухарево, население которой составляют переселенцы из Уфимской губернии. В настоящее время оба поселения практически соединились, а единые экономические и культурные условия и связи определили единство их песенного стиля. Названы они по фамилиям их первых поселенцев.

Песенный репертуар петуховцев велик и многообразен. Это и общеизвестные старинные песни с текстами литературного происхождения, такие, как «Хуторок» на слова А. Кольцова, «Звенит звонок и тройка мчится» на слова Г. Малышева, «Хаз-булат» на слова А. Аммосова, «Эх, ты, доля» и «Сиротинка взросла» на слова И. Сурикова, «Ехал из ярмарки ухарь-купец» на слова И. Никитина; и крестьянские песни-романсы, например, «Напрасно, девушка, страдаешь», «Была весна», «Прилунной ночью»; и устойчивые варианты известных сибирских песен — «Сронила колечко», «Отец мой был природный пахарь» и прочие.
Как и в других селах Западной Сибири, поют здесь группами по 5— 6 человек, а иногда и более (это соседи, родственники и т. д.). К пению они относятся как к важному делу. Охотно соглашаясь на очередной сеанс записи, в то же время тщательно готовятся к нему. Наша группа по существу объединяла певцов двух более мелких групп, по одной из Сухарева и Петухова. Некоторые их песенные варианты не совпадали (как, например, «Не верба-то в поле», «Пошли-то девки», «Как у ключика», «Мой миленочек невелик»). В этот раздел сборника вошли только петуховские образцы.
Село Рыбалово (первое название «Петрова») Томского района расположено вблизи бывшего Московского тракта, на участке между реками Обь и Томь. Основано оно в начале XVIII века.
Местоположение деревни уже с момента основания способствовало широкому общению ее жителей с населением многих районов, расположенных вдоль Московского тракта и примыкающих к нему. Многочисленные обозы, двигавшиеся по тракту, часто останавливались здесь на ночлег и кратковременный отдых.
Население Рыбалова (Петрова) сформировалось из поселенцев самых различных мест европейской части России: Дона и Урала, Воронежской, Рязанской, Черниговской губерний; несколько семей перебралось сюда позже из других районов Западной Сибири и с Алтая.
Все это обусловило пестроту местного музыкального фольклора. В песнях Рыбалова, как и в песнях многих других поселений области, имеющих подобный пестрый состав населения, переплетаются, иногда причудливо, различные ладоинтонационные обороты, попевки, различные особенности диалекта русской и украинской речи. Однако происходило и постепенное сближение местных музыкальных традиций, формировалась и единая песенная интонационная сфера. Часть привезенных песен вышла из обихода и стала забываться. Другие песни, в большей степени соответствовавшие потребностям музыкального быта сельчан, продолжали жить, но в процессе интонационного взаимообогащения родились, по существу, их новые оригинальные мелодические варианты.

Всего нами записано в Рыбалове чуть более 60 образцов русских народных песен. Разумеется, записанные песенные образцы не исчерпывают музыкальный фольклорный репертуар рыбаловцев. Им хорошо знакомы популярные старинные русские народные песни в их общеизвестных устойчивых вариантах, как «Вдоль да по речке», «Хуторок», «Хаз-булат» и другие. Записаны здесь и несколько крестьянских песен
 романсов: «Прелунной ночью», «Была весна», «Скоро-скоро придется расстаться» и другие. В Рыбалове бытуют многие украинские народные песни с устойчивыми напевами и поэтическим текстом («Хмелю мой, хмелю», «Гаю-гаечек», «Закуковала зозулечка» и другие). Жители Рыбалова поют с увлечением песни из репертуара Сибирского государственного русского народного хора: «Сронила колечко», «Махонька», «Уж ты, рыбка-окунек» и другие. Любят и знают здесь советскую массовую песню.

Запись и расшифровка песен настоящего сборника выполнены составителем. Ранние записи (по 1951 год) —слуховые, остальные магнитофонные. Тексты даны в современной орфографии с сохранением отдельных характерных оборотов и слов. Сознательно опускались некоторые исполнительские детали, имеющие место в певческой манере ряда других областей Российской Федерации (внутрислоговое нотирование гласных, огласовка согласных). Если напев от строфы к строфе варьируется или последующие строфы отличаются по своему строению от начальной, то в нотном тексте приводится несколько строф. Момент сцепления музыкальных строф обозначен двойной вертикальной черточкой.
В песнях, исполняемых смешанными составами, мужские партии отдельно не выписывались, тем более что в ряде случаев они дублировали в октавном удвоении женские голоса. Это номера 72, 73, 74, 82, 98, 99, 101, 102, 103, 104, 106, 108.

Комментарии к сборнику не ставят своей задачей указать все известные варианты песен: даются сведения только о вариантах песен, обнаруженных автором в Томской и соседних областях Западной Сибири, иногда упоминаются и некоторые варианты песен, имеющиеся в публикациях.
Материалы сборника представляют собой лишь небольшую часть богатейшей кладовой народного музыкального искусства Западной Сибири. Сохранить сокровища народной музыкальной культуры, сделать их доступными для широких трудящихся масс, профессиональных и самодеятельных исполнительских коллективов, предоставить дополнительный материал для творчества композиторов, а также для учащихся и студентов специальных учебных заведений — вот цель, к которой стремился автор.