Украинские народные наигрыши

Украинские народные песни (голос, хор)



История народных инструментов на Украине

 

 

Вступительная статья

 

 

История народных инструментов и связанные с ними способы звукоизвлечения уходят на Украине в глубокую древность, в эпоху палеолита, когда орудия производства изготовлялись из кремня, костей животных и птиц.

Изучение восточнославянского инструментария начинается обычно с источника, ставшего уже хрестоматийным, — фресок Софии Киевской. На них изображены скоморохи, играющие на флейте, сопелях, гуслях, на гудке, что свидетельствует о разнообразных формах инструментального музицирования в эпоху Киевской Руси. Значительно более ранние сведения о музыкальных инструментах засвидетельствовала послевоенная советская археология, открыв костяную флейту в мустьерских жилищах стоянки Молодово на Украине (Черновицкая обл.) и комплекс звучащих инструментов из костей мамонта, найденный на берегу р. Десны в Мезинском поселке Черниговской области (20-е тысячелетие до н. э.). Последний состоит из рога, «шумящего» браслета, колотушки и лопаток. Комплекс был тщательно подготовлен для звукоизвлечения, и с помощью древних костяных бит был произведен опыт извлечения звуков из каждого инструмента в отдельности и всех вместе взятых. Игра на них записана на пластинку. Мезинский музыкальный комплекс впервые дает представление о ритмоударном ансамбле, приводит к истокам познания взаимосвязей величайших явлений труда и ритма, родившихся вместе с социальной сущностью самого человека.
Народный инструментарий — область одновременно духовной и материальной культур — более наглядно, чем песенность, танец, жест (часть сугубо духовной культуры), отражает типологию музицирования, особенно на начальных этапах развития человека, когда музыкальные инструменты являлись неотъемлемой частью производственного быта (собирательства, охоты, пастушества, земледелия) и выполняли коммуникативные функции. В самом деле, как иначе, если не при помощи различных звуковых сигналов — гудения, свиста, шума, ударов о предмет,— можно было сообщить на расстоянии о надвигающейся опасности, собрать общину и пр. Так, в Полесье, Карпатах, Альпах различного рода рога, трембиты, колокольчики в среде пастухов до сих пор служат в качестве сигнальных. Здесь же хорошо сохранились сигнальные наигрыши.

Порой нас удивляет поразительное сходство музыкальных инструментов и исполняемой на них музыки в различных частях земного шара. Любой народ, знающий сегодня свирель, варган (дрымбу), волынку, готов отстаивать их национальную самобытность. Но эта позиция, была бы неверной. Существующие сходства, параллели в народном инструментарии и музыке объясняются общими закономерностями развития народов, общностью принципов изготовления предметов труда, быта, частью которых были в своих истоках и музыкальные инструменты.
Сходства в инструментарии особенно характерны для народов, объединенных географическими и культурно-хозяйственными условиями жизни. И все же у каждого из них на этапе его формирования как нации происходил отбор излюбленных инструментов не только в пределах данного этноса, но и его этнографических групп. Региональный принцип развития народного творчества распространялся и на народный инструментарий и инструментальную музыку. Так, если в центрально-восточных районах Украины доминирующими стали кобза, бандура, скрипка, сопилка, то в западных районах Прикарпатья и Карпат — целое семейство пастушеских инструментов — трембита, сопилка, флояра, дрымба, а также скрипка, цимбалы и пр.


***

Из древнерусских летописей мы узнаем о довольно богатом инструментарии, бытовавшем в народной среде. Введение христианства на Руси меняет судьбы развития инструментальной музыки. Народный инструментарий — часть народного быта, обрядов, игр — официальными кругами расценивается как пережиток язычества, который как бы объявляется вне закона в противовес вокальному хоровому искусству, занимающему основное место в восточнохристианском обряде. Кульминационным моментом наступления на инструментарий, а также на народных умельцев — скоморохов, плясунов, игрецов были указы царя Алексея Михайловича 1648—1649 годов: «.домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды. велеть выимать, и изломав те бесовские игры, велеть жечь,.,».
Указы несомненно отразились на музыкальном быте народа. Поощрялось лишь хоровое пение. Более благоприятные предпосылки для развития инструментальной музыки сложились в западноукраинских землях, очутившихся в пределах польско-литовского государства с XIV века, где церковь допускала ее использование в культовых обрядах. Однако гонения на народных музыкантов не прекращались повсеместно. В XV—XVII веках появились новые стимулы, способствовавшие развитию инструментария и народно-инструментальной музыки. На Украине, как и в России, вспыхивает целая волна крестьянско-казаческих войн. В Запорожской Сечи, у опрышков5 Прикарпатья и Карпат особую социальную значимость приобретают народные кобзари, бандуристы, участвовавшие в военных походах, вдохновлявшие народ не только своей игрой, эпическим пением, но и мужественными героическими подвигами в роли связных. Бандуристами нередко становились люди, получившие серьезные увечья в бою, ослепленные врагом6. В казаческой среде, согласно упоминаниям историка А. Скальковского в его «Истории Новой Сечи», каждый казаческий старшина имел у себя торбаниста.

В полковой музыке казаков использовались духовые, ударные инструменты — трубы, тулумбасы, пищалки. В Прикарпатье и Карпатах сходную с кобзарями роль выполняли лирники, волынщики (дудари-гайдари), которые образовали на Украине специальную эпическую народно-профессиональную среду, ставшую основой для развития народно-музыкального профессионализма. Особенностью, которая выделяла этих музыкантов, было свободное владение инструментом — кобзой, бандурой, лирой. Этому искусству они обучались в кобзарских и лирницких цехах, известных на Украине уже в XVII—XVIII веках и просуществовавших до начала XX века. Средневековые цехи-корпорации отразили разделение труда в самой фольклорной среде. Украинских кобзарей, лирников именовали мастерами -«панотцами». Их нередко приглашали в качестве придворных музыкантов. Так, например, Ф. Бергхольц в своем «Дневнике» 8 упоминает о казаках, игравших на бандурах в царских и графских дворах, о гудошниках и бандуристах при дворе Петра I.

В древних табулатурах XVII века встречаются инструментальные пьесы под названием «казак», «дума», «гайдук», в песенниках — танцевальные «коломийки», свидетельствующие о сформировавшихся к тому времени на Украине различных жанрах вокально-инструментальной и, в частности, инструментальной музыки, тесно связанной в народном быту с движением, танцем. С точки зрения ее функции в ней выделяются три типа наигрышей: а) трудовые, обрядовые сигнального характера; б) мелодии, сопровождающие танцы и песни, преимущественно танцевального склада; в) инструментальная музыка фонового характера, сопровождающая эпос — былины, баллады, думы.

В украинской инструментальной музыке преобладают парные ритмы национальных танцев — казака, гопака, коломийки, арканя. В жанрах танцевальной музыки, легко ассимилируемых благодаря четкому ритму, много инонациональных заимствований. В украинском фольклоре это полька, кадриль, вальс, краковяк, молдовеняска и пр. Народно-инструментальная музыка, издревле являвшаяся составной частью синкретического единства в фольклоре — пения, движения, обрядового действия, была неразрывно связана с интонационным мышлением конкретной среды. Она отражала ладовый строй музицирования этой среды, одновременно влияя на его становление, характер. Заметим, что и тех регионах, где преобладала вокальная традиция, ей подчинялась инструментальная. Там, где наряду с вокальным было сильно развито инструментальное музицирование, последнее оказывало заметное влияние на интонационную структуру пе-сенности. Эта закономерность проявилась и на Украине. В восточных ее областях, где доминирующей стала певческая традиция, она оказала влияние на остальные формы народного исполнительства. В западных областях, где наряду с песенным активное развитие получило инструментальное музицирование, последнее сильно сказалось на мелосе Прикарпатья и Карпат. В его ритмо-мелодической структуре, пронизанной танцевальными ритмами коломийки, гуцулки, в интонационной палитре песен обнаруживаются обороты мелодий, подражающие инструментальным наигрышам, а также интонации увеличенной секунды, кварты, малой септимы, разнообразные мелизмы, в значительной степени идущие от инструментального исполнительства па сопилке, скрипке, дуде и связанные со строем этих инструментов.
Существующие модели любого народного инструмента имеют множество локальных вариантов с точки зрения формы, названия, строя, декора и пр. В этом многообразии их форм, тембров и «ненормативном» натуральном строе — неповторимое своеобразие народной инструментальной музыки.

Продолжение читайте в книге...

С. Грица