Сведебные песни родины Глинки

Обрядовые песни русской свадьбы Сибири

М.Глинка

РНП Смоленской области



Тексты и мелодии (ноты) свадебных песен Смоленской области

 

 

Песенный сборник pdf
Из коллекции фольклориста
С.Пьянкова
Сведебные песни родины Глинки
"Советский композитор", 1977г.

содержание:

 

Предисловие
 
Свадьба как обязательный семейно-бытовой обряд зародилась в глубокой древности. Находясь в прямой зависимости от общественного уклада, она исторически эволюционировала и в русском крестьянском быту постепенно развилась до многосоставного «действа» — своеобразной театрализованной игры, длившейся несколько дней. Свадебный обряд во все времена занимал в жизни народа важное место. Без него брак не получал признания. Даже привнесенное христианством церковное венчание не ослабило в свадебном обряде ведущей роли народной традиции. Думается, этим объясняется и то, что, отказавшись от церковного ритуала, народную свадьбу, хотя и в несколько упрощенном виде, продолжают играть в некоторых местах до сих пор.

Ритуал церковного венчания разделял «сценарий» свадебной игры на две части. Вторая, после венца, — это собственно свадебный пир — «красный стол» или «княжий стол». Основная же драматургия свадебной игры развивалась в первой части; здесь были сосредоточены главные, решающие моменты обряда: просватанье, сговор, девичник, прощание невесты с «красной красотой», традиционная баня, благословение, а затем встреча и проводы свадебного поезда. Народ верил, что с помощью этих действий обеспечит счастье и благополучие будущей семьи, и в этом, собственно говоря, заключался смысл обряда.
Сходные моменты лежат в основе свадебных традиций всех русских местностей. Вот как, по рассказам местных жителей, проходила свадьба в Ельнинском районе в начале нашего века.
В роли сватов выступал кто-либо из родственников. Нередко случалось, что будущий жених и не ведал, что отец заслал для него сватов. Приходя, говорили, что пришли за товаром. Начинался разговор о приданом. В качестве приданого просили обычно 10—20 пудов хлеба, корову, теленка, овцу, курицу, поросенка; из одежды — шубу, валенки. Договорившись, назначали день, когда невестиной родне можно будет посмотреть двор жениха. После смотрин шли  заручены, в которых участвовали два свата. Как только они ударяли по рукам, вопрос о свадьбе считался решенным. Здесь же уточняли ее срок. На зарученах положено было выпить. Невеста должна была одарить родных жениха полотенцами.
Вечером перед венцом у невесты собираются ее подруги на девичник. Наряжают елку, обычно небольшую, украшают ее лентами и ставят повыше. Рядом усаживают невесту, а девушки садятся за стол и вокруг. На девушках платки, невеста же — в венке. На девичник является сват — узнать, собрана ли невеста к венцу. В это время у жениха идет свой пир. Его родня дарит ему подарки. На рассвете родители благословляют жениха, и вся родня едет за невестой. В доме невесты заняты все столы. Дружка должен откупить место для жениха и его родни. Выкуп стола всегда сопровождался дружеской перебранкой, ярко запечатленной в песнях:

— Вылазьте, девки, с-за столья,
 Вылазьте, девки, с-за столья,
 
Как сучки с-под столья, Как сучки с-под столья!
— А ваш молодой, как черт надутой,
Он ползет, ползет, да (й) растянется!
Мы тебя, друженька, доведем,
За чуб от стола отведем.
Не положишь на стол золотого —
Не пустим за стол молодого!
На нашем столе четыре угла —
Клади-ка ты нам четыре рубля!


Жених обязательно привозил в подарок невесте платок. И каким бы он ни был дорогим и красивым, все гости, особенно девушки, наперебой принимались корить жениха за плохой подарок. Жених и сват одаривали коривших пряниками, конфетами, деньгами, пока платок не оценивался по достоинству. ) После выкупа стола невесту и жениха благословляли к венцу.
Песням принадлежала ведущая роль на свадьбе. Из четырех видов свадебных песен (плачи, обрядовые песни, без которых нет свадьбы, лирические и величальные) в свадьбе Ельнинского района широко представлены три: обрядовые, или «главные», лирические и величанья. Ряд песен своими интонациями похож на плачи, но собственно плачей нам здесь не встретилось. Нередко звучала на свадьбах инструментальная музыка: играли на скрипках, дудах, цимбалах.
Свадебные песни отличаются эмоциональной многоплановостью. В их напевах можно встретить все — от яркой, праздничной интонации до самой скорбной, плачевой. Вместе с тем характерной чертой является проведение общих попевок через все песни свадебного обряда внутри одной традиции. В одних деревнях Ельнинского района это плачевая попевка (Гарестово, Мазово, Кудрявцево, Гор-нече), в других — праздничная (Соловенька, Волко-Егорье, Барсуки, Коробец, Максаки), в третьих — две группы песен с контрастной интонацией в основе: одни праздничные по характеру, другие — скорбные (Дубосище, Балтутино). Заметим, что праздничных напевов в Ельнинском районе больше, что, очевидно, связано с тем, что народ Смоленщины через века пронес исконно славянскую традицию свадьбы как большого и радостного праздника.

Песни праздничного характера отличаются четкой структурой, уверенной «поступью». Их поэтическая строфа складывается, как правило, из повторения одной строки. В основе напевов лежит квартовая или квинтовая попевка с мажорной терцией, известная под названием праздничной интонации, а также мажорный секстовый звукоряд с кварто-терцовыми ячейками.
Напевы с яркой праздничной интонацией представлены в сборнике пятью песнями: №8,. 14, 24, 28, 29. На их примере можно проследить, каким разнообразием отличается здесь ее развитие. Трудно найти одинаковую экспозицию попевки. В одних напевах она появляется в первой же фразе, в других — как бы собирается по ходу мелодии и полностью звучит лишь в конце строфы, в третьих — вообще не проводится полностью (даже при хоровом звучании). Для таких напевов характерны частые ходы с примы на квинту, остановка на квинтовой вершине, опеваниеее. Нередко праздничная интонация в начале песни ограничена диапазоном кварты. Такой зачин в песнях Ельнинского района довольна устойчив. При всем разнообразии принципов развития праздничной интонации в свадебных песнях Ельнинского района необходимо отметить их единую направленность: от примы вверх к квинте, затем от квинты вниз к приме.
Для многих праздничных по смыслу напевов Смоленщины характерны особые метрические структуры, в том числе пятидольники и шестидольники. В основе напева-пятидольника лежат две фразы, каждая из которых укладывается в размер 5/4 (№ 8, 14). В основе шестидольника тоже две фразы — по 6/4 каждая (№ 24). Нередко музыкальная строфа состоит из трех двухчетвертных ячеек, объединяющихся в размере 3/2 (№ 21, 22). Особенностью отдельных напевов являются несовершенные кадансы: напев звучит непрерывно (№ 22). Но встречаются и замкнутые напевы, причем их долгие окончания явно указывают на связь с календарными песнями (№ 21).
О связи с иными жанрами говорит и содержание некоторых песен праздничной группы. Так, мотивы текста «И там летели да серые гуси» (№ 25) характерны для дожиноч-ных песен Смоленщины и для любовных лирических.

В мелодических оборотах песен, основанных на кварто-терцовом звукоряде, можно услышать интонации, когда-то пленившие Глинку (№ 9, нижний голос).
В отличие от праздничных песен виды поэтических строф плачевой группы довольно разнообразны. Здесь встречается сдвоенная одночастная структура с точным повторением строки или с добавлением слова-заклинания— АА4 (№ 2, 6, 18); двухстрочная — АВ — с цепным строением в развитии (№ 10, 13); есть особый вид двухстрочной строфы, в котором вторая строка складывается из дважды повторенного окончания первой (№ 19); наконец, различные виды трехстрочных структур: АВВ (№ 7), ААВ (№ 16, 17).
Музыкальная строфа плачевых песен, как правило, двухфразная, причем через обе фразы проходит, развиваясь, одна интонация. Это или квартовый трихорд (№ 7, 19), или малотерцовая попевка и пустая или заполненная кварта, образующие секстовый звукоряд (№ 12).
Обращает на себя внимание исполнение ряда этих песен в довольно скором темпе, полное большого напряжения. Почти все поют в унисон, изредка расходясь на терции, после которых еще острее ощущается безысходная тоска протяжных, как плачевый стон, унисонов. Такое звучание особенно характерно для песен с припевом «душель мой!» (№ 2, 12). Не менее драматично звучат и другие свадебные песни, имеющие в основе плачевую интонацию, но их напряженность создается иными средствами: сложной метроритмической и ладовой организацией, обилием распевов на особых ритмических рисунках (№ 7, 10, 11, 13). Никнущие интонации, протяженные кадансы, как бы всхлипывающие форшлаги, постоянно меняющиеся масштабы музыкально-поэтической строфы (№ 6, 10, 13) делают звучание этих песен очень близким плачам.

Особой формой музыкально-поэтической строфы отличаются песни «Не было ветру» (№ 11) и «Можно, можно взнать по веселику» (№ 26)—сиротская свадебная. Поэтическая строфа сиротской песни складывается из повторения двух небольших строк — АВАВ. Музыкальную же строфу образуют четыре фразы, из которых вторая и четвертая одинаковы— АВСВ. Напев словно соткан из минорных квартовых трихордов. Опевание минорной тоники седьмой натуральной ступенью, элементы фригийского лада с его напряженным малосекундовым тяготением способствуют драматичному звучанию песни.
Напев песни «Не было ветру» отмечен чертами, характерными для русской протяжной лирической песни. Это сказывается в квинтовом запеве, в обилии распевов на междометиях, в необычно широкой многофразовой структуре музыкальной строфы. Оригинальна ладовая организация напева: слишком редко и необычно для свадебных песен сочетание таких далеких тональностей, как си-бемоль минор, до минор и ре-бемоль мажор. Архаичное звучание пустых кварт и квинт в двухголосии, скандирование терций-заклинаний на дробном ритме — во всем здесь сквозит неприкрытая скорбь.
При исполнении плачевых песен хором нередко часть голосов дублирует на октаву выше нижний голос. Такая манера исполнения называется здесь пением «с подго-лосником», поскольку дублируется не основной голос, а подголашивающий (№ 17). ;; Лирические свадебные песни Ельнинского района отличаются тихой печалью. И грустное, и что-то безысходное, и светлое одновременно сочетаются в них. Особенно трогательно звучат обороты VI—I, VI—III и мягкое опевание тоники VII натуральной ступенью (№ 3, 4, 5, 15). Как и обрядовые, лирические песни внутри одной свадьбы имеют единое интонационное зерно (обычно минорный квартовый трихорд с опеванием) и, кстати, в данной местности точно приурочены к определенным действиям: № 3, 4 — к девичнику, № 5 поют во время прощания невесты с красотой, № 15 — за столом. Поэтическая строфа лирических свадебных песен чаще всего представляет собой сдвоенную однострочную структуру (АА1), музыкальная же складывается из двух условно разных фраз, которые развивают одну и ту же интонацию.

Свадьба Ельнинскрго района богата величаньями, особенно шуточными — дразнилками. Большая их часть обращена к дружке. Многие величанья звучат на праздничной интонации и претворены в характерные для нее формы: в частности — как бы расширенный пятидольник (№(28^)29) 4. Часто встречается и другая форма строфы — четырехфразовая и в музыкальном и в поэтическом отношении (ААВВ). Интересно отметить, что в других районах Смоленщины (Демидовском, Монастырщенском, Шумячском) в этих формах развивается квинтовая праздничная интонация. Здесь же — минорная квинтовая попевка с ладовыми сдвигами. Видимо, эти примеры являются результатом постепенного переосмысления праздничной интонации.

В наши дни трудно назвать в Ельнинском районе село или деревню, где бы свадьбу играли «по уряду, по укладу», как в старину. Под влиянием времени, в связи с новыми взглядами на брак, в корне изменилось отношение к свадебному обряду: свадебные «действа» постепенно утратили в народном сознании свою магическую силу. Отпала необходимость венчания, исчезли обряды, унижающие невесту. Этим объясняется пропуск ряда моментов в ходе свадьбы, что раньше было просто немыслимо (прощание с «красной красотой», например), упрощение некоторых обрядов, наконец, изменение круга песен, звучащих на свадьбе. Сейчас здесь поют всё. Старинная сугубо свадебная «Не было ветру» или звонкая дразнилка соседствуют с городской лирической «Зачем ты, безумная, губишь», с хороводной «Посылала меня мать», с популярнейшей советской «Катюшей». Интересно отметить, что у молодых —свой репертуар, у старых—свой. Вот за столом пропели старушки традиционную «Липушку», а вслед за ней (совсем уж не «по укладу»!) молодые дружно подхватили «Коробушку».
Время разрушило восприятие свадьбы как цельного и необходимого обряда, но традиция свадьбы-праздника все еще продолжает жить. И сейчас есть просватанье и девичник, есть выкуп стола, доставляющий столько веселых минут, есть богатый «княжий стол» и прекрасные старинные свадебные песни. Их исполнение — добрая дедовская традиция. Мы записывали свадебные песни в основном от пожилых женщин в возрасте 50—80 лет. Молодежь, как правило, этих песен не поет, не знает. Правда, в группах свадебные песни поют и те, кому 30—45, но только рядом со старшими. Охотнее и увереннее поют песни на свадьбе и в хоре, и соло те, кому за 60.

Среди женщин, передавших нам свои песни, многие продолжают трудиться. Почти каждой довелось хлебнуть немало горя: война унесла у кого отца, у кого сына или брата. Но сколько оптимизма в этих простых русских труженицах! Как просто и с какой готовностью откликаются они на нашу просьбу. Почти 50 песен, и среди них большинство — свадебные, записали мы от Ефросиньи Аноховны Шлаковой (д. Дубосище), 30 песен напела Татьяна Ивановна Петрачкова (д. Шатьково, недалеко от Новоспасского). Поет она спокойно, непринужденно, словно ведет рассказ. И что бы она ни пела, всюду слово к слову ложится, близко в памяти лежит. Не собьется, не остановится. Слушает себя с удовольствием, но без обычного смеха и удивления. Очень нравилось ей, что магнитофон («матафон») точно все записывает.
Вокруг Новоспасского, на расстоянии двух-трех километров, много больших и малых деревень: Коситчино, Логачево, Максаки, Страина, Баранцево, Ивановка. Здесь хорошо помнят песни, здесь всюду встречали нас добрым словом, помогали советом и делом. Всего три часа пробыли мы в деревне Максаки, но разве можно забыть их, если в первом же доме нас встретили словами: «Гость в доме — счастье в доме».
Деревня Соловенька далеко от Новоспасского. Она затерялась среди многих деревень вокруг Озеренска. Но и эта земля — гостеприимная, богатая песнями родина Глинки. Уже за полночь, а мы, не смыкая глаз, слушаем А. П. Ткачеву и Д. Я. Покаместову. Обе поют, изрядно устав на работе и в хлопотах по хозяйству, но с каким огоньком звучат их песни! Нет, не зря деревню зовут Соловенькой!
В деревне Горнече нам посоветовали обратиться к сестрам «Федоровнам» — Ольге и Вере Васильевым. Вера Федоровна очень больна. Восемнадцати лет она была угнана в Германию. Непосильный труд, жизнь впроголодь сделали свое дело — женщине даже говорить много трудно. Узнав об этом, мы поднялись, прося извинить за беспокойство, но она остановила нас, предложила дождаться сестру: «По куплетику, по два мы с нею взведем, а там уж Ольга словами расскажет.»

Представленные в сборнике песни расположены соответственно ходу свадебной игры. Они собраны фольклорными экспедициями Смоленского музыкального училища и областного Дома народного творчества.
Приношу глубокую благодарность директору училища В. А. Русакову, коллегам по работе Л. Чибисовой и А. Войтикову за большую помощь в работе над сборником.
С. Пьянкова

Свадебные песни Смоленской обл. Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!