Песни Тульской области

Песни Ясной поляны

Тексты и мелодии (ноты) народных песен Тульской обл.

В сборник вошли записи, сделанные в советскую эпоху по наиболее типичным для Тульской области и хорошо сохранившимся текстам.
Книга предназначена для любителей русского народного творчества.

 

 

Песенный фольклор Тульской области
Из коллекции фольклориста
Г.Смирнова
Песни Тульской области напетые Е.Б.Ильиной
"Советский композитор", 1979г.
номер с4593к

содержание:

 

Мне посчастливилось встретить на своем жизненном пути очень «песенного» человека — мою нянюшку. Ее песни, записанные мною, мы и предлагаем вашему вниманию.
Елена Борисовна Ильина — уроженка деревни Старый Павший (Лавшино) Алексинского уезда — пришла в Москву в 1910 году из голодной Тульской губернии «наниматься в люди». Она нанялась в няньки к нам. Смирновым, да так и осталась с нами до своего последнего вздоха (18 февраля 1960 года она скончалась от крупозного воспаления легких, прожив в нашей семье 50 лет).

Представить себе свою жизнь без няни, без ее сказок и присказок, поговорок и пословиц, без ее ласковых, изящных, милых моему сердцу тульских песен, просто немыслимо — няня была со мной всегда. И пела она—скорее тихонечко напевала — тоже всегда. А я, не умея еще толком говорить, подпевала ей (конечно, в унисон); мы и хороводы водили (вот цепь хороводного круга: я — кукла — няня — плюшевый мишка —я). Рассказывать сказки я тоже пыталась. Думается мне, так получалось потому, что хотя в няниных сказках персонажи и были традиционными, но в развороте сказочных событий присутствовала вольная импровизация, и я ждала с великим нетерпением: куда все повернется, что произойдет с героями? Слушая сказку, я каждый раз присутствовала при рождении нового варианта, зримо представляла себе, как появляются новые участники, ужасно волновалась: как они будут действовать, что грозит милым н честным людям в сказке? Подсказывала, советовала, говорила за них —одним словом, была активным участником повествования.

Помню одинаковое начало многих сказок: «Ходила дрёма по хоромам, а сны бродили по сеням-сенюшкам, новым, кленовым, решётчатым. Ходила дрёма в сапожках, а сны ходили в лапотках. Ходили они тихо, чтобы не разбудить девушку Светанушку — красу несказанную, неописуемую. А спала она сном соловьиным: чутким, будким.» И вот тут-то и наступал переломный момент в драматургии сказки — отсюда каждый раз начинался новый вариант. Приведу несколько вариантов.

Первый вариант. Пробрался в окошко Лунный Лучик, разбудил Светанушку. Светаиушка как проснется, как заплачет! И прибежит братец Иванушка. «Что ты плачешь, сестрица?» — спросит. «Да как же мне не плакать, — скажет Оветанушка, — видела я во сне хрустальный гроб, а в гробу том спит Марь Моревна, заморская царевна. А кругом дремучий лес, а на опушке в шатре сидит Кащей Бессмертный, сторожит заколдованную Марь Моревну. Спит она уже сто лет и три года». Братец Иванушка тут же, среди ночи, надевал свой кафтанишко, затыкал топор за пояс, в котомку клал хлеба кусок да веревок моток и отправлялся помогать попавшей в беду Марь Моревне. Вот сказка и заплелась.

Второй вариант. И вдруг вскочил в окошко спаленки веселый солнечный Лучик-Зайчик, спрыгнул на пол. Светанунушка тут же пробудилась: «Чего тебе надобно, Лучик-Зайчик?» — «Да как же, — говорит Лучик-Зайчик,—в некотором царстве-государстве вот уже какой год в терему спит царева дочка Марь Моревиа. Царь Долдон сидит с царицей на крылечке, плачут они горючими слезами. Наплакали кругом терема целое озеро —ни пройти, ни проехать. Упроси братца Иванушку, может, разбудит цареву дочку?» А Иванушка тут как тут. В один момент собрался и отправился спасать Марь Моревну.
Пока Иванушка добирался до Царевны, с ним случались всевозможные приключения как в самом увлекательном детективе

Третий вариант. И пробралась в спаленку зеленая лягушка-болотннца, сплетница и разбойница. Испугалась Светанушка: «Чего тебе надобно? Как ты сюда пробралась?» Загоготала лягушка: «А девушка Гагула села тебя сторожить да и заснула. Ха-ха-ха-ква! Это я ее усыпила. А в заколдованном пруду у меня двенадцать дочек-квакушек тоже спят, каждая на своей подушке, около каждой квасу кружка. Проснутся, хлебнут да и опять заснут. А на бережку, на перинке из кувшинок спит царевич Елисей. Его тоже я усыпила». — «А зачем?» — «Он ищет Царевну-Лягушку, а она спряталась среди моих дочек от Кащея Бессмертного. Теперь все они на одно лицо, я сама не разберу, ха-ха. У меня дочки-то добрые, дуры, всех жалеют, а сами без женихов сидят. На всякий случай я их всех усыпила.» и т. д.
Сказка развивается в очень быстром темпе. Есть и драматические ситуации: Иванушку злая лягушка тоже усыпляет, а Светанушка летит к месту (на Лучике-Зайчике, на Сером Волке и т. д. — тут фантазии нет предела!), будит царевича Елисея поцелуем, и они вместе идут искать среди спящих лягушек Царевну-Лягушку и находят (или не находят) ее. Одним словом, няня входит в творческий раж. Я подсказываю, чтобы подвести сказку к благополучному концу; волнуемся, переживаем, все идет на полном серьезе. Настоящая творческая лаборатория!

Исходной точкой этой сказки была «Сказка о спящей царевне», но вариантов было столько, сколько раз она рассказывалась, н эти варианты были самостоятельными, интереснейшими сказочными историями (вместо спящей царевны даже появлялся спящий царевич Елисей). Персонажи из одних сказок переходили в другие совершенно свободно (Царевна-Лягушка, Кащей Бессмертный, Серый Волк-добряк, Кот в сапогах, разбойник Рнтатуй и.т.д.). Но самое примечательное было то, что все действующие лица в сказках не говорили, а пели различными голосами на разные лады (за всех пела няня). Царь Дол-дон пел-гудел хриплым басом -и длинными йотами; разбойник Ритатуй — хитрый, коварный, — пел-сипел, разбрасывая мелкие попевочки. а суматошная Госпожа Баба-Яга-с-Одним-Зубом пела-шипела длинными завывающими глиссандо.
Искусством перевоплощения няня владела в совершенстве: стоило ей прохрипеть -«Я Кашей, объелся щей», как передо мной начинал корчиться отвратительный старикашка с длинным носом, все вынюхивающим, с костлявыми руками, всё цапающими. И все это происходило без внешних преувеличенных гримас, жестов, а как-то изнутри — что-то менялось, няня сама верила, что она — Кащей, и все верили ей: именно Кащей.

А если няня нежным, «флейтовым» голосом полуговорила-полураспевала: «Ау-у-у! Где ты-ы, И-ванушка-а-ах, я ту-ут стого-у, ша бережку-у-у», то сразу "появлялась трогательная Светанушка, которая пришла вызволять из сонного плена «а берегу заколдованного пруда спящего Царевича Елисея. А иногда сказка так весело запутывалась, что нельзя было понять, кто кого будит и кто кого усыпляет. Но не только персонажи сказок настраивали няню на импровизацию, нет. Когда было пасмурно и шел дождик, или еще по какой-либо причине мы не ходили гулять, няня садилась со мной у окошка и про любого прохожего могла рассказать целую историю и спеть песню: «У каждого Тришки свои делишки». Даже могла рассказать о том извозчике и его маленькой, всегда печальной, лохматой лошадке, которые подолгу стояли напротив нашего дома, стоило только перейти площадь (мы жили на Александровской площади, ныне—площадь Борьбы). Они стояли и в холод, и в дождь, и в жарищу, ждали—когда же наймут их? Извозчик был старенький, в синем армяке, подпоясан красным кушаком, на нем высокая шляпа (вроде цилиндра) летом, а зимой —шапка, как у Деда-Мороза. Сидел он на облучке старой обшарпанной пролетки, ждал, горбился. Лошадка низко опускала голову, стояла грустно, покорно, тоже ждала.

Наконец, бывало, кличут: «Эй. извозчик! На Долгоруковскую!», или «В Даргомилы!», или «Вези на Антроповы Ямы». Извозчик встрепенется: «Пожалуйста, паше благородие». «Ваше благородие» поторгуется, потом тяжело влезает в пролетку. Извозчик дернет вожжами, крикнет сиплым простуженным голосом: «Но-но-о-эх, балуй у меня!» А какое там «балуй!» Лошаденка-то еле тащится. Няня вздыхает: «То ли дело они в деревне-то. Пахали бы, возили бы сено, снопы. А кругом-то, кругом: простор, раздолье. А дух-то какой? А река наша Ока? Широкая, глубокая, тихая, гуси плывут.» И -няня запевала: «Ой, река наша Ока, широка ты, глубока.» Как же нестерпимо тосковала она о деревне! Ведь что бы она ни рассказывала — все приводило ее к деревне и заканчивалось песней. И, видимо, только песни примиряли ее с чуждым ей укладом большого города, в котором непонятная жизнь, непонятные люди, и чудно все.
Конечно, постоянно присутствуя при рождении вот таких рассказов, песен, Сказок, я усвоила приемы импровизации и охотно откликалась на предложение няни что-то обыграть прямо так, без подготовки.
Сценки-импровизации, короткие и веселые, «вольные», мы с няней очень любили, почему-то называлось это «сыграть в кутерьму».

Свободно, безо всяких заранее обусловленных правил, разыгрывались некоторые песни, например «Пташка -моя, пташка». Няня пела «хором» все слова песни, а я изображала все, о чем пелось («играла в кругу»): и «по полю порхала», и -«хворост собирала», и «гнезда совивала», а потом «деток кормила, в люди выводила» и, наконец, «учила летать». В плясовых рефренах этой песни я пританцовывала вместе с няней («с хором»). И вот — «дети полетели, люди поглядели». Тут я была уже толпой людей, махала старой маминой шляпой с роскошным (страусовым пером. Эта же шляпа, надетая на голову, превращала меня опять в птицу-маму, с гордостью и грустью глядевшую вслед улетающим детям: «Дети мои, дети, любо поглядети». К слову сказать, эта шляпа со страусовым пером была прямо волшебная: надетая на разный манер, она меня мгновенно превращала в молодца-удальца то в хитрого Ритатуя, то в смешную старую Барыню-на-Вате и, конечно, в Спящую (или неспящую) красавицу. Одним словом, амплуа были разнохарактерные.

После кончины няни мы разбирали ее сундук и нашли эту шляпу -жалкую, бесформенную со сломанным пером. А когда-то она была началом начал всех волшебств, сказочных превращений и приключений. Все мое существо охватила отчаянная тоска. Сжалось сердце: сколько же дорогих мне людей ушло в небытие. Но они живы, пока живы дела их. Няня конечно, жива. Жива в песнях —она мне передала все, а я должна раздать людям это песенное богатство. Так-то вот, из рук в руки, от сердца к сердцу и переходит драгоценная песенная традиция. Жаль только, что записывать нянины песни я стала поздно; толкнул меня на это случай. Я обработала для голоса и фортепиано песню «Кудрявая рябина» для Ольги Васильевны -Ковалевой, показала ей. Ольге Васильевне понравилась моя работа. Она предложила мне сделать еще несколько обработок, спела некоторые песни. Я ответила ей обработкой няниной песни «Тихий и легкий перевоз». Песня очень понравилась, заинтересовали вариации (тут я постаралась!). «Преступление не записать нянины песни, ведь они уйдут вместе с ней», — сказала мне Ковалева на прощание. Я тут же принялась записывать няню (слуховые записи) — было это в начале 50-х годов. Няня отнеслась к записи очень серьезно и ответственно, вспоминала лучшие хороводные песни (например, «Тихий и легкий перевоз», «Хмель моя», «Лежат брусья», «Верный колодец»). «Выдавала» всевозможные варианты, для каждого куплета—свой вариант, в зависимости от содержания, поэтому записывали очень медленно, например, песню «Из-за лесу»—чуть из не месяц. Сообщая мне какую-нибудь из хороводных песен, няня попутно рассказывала сценарий хоровода, показывала традиционные жесты, повороты, позы, поклоны все имело свой смысл и свое назначение. Как жаль, что не было с нами хореографа по народным танцам: много полезного почерпнул бы он у няни. К песне «Тихий и легкий по воз» я приложила такой сценарий, восстановленный мною частично по записям, частично по памяти. Записывая варианты, я усваивала филигранную технику варьирования, наблюдала самый процесс рождения варианта: няня часто сперва нараспев, со всеми нюансами «говорила» текст (где нужно, и ногой притопнет или, как бы плача, лицо закроет ладонью) а потом, как по канве, «вышьет» новый рисунок мелодии. К своему удивлению, я только сейчас поняла, что в своей композиторской практике я делаю то же самое, когда ищу наибольшей выразительности в мелодии: и жесты, и произнесенная фраза —про себя ли, вслух ли, вспыхнувшая в памяти сцена, интонация, чье-то лицо, изящный цветок —все это, казалось бы, побочное, может помочь появлению мелодии, мелодического зерна, собственной интонации из каких-то глубинных эмоциональных недр. А дальнейшее —уже дело профессиональной техники, умения, вкуса, но главное ведь — найти зерно!
И В. Я. Шебалин, замечательный мой педагог, именно так и поучал меня: «Ищите в поте лица свое зернышко». М. Ф. Гнесин говорил: «Прежде всего должен быть музыкальный образ изящного, тонкого контура: это — примат.» Г. И. Литинский кричал: «А где же тема?. Тему мне давайте!» Это все мои учителя, помогавшие мне стать на ноги как профессионалу, — спасибо им. А до них на трудный путь музыканта вывела меня няня — безграмотная крестьянка, обладавшая врожденным педагогическим талантом удивлявшая буйной фантазией, отличной памятью—сколько она знала песен!

Я записала 16 песен, но в песне «Вер-Вера» няня вспомнила только первые несколько строк текста, предложила лишь один вариант в мелодии. В последней пеоне, сообщенной няней незадолго до ее кончины, она спела всего один куплет и припев, слова же забыла начисто.
На вариации у няни сил не хватило, но она пыталась вспомнить, подзывала меня, губы уже цепенели, еле шевелились: «Кажись вспомнила: „Только листики летят, со мной речи говорят” ... нет … не так … как же я забыла? Тебе ж нужно...» Она замолкала, потом опять шептала: «Между двух белых берез. Что это я, совсем из другой губернии... Наконец няня чуть слышно, ко разборчиво прошептала: «Вспомни, друг дорогой…» Сложила руку лодочкой, ладонью вверх и, слабо шевельнувшись в мою сторону, условным жестом как бы сказала мне. как в хороводе: «Дарю тебе на память» Песня началось у меня со слов «Вспомни, друг дорогой»

Эта последняя песня няни была, пожалуй, единственной очень печальной песней; любимые же ее песни были хороводные: светлые, легкие, какие-то добрые, как и сама няня —человек доброй души, легкой и светлой. «В доброй душе для песни—постелька, а в злой душе — подстилка...», — говорила она.

Народные песни Тульской области Скачать ноты

 

Тексты песен
А.М.Новикова, С.И.Пушкина
Традиционные бытовые песни Тульской области
"Приокское книжное издательство", 1989г.

содержание:

 

В данном сборнике традиционных бытовых песен Тульской области помещены записи, сделанные в советскую эпоху (записи же их вариантов дореволюционного времени используются только в комментариях). В сборник вошли наиболее типичные для Тульской области и хорошо сохранившиеся тексты из многолетних записей А. М. Новиковой, а также песни, собранные студентами и аспирантами кафедры русской литературы Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской в экспедициях под ее руководством в 60—70 годы: Н. П. Демодовой, Л. Н. Горчаковой, В. Д. Козловской, А.А.Охошиной, Г. А. Смирновой, Е. И. Чернышевой, 3. П. Морозовой, Н. В. Харитоновой, А. Н. Корнеевой, Н. К. Рясной, Н. В. Кедровой, О. И. Фроловой, Р. М. Кобзевой, В. И. Чеботаревой, Т. Е. Токмаковой, Г. А. Орловой, В. И. Попковым, А. Н. Владимирским, Б.В. Паршиной, В. Б. Заглобой. Работа экспедиций проходила в Ясногорском, Заокском, Веневском, Белевском, Каменском, Куркинском, Тепло-Огаревском, Плавском, Ленинском, Чернском, Одоевском и Арсеньевском районах Тульской области. Экспедиции и обработка полученных материалов дали возможность выявить как степень сохранности народных традиционных бытовых песен, так и их наиболее типический репертуар в настоящее время.
Тексты сборника подготовлены и классифицированы А. М. Новиковой. Музыкальная расшифровка песен, записанных вместе с их мелодиями, сделана членом Союза композиторов СССР С. И. Пушкиной.

Любовные песни
1. «Пойду выду на реченьку.»
2. «На заре было, на зорюшке да.»
3. «Ивушка, ивушка, зеленая моя.»
4. «На том бережку Дуная, Дуная.»
5. «Ах ты, ночка моя.»
6. «Эх, расцветало же синяя море.»
7. «Сохнет, вянет в иоле травка.»
8. «Во саду ли, в огороде.».,
9. «Во саду ли, в огороде.»
10. «Снежки белые пушистые.»
11. «При долине куст калинушки стоит.»
12. «По Ямской, Ямской но дороженьке.»
13. «— Ты, рябинушка, ты кудрявая.»
14. «Расти, расти, моя калинушка.»
15. «Сизенький мой голубчик да.»
16. «Уж я вырою ту черемушку.»
17. «Постылая, ох да, работушка.»
18. «Уж ты, сад, ты мой сад.»
19. «Уж ты, молодость моя.»
20. «Девки по лугу гуляли.».
21. «Что-то Волга, да Волга-река,.»
22. «У нас в лесе.»
23. «Кого-й-то нет, кого-й-то мне жаль.»
24. «Как но зорьке, по заре да.»
25. «В славном городе Ярославле.»
26. «Из-за гор-горы.»
27. «Вы, следы, мои следы.»
28. «Соловей мой, соловей да.»
29. «Как за речкой, за рекой.»
30. «Как под яблонькой такой.»
31. «Ходила младешенька по малинку.»
32. « — Что ты, Катенька, приуныла.»
33. «Мне не спится, не лежится.»
34. «Как за лесом, за лесочком.»
35. «Полно, полно вам, ребята.»
36. « — Уж ты, гулюшка, ой, горкунок.»
37. «Сидела Катюшенька.»
38. «Шел Ваня доро-дорожкой.»
39. «Э-ох, про нашу, про бедную Машу.»
40. «Не велят Маше за ре-реченьку ходить.»
41. «Все люди,живут.»
42. «Сама садик я садила.»
43. «Прощай, жизнь, радость ты моя.»
44. «Я не верила подружкам.»
45. «Хорошо тому на свете жить.»
46. «Вечерняя зорюшка.»
47. «Дело было летом.»
48. «Ох, из-под свет заря, эй, занималася.»
49. «Канареечка прелестна.»
50. «Не кукушечка кукует.».
51. «Стоит гора высокая.»
52. «Распрягайте, хлопцы, кони.»
53. «Туман яром, туман долынбю.»
Семейные песни
54. «Лучина моя, лучинушка.».
55. «Зимушка ж да зима.»
56. «Отдавала меня мати.»
57. «Отдавала меня мать.»
58. «— Посиди, Дуня.»
59. «Из-под камушка, камня белого.»
60. «Ой, рябина, рябинушка.».
61. «На сухой на древушке.»
62. «Калинка с малинкой рано расцвела.»
63. «Калинку с малинкой зода залила.»
64. «Один был сын, сын у матушки.»
65. «У батюшки под окошком.»
66. «Ой, со вечера, с полуночи.»
67. «Как и я ли, молода.»
68. «Голова моя, ты, головушка.л
69. «Рябина, рябина.»
70. «Как приехал домой миленький.»
71. «Провожала я дружка.»
72. «— Ах, мороз, мороз.»
73. «Ох ты, ночь моя.»
74. «Загорелась калинушка жарко.»
75. «Ой, матушка, горе.»
76. «Что ж ты, Саша.»
77. «Не ходите, девчата, замуж.»
Шуточные и плясовые песни
78. «Мой муженька-работёженька.»
79. «Как по улице Сенекой.» .
80. «Во пиру была, во беседушке.»
81. «Лебедушка белая.»
82. «У Катюши муж гуляка.»
83. «Во ку- во кузнице.»
84. «Как за лесом.».
85. «Уж вы, сени, мои сени.»
86. «Вы послушайте, ребята.»
87. «Было у нашей тещи.»
88. «Шла молодка из гостей.»
89. «Эх, да уж вы, купцы молодые.»
90. «Когда была молода.»
91. «Голова ль моя, ты, головушка.»
92. «Уж я ли, молода.»
93. «Вскочил козел на поветь.»
94. «Усе песни перепели.»
95. «Коваль, коваль, ковалёчек.».
96. «Встану, встану я ранёшенько.»
97. «— Кума, где воробей.»
98. «Раз прислал мне барин чаю.»
99. «Вот все кумушки домой.»
100. «Как за речкой, за рекой-рекою.»
101. «По улице, улице.»
102. «Вдоль да по речке.»
103. «Как у наших у ворот.»
104. «Молодка, молодка.»
105. «У ворот, ворот, ворот.»
106. «Из-под дуба, из-под вяза.».
107. «Из-под липовых качель.»
108. «Эй, скольки пивугаки не пити.»
109. «Ты, канава, ты, канава.»
110. «Посею лебеду на берегу.»
111. «Ты, утушка луговая.»
112. «Не будите меня, молоду.».
11З. «Козел пошел по лыки.»
Хороводные песни
114. «Вдоль по морю.»
115. «Синее море всколыхалося.»
116. «— А мы просо сеяли, сеяли.»
117. «Травушка ли ты, муравушка.»
118. «Эх, и на горушке роща.»
119. «Эх, и вдоль улицы только на конец да.»
120. «На улице дождик.»
121. «Как из барских ворот.».
122. «На горе ж дубок зеленёшунек.»
123. «Никогда наша Катюша.»
124. «Из-за лугу, лугу.»-
125. «На горе-то калина.»
126. «У нас вдоль по травке.»
127. «Как за лесом, как за рощей.».
128. «У батюшки за двором.»
129. «Говорил барин.»
130. «Уж я сеяла, сеяла ленок.»
131. «Я поеду и уеду.»
132. «Во лужочках, во лужках.»
133. «Туман в поле при долине.»
134. «Верный наш колодезь.»
135. «Улица широкая.».
136. «Как мазурински ребята.»
137. «Пойдемте, девицы.»
138. «Бояре, а мы к вам пришли.»
139. «Мы распашем землю-чернозём.»
140. «У нас было но морю.»
141. «Не стекай, вода, с гор по камушкам.,.»
142. «Не хмель, моя хмелюшка.»
143. «Из-за лесику, да лесу темныва.»
144. «В нас под горькою под осинкою.»
145. «Настя, Настя ты, Настасья.»
146. «Между двух белых берез.»
147. «Мал-малёшенек сынок...»
148. «Надоело вам, ребяты...»
Комментарии
Нотная запись традиционных бытовых песен

Тульские песни Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!