Ноты в pdf для фортепиано, голоса (вокала)
А. Варламов
Романсы и песни
Полное собрание
для голоса в сопровождении фортепиано
Том 1
“Музыка”, 1973г.
номер 7720
содержание:
А. Варламов
Романсы и песни
Полное собрание
для голоса в сопровождении фортепиано
Том 2
“Музыка”, 1974г.
номер 8186
содержание:
А. Варламов
Романсы и песни
Полное собрание
для голоса в сопровождении фортепиано
Том 3
“Музыка”, 1975г.
номер 8665
содержание:
А. Варламов
Романсы и песни
Полное собрание
Том 4
ноты для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1976г.
номер 9112
содержание:
Творческая биография А. Варламова неразрывно связана с русской народной песней. Эта связь проявлялась во многом: в исполнительской деятельности музыканта, постоянно включавшего в свой репертуар народные песни; в его педагогической работе — в стремлении серьезно поставить вопрос о создании русской школы пения, основанной на глубоком анализе народных мелодий и особенностей их исполнения. Композитор участвовал в собирании фольклора: в капитальном труде П. В.Киреевского, включавшего не одну тысячу образцов народной поэзии, имеется текст двух песен об Иване Грозном, записанных Варламовым.
Связь с народной песней сказалась прежде всего в творчестве композитора
— в языке его произведений, их стилистических особенностях, близких народному
музыкальному искусству.
Особую область составляют обработки народных песен. Характерно, что интерес
к ним Варламов проявил уже в начале творческого пути: в первых же дивертисментах,
шедших с его музыкой на сцене московского Большого театра, звучали обработки
песен «Ах ты, молодость», «Не одна во поле дороженька», «Не будите меня,
молоду». Песня «Ах ты, молодость» была тогда же опубликована в первом
сборнике варламовских сочинений — «Музыкальном альбоме на 1833 год».
Песенные обработки привлекали внимание композитора всю жизнь, а его сборник
«Русский певец» (1846 год) явился своего рода обобщением работы в этом
жанре. Сборник был задуман как большое собрание различных славянских песен.
Вокальные обработки дополнялись фортепианными вариациями, сочиненными
В. Кажинским. Однако Варламов успел осуществить лишь небольшую часть задуманного
— вышло в свет меньше пятидесяти песен. Цель, которую ставил перед собой
композитор — популяризация народной музыки в ее лучших образцах, приближение
ее к запросам широкой демократической среды. Он по-своему стремился к
сохранению чистоты напевов, решая эту задачу в духе своего времени, ибо,
по словам Б. В. Асафьева, «каждая эпоха. выдвигала свой метод приближения
к - «настоящей песне» .
В предисловии к «Русскому певцу» Варламов писал: «Долго оставалась родная
песня наша забытою в устах простолюдина, и если позволяли ей являться
среди высших сословий, то в искусственной форме, прихотливо создаваемой
мимолетным, изменчивым вкусом. Композитор хотел, чтобы в его сборнике
была записана «песня родная просто, как сложили ее.
Для «Русского певца» Варламов использовал образцы, уже известные в музыкальном быту но другим сборникам (Львова-Прача, Кашина, Рупина). Но отбор мелодий — преобладание жанра протяжных и полупротяжных, а по содержанию — лирических песен был характерен для Варламова как композитора. Не менее показательны музыкальные особенности. Прежде всего это были свободные композиторские обработки: Варламов не ставил своей задачей точное воспроизведение песни, но всегда стремился выявить и сберечь ее типичные черты. В его обработках по сравнению с другими заметна ббльшая распевность, свобода мелодического рисунка, естественная вокализация, тщательность подтекстовки (многое диктовалось подходом Варламова-певца), обогащение фортепианной партии.
Обработки народных песен помещены в.первой части данного, IV-го тома собрания
вокальных сочинений Варламова. За основу взят 8-й том издания Ф. Стелловского,
содержащий песни из сборника «Русский певец». Однако, руководствуясь жанровым
принципом, мы считали целесообразным поместить здесь и другие варламовские
обработки, собрав их таким образом вместе. По стилю они далеко не одинаковы:
от скромных и простых образцов из «Русского певца» до развернутых, более
концертных обработок в своеобразных циклах из двух песен «Не одна во поле
дороженька» и «Не будите меня, молоду» или «Ах ты, Дуня» и «Ах ты, ноченька».
Стилистические отличия учитывались три расположении материала. Сначала
идут песни из 8-го тома Стелловского. К двум из них даны варламовские
варианты обработок (песня «Вспомни, вспомни, моя любезная» и ее вариант
«Вспомни, вспомни, моя дорогая»; «Вечор был я на почтовом на дворе» и
вариант «Получил письмо от девушки»). Добавлена песня «Как на дубчике
два голубчика». (Последняя песня и песня «Получил письмо от девушки»,
отсутствующие у Стелловского, изданы отдельным выпуском из «Русского певца»,
с фортепианными вариациями В. Кажинского). Все обработки украинских песен
сгруппированы вместе. В конце раздела помещены обработки, написанные.в
более свободной манере.
Кандидат искусствоведения Н. Листова
А. Варламов
Избранные романсы и песни
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1980г., 1984г., 1988г.
номер 10711, 14028
содержание: