Песенные традиции Вологодской области, тексты песен и ноты
О одном из самых отдаленных уголков Великоустюгского района Вологодской области течет, причудливо извиваясь среди луговых цветов и трав чуть ли не в рост человека, маленькая речка Варжа, приток Юга. Земли здесь отличаются плодородием, поэтому люди издавна охотно селились в этих местах. Небольшие деревни располагались по берегам рек «гнездами», причем вся административная и культурная жизнь такого «гнезда» обычно была связана с более крупным селом или погостом, а те, в свою очередь, тяготели к городу — Великому Устюгу.
Историческая судьба Устюга и связанных с ним земель сложилась так, что уже в XVIII веке они оказались в стороне от торговых и военных путей России. В условиях известной замкнутости началось интенсивное внутреннее развитие. Именно с этим периодом и связан расцвет местных «песенных школ», каждой из которых был присущ своеобразный музыкальный стиль.
Варженские песни всегда можно безошибочно отличить от других, но вместе с тем, когда слушаешь их, сразу возникают в памяти песни Каргополья, Северной Дбины, вятские песни, связанные с варженскими глубокой общностью происхождения и исторической судьбы.
В этом и состоит одно из удивительных качеств традиционного крестьянского искусства: оно обладает внутренней цельностью, стилевым единством — при всем многообразии местных песенных особенностей.
Участники студенческой фольклорной экспедиции Ленинградской консерватории впервые побывали на Варже в 1976 году. Мы были поражены новым для нас звучанием (в соседних, известных нам до этого районах Вологодской области пели совсем иначе!), жанровым многообразием репертуара, большим числом прекрасных песенных коллективов. Почти в каждой деревне находились люди, помнившие и с охотой исполнявшие старинные песни.
Однако во всех деревнях нас посылали в Ворошнино и Мякинницыно: «Вот уж там песенницы, так песенницы.». И действительно, ансамбли деревень Ворошнино и Мякинницыно ярко выделяются среди коллективов соседних деревень мастерством варьирования, слитностью звучания, богатством и широтой репертуара. В их исполнении можно услышать и свадебные, и лирические, и плясовые песни, и замечательные старинные многоголосные частушки, которые здесь называют «короткими песнями». Знают варженские певицы и старинные солдатские песни.
Летом 1977 года в Великоустюгский район отправилась вторая экспедиция1. Вскоре после этого, в октябре 1977 года, песенницы из деревень Ворошнино и Мякинницыно приехали в Ленинград на юбилейный этнографический концерт. Тогда же они были записаны на пластинку2.
Участницы коллективов — женщины пожилые, примерно одного возраста. И судьбы у них схожие. Работали в колхозе, в трудовые годы выезжали в Архангельскую область на лесозаготовки. Многие потеряли мужей в войну. Жизнь прожили нелегкую, но с песней никогда не расставались («Песни-то петь — и работа легче. Спина заболит, и спину не замечаешь —поешь»). В деревне Мякинницыно среди певиц, знающих старинные песни, выделяются своей памятью, музыкальностью, любовью к пению Мария Ивановна Третьякова, Екатерина Васильевна Сдрогова, Антонина Васильевна Жерихина, Прасковья Ивановна Попова, Елизавета Федоровна Даровицына, Агния Акиндиновна Буто-рова. Ядро коллектива деревни Ворошнино составляют Агния Федоровна Ворошнина, Александра Федоровна Ворошнина, Мария Григорьевна Ворошнина, Евфалия Михайловна Сергеева. Главной же песенницей по праву считается Агния Федоровна: она и песни все знает «с краю» (с начала), и голос у нее сильный, яркий — «баской». Неповторимую окраску в пение ворошнинских певиц вносит восьмидесятилетняя Анна Степановна Ворошнина.
Продолжение читайте в книге
Спасибо Анне за сборник!