Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях

Исторические песни. Баллады

Русская историческая песня



Ноты для голоса (хора), тексты песен

 

 

Сборник песен pdf
Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях

составители Б.М.Добровольский и А.Д.Соймонов
Издательство Академии наук СССР, 1936г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание ставит своей целью собрать воедино главнейшие музыкально-текстовые записи песен об антикрепостнических освободительных движениях и войнах.
Такое собрание осуществляется впервые. В него включены записи от конца XVIII в. до наших дней, зачастую мало доступные и библиографически редкие, а также неопубликованные материалы фонограммархива Института русской литературы Академии Наук СССР.
Публикация мелодий и текстов песен, объединенных общей темой крестьянских войн и восстаний, поможет разработке ряда вопросов советского музыковедения и фольклористики и будет иметь значение для музыкально-исполнительской практики.

Материалы, представленные в сборнике, свидетельствуют о широком распространении песенного творчества антикрепостнических движений и являют собою замечательные образцы русской народно-музыкальной культуры, отшлифованные многими поколениями. В издание вошли песни социального протеста и борьбы против феодально-крепостнического угнетения: песни о „вольных людях", спасавшихся от власти бояр и воевод, песни о дружинах Ермака, о походах Степана Разина и Пугачева, об отдельных местных восстаниях и песни против аракчеевщины. Таким образом, содержание сборника отражает стихийную борьбу трудовых масс за освобождение от крепостного рабства. \у Идея освободительной борьбы пронизывает все устное творчество крепостнического периода. Эта идея уже ясна в исторической устной поэзии конца XVI в., в песенном творчестве казацкой вольницы, рождавшемся на основе событий той эпохи.

Значительные массы крестьян, подвергавшиеся крепостнической эксплуатации, вынуждены были бежать с родных мест на окраины, в приволжские и донские степи, и оседать там, превращаясь в казаков, т. е. свободных людей, живущих скотоводством, промыслами и военной добычей. Московское правительство с XVI в. начинает использовать казаков для охраны пограничных земель.
С образованием единой феодально-абсолютистской монархии и окончательным закрепощением крестьянства, освободительные устремления трудовых масс приобретают в устной поэзии XVII в. более яркое выражение. Освободительная тема особенно ясно звучит в песенном творчестве о крестьянской войне под руководством Степана Разина.

В эпоху дворянской империи второй половины XVIII в. нараставший протест против крепостничества нашел свое отражение в устной поэзии того времени и более всего в пугачевском песенном фольклоре. У* Именно в песенной поэзии антикрепостнических движений и войн, впервые начиная с XVI в., появляются новые герои, протестующие против насилий и гнета, стихийно стремящиеся к лучшей жизни. Герои эти — „казаки люди вольные", „голытьба", „голь бедняцкая", собиравшаяся под предводительством Степана Разина „во единый круг", в иных случаях одинокий „удалый добрый молодец", „детинушка крестьянский сын". Песни рисуют, как эти люди объединяются в „собранья", „соборища", в „притон бурлацкий" и думают „крепкую думу". Они избирают атаманов и есаулов, устанавливают маршруты своих передвижений, своих походов. Их подвиги и путь рисуются в песнях на фоне просторов Волги, Дона, моря Верейского, Хвалынского (Каспия). Особенно часто фигурируют эти герои в казачьей песенной поэзии и воспеваются обычно как участники походов Ермака и как ближайшие соратники „братцы" Степана Разина.
Песни об удалом молодце, именующем себя „сынком" Степана Разина или Пугачева, храбреце, не боящемся воеводы или губернатора, а также песни о детинушке -крестьянском сыне, который на допросах не выдает товарищей, смело отвечает царю и мужественно говорит о своей свободе, — имели широкую известность по всей стране. Героические образы, воплотившие социальный протест трудового люда, а также и самые выступления против угнетателей обрисованы в песенной поэзии с нескрываемым сочувствием и восхищением.
Образам этих удальцов противопоставляются в огромном ряде песен образы врагов народа в феодально-крепостническом централизованном государстве: царские ставленники-воеводы, губернатор, „усмиритель" пугачевского восстания — граф Панин, владелец поместий, жестокий барин и, наконец, организатор военных поселений — Аракчеев.

Песни, включенные в сборник, объединены темой освободительной борьбы. В них выражены чаяния и стремления народа, его стихийный протест против социального неравенства.
В работах классиков марксизма определена сущность крестьянских восстаний и войн крепостнического времени, их стихийность и неорганизованность, и раскрыто их историческое значение как героической освободительной борьбы крестьянства против феодального угнетения.
Песенная поэзия крестьянских войн и восстаний сохранялась в творческой памяти многих поколений. Выражая мощь народа, его оптимистическую веру в успех выступлений против всяческих угнетателей, это устное творчество являлось одним из идеологических средств борьбы народа. Благодаря освободительной направленности поэзии крестьянских движений и войн значение ее выходило далеко за пределы тех исторических событий, которые когда-то породили ее.

Поэзия эта жила в народе вместе с мечтой о свободе, о новой жизни. Лучшие умы дореволюционной России — писатели, общественные деятели XIX и XX вв., связанные с революционным движением, проявляли глубокий интерес к поэтическому творчеству крестьянских войн и к его героике.
В наши дни, в эпоху построения коммунистического общества, песни антикрепостнических восстаний предстают как воспоминание е прошлом — о решительном протесте крестьянства против феодального гнета. Являясь созданием музыкально-поэтической культуры свободолюбивого русского народа, эта песенная поэзия получает отражение в советской литературе и искусстве.

 

Предлагаемый сборник, объединяя музыкальные материалы, содержит лишь те песни, тексты которых были записаны с напевами. Расположены песни по циклам в хронологическом порядке. Внутри каждого раздела записи даются по историко-тематическому содержанию. В основной корпус включены те песни, которые объединены заглавием сборника, причем отдельные сюжеты представлены целым рядом записей. Собранные в разное время и в разных местностях, песни эти, несмотря на сходство словесных текстов, в музыкальном отношении являются самостоятельными произведениями и свидетельствуют о развитии музыкально-поэтических тем и образов.

В Приложениях помещены записи, представляющие специально исследовательский интерес: песни, которые не могут быть полностью подтекстованы ввиду значительных расхождений слов и напева (1, 2, 11), музыкальные варианты основного корпуса (3—5, 8, 9, 12), фрагментарные записи (6, 7) и песня, созданная уже в наши дни, на тему о пугачевском восстании (10).
Все нотные тексты основного корпуса отредактированы в соответствии с правилами современной нотной орфографии и даются без имеющегося в некоторых публикациях инструментального сопровождения. Итальянские обозначения темпа сохранены с добавлением русского перевода в скобках. В расшифровках материалов фонограммархива введены дополнительные обозначения, принятые в современных музыкальных фольклорных публикациях: V—перемена дыхания, Ц — конец музыкальной строфы, ^ — портаменто.

Разбивка длинных нот, пунктирная лигатура и прочие обозначения, вызванные соображениями подтекстовки последующих куплетов, опущены. Исключение составляют материалы с подтекстованными двумя строчками. В целях унификации обозначений сольного и хорового исполнения, введены единые обозначения „запев" и „хор", причем под „запевом" подразумевается как одноголосное, так и многоголосное изложение солистами начала куплета. Все прочие изменения, произведенные в музыкальных записях, оговорены в примечаниях к каждой песне.
Для всех словесных текстов принято единое графическое оформление. Строка, напечатанная вкрай, обозначает начало нового куплета, а также и слова, относящиеся к запеву. Текст, исполняемый хором, разделен на строки соответственно с музыкальными фразами, поэтому некоторые строки оканчиваются прерванным словом. Слова и отдельные слоги, пропущенные в источниках и восстановленные составителями на основании сличения напева и текста, или предполагаемые недостающие слова и слоги взяты в квадратные скобки. Вставные (или наигрышные) гласные и слоги взяты в круглые скобки.
Текстовой материал в основном корпусе дается по общепринятой орфографии, без соблюдения фонетических диалектных особенностей, за исключением диалектизмов, изменения которых влекут за собой нарушение структуры распева. Пунктуация также подчинена общепринятым правилам; отступления от нее обусловлены особенностями музыкального строения песен. После музыкальных и словесных текстов помещены примечания, дающие краткие сведения, от кого, когда и кем было записано произведение, а также сведения о месте хранения или печатном источнике мелодии и текста; затем данные о характере музыкальной редактуры каждой песни.

Пояснения местных и старинных слов вынесены в отдельный словарь. Указатель сокращений содержит полные наименования хранилищ и источников, откуда взяты словесные и музыкальные записи. В указателе мест сообщаются данные о том, где производились записи напевов. Включенный в сборник указатель имен и географических названий имеет целью помочь читателю ориентироваться в вопросах об исторической приуроченности песен. Для удобства пользования сборником к нему приложен алфавитный список песен.

Исторические песни о восстаниях Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!