Ноты - Русские народные песни - Песни Ясной поляны

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ



Ноты в pdf
Нотные записи Русских народных песен

 

 

Скачать песенник

Песни Ясной поляны
В записи Б.Ф. Смирнова
редактор-составитель С. И. Пушкина
“Советский композитор”, 1986г.
номер с7330к
(pdf, 5 Мб)

Содержание:

 

Б. Ф. Смирнов и его сборник «Песни Ясной Поляны»

Б. Ф. Смирнов (1912—1971), советский музыковед-фольклорист и композитор.родился в Петербурге. Восемнадцати лет он был принят на рабфак при Ленинградской консерватории, а позднее, в 1934 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу сочинения. Вскоре, по приглашению правительства Монгольской Народной Республики, он был направлен Советским правительством в Монголию, где жил и работал в течение шести лет, с 1940 года. Эти годы были чрезвычайно плодотворными в его творческой деятельности. Работа в театрах, оркестрах, ансамблях, в музыкально-хореографическом училище, а также на радио в качестве редактора, постоянно сочеталась с композиторской, исследовательско-собирательской деятельностью и завершилась созданием ряда значительных произведений и музыковедческих работ. За период пребывания в Монголии Б. Ф. Смирнов написал музыку для театра к спектаклям «Амур-Сана», «Три шарайгольских хана», музыку к первой монгольской народной музыкальной драме —«Среди трех печальных гор», сыгравшей историческую роль в развитии монгольского музыкального театра. Будучи высокоодаренным музыкантом, он сумел сделать такие слуховые записи монгольской народной музыки, которые свидетельствуют о его большом исследовательском чутье и тонком проникновении в интонационную природу монгольской народной музыки с ее национальным своеобразием. Его записи (в «рабочий блокнот композитора») легли в основу фундаментальных работ о монгольской музыке: «Монгольская народная музыка» (М., 1971 г.), «Музыка народной Монголии» (М., 1975 г.). Правительство МНР высоко оценило работу Б. Ф. Смирнова по воспитанию национальных музыкальных кадров н пропаганде и популяризации монгольской народной музыки и наградило его орденом «Полярная звезда» и медалями.

Огромный интерес представляет и наследие Б. Ф. Смирнова в области изучения русского народного инструментального искусства. Б. Ф. Смирнов ввел в советскую фольклористику малоизвестные, а порой и совсем неисследованные ранее интонационные пласты русского народного музыкального искусства. Его сборники «Искусство владимирских рожечников», «Народные скрипичные наигрыши», «Искусство сельских гармонистов» (изд. «Советский композитор», М., 1959 г., 1961 г., 1962 г.) стали подлинным открытием в фольклористической науке, отечественной и зарубежной. Они с документальной точностью воспроизводили богатейшие традиции народного инструментального исполнительства и давали ценнейший в научном отношении фактический материал, получивший во вступительных статьях живое, яркое творческое освещение.

Предлагаемый вниманию читателя сборник составлен по материалам, собранным Б. Ф. Смирновым в 50—60-е годы нашего столетия на родине великого русского писателя Л. Н. Толстого. Этот патриотический труд уникален. Неутомимый собиратель и исследователь фольклора, Б. Ф. Смирнов потратил немало сил, чтобы сохранить для будущего произведения народной музыкальной культуры, которые донесли до нашего времени старожилы Ясной Поляны н окрестных сел н деревень — современники Л. Н. Толстого.

Сборник был назван собирателем «Песни Ясной Поляны», по его словам, «символично>, хотя песнями, собранными в этом, ставшем знаменитым на весь мир селе, далеко не исчерпывается содержание нашего издания. При составлении сборника записи, сделанные от носителей яснополянской народно-песенной традиции, выделены автором этих строк в особый раздел, что дает возможность более ярко показать богатую многоголосием местную певческую традицию, а также более отчетливо оттенить индивидуальные особенности исполнения носителей народно-песенной традиции различных сел и районов Тульской области.
Каждая крупица материала, собранного по теме «Лев Толстой н народная музыка», представляет значительную ценность для истории русской культуры. Эта тема пока мало исследована. Обширный же музыкальный материал, собранный на родине писателя Б. Ф. Смирновым, поможет в какой-то мере заполнить этот пробел в изучении творчества Л. Толстого и, кроме того, так сказать, озвучит некоторые фрагменты его произведений.
При подготовке сборника к публикации из архива собирателя, ранее разобранного и систематизированного Т. С. Ганешнной (состоящего из черновых набросков, вариантов напевов и текстов песен, заметок о связи фольклора с творчеством Л. Толстого), мною были извлечены и введены в предисловие и в состав сборника некоторые мате

риалы, дополняющие представление о народной музыке исследуемого ареала и о роли фольклора в творчестве писателя.
В расположении песен внутри разделов и подразделов сохранен жанровый принцип, которому Б. Ф. Смирнов придавал большое значение, считая произведения народной музыки данного ареала стилистически едиными и подчеркивая, что они, органично вливаясь в средне-русскую народно-песенную традицию, отличаются в то же время самобытностью. Это выявляется и при сопоставлении песенных вариантов, записанных от разных исполнителей. Чтобы облегчить читателю сопоставление вариантов, в конце книги дается их список. Следует заметить, что небольшая часть записей имеет неполные текстовые варианты, а иногда запись текста песни обрывается уже в первых строфах. В этих случаях в конце текста имеется отсылка к более полному варианту, помещенному в сборнике, или приводится запись текста этой песни, сделанная в Тульской области другим собирателем.
Прослушивание имеющихся магнитофонных записей Б, Ф. Смирнова подтвердило тонкое ощущение собирателем народного музыкального языка. При редактировании записей, расшифрованных Б. Ф. Смирновым, его тактирование напевов во многом сохранено. Нотная графика и текстовая запись в нашей редакции подчеркивают соответствие и связь напевов и поэтических строф, выявляя их строение.
Энтузиаст собирания народной инструментальной музыки, Б. Ф. Смирнов достаточно ярко представил в сборнике и наигрыши на различных инструментах. Эти наигрыши составили последний раздел сборника.
Работая над темой «Л. Толстой и народная музыка», Б. Ф. Смирнов все более расширял круг своих поисков и исследований. Он не успел завершить все задуманное, но то, что он сделал, достойно венчает многолетнюю и многогранную деятельность собирателя и исследователя фольклора.
С. Пушкина

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Песни, записанные от старожилов Ясной Поляны

Свадебные
1. У нас по сеням, по сенюшкам
2. Ты черёна, черёма моя
3. У ворот трава росла.
4. У ворот трава растёт.
5. Не будите меня, молоду.
6. Стелется и вьётся.
7. Перееду я, перееду я.
8. В огороде капустка
9. Ты рябинушка раскудрявая
10. Э. тут стояла верба на меже
11. Ты заря ли моя.
12. А трубушку трубят
13. Уж ты, ёлка, ёлушка.
14. Разлюбезная подруженька

Хороводные
15. Из-за лесика, да лесу тёмного
16. У нас под лесом, под лесочком
17. У нас по лужку, лужку
18. По лесам, лесам, по зелёным лесам

Плясовые
19. У нас под яблоней такой
20. По улице мостовой
21. Ох, да выгоняйте вы скотину

Солдатская
22. Из-за лесу тёмного

Лирические
23. В саду ягодка да малинка
24. Я вечор в лужках гуляла
25. Прощай, жизнь, радость ты моя
26. Соловей с кукушечкой сговаривался
27. Ох, и мои ночи, ночи мои тёмные
28. Не слышно песенки ямщика
29. Папиросочка, друг тайный

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Песни, записанные от уроженцев других сел и деревень Тульской области

Напетые К. П. Бобковой Свадебные
30. Солеталися голубушки из-за моря
31. Не на зорьке трубушка трубила
32. Отставала лебёдушка.
33. По-за саду, по-за саду.
34. Во полюшке свет-Марьюшка
35. По реке, да реке
36. Во рюмочке, во стаканчику
37. Уж ты, зять, наш зятюшка
38. Подарил Иван
39. У нас сеням, по сенюшкам
40. Ты черёма, черёмушка

Хороводные
41. Эх, из-за лесика, эх, леса тёмного
42. Эх, да на горе-то роща
43. У нас под белою под берёзой
44. Эх, верный наш колодезь.
45. У нас по морю
46. Сине море всколыхнулося

Плясовая
47. Чернобровка, чернобровка

Лирические
48. Сидел Ваня на диване.
49. Закатилося красное солнышко
50. Эх, не вечерняя зорюшка.
51. Соловей с кукушечкой сговаривался
52. Прощай, жизнь, радость ты моя
53. Цветёт, цветёт да черёмушка
54. Это дело было летом.
55. Кругом, кругом осиротела
56. С весельем время проводила

Историческая
57. Ой, как по улице Кавказской

Напетые Е. А. Богомоловой
Свадебные
58. Кому чару пить
59. Буйны ветры да» ох, подымаемся.
60. Перееду я, перееду я
61. На. море, утушка купалася
62. Давно ль, давно ль, свет-Марьюшка
63. Сидела Катюшенька.
64. Как н Марьюшн матушка
65. Не трубушка трубит
66. Прилетела голубка
67. Ельничек-березннчек.
68. У нас по садику, садику.
69. Во саду было, во садику.
70. В огороде капустка
71. По реке, реке.
72. Как по речушке утёнушка плавала
73. У Иван Иваныча сосновая горенка

Хороводные и плясовые
74. Выйду за ворота
75. У нас во кругу
76. Ой, все кумушки домой
77. Под яблоней зеленой

Лирические
78. Сидел Ваня да на, ох, на диване
79. Отдал меня батюшка.
80. И посиди, Доня, да ох, потерпи горя
81. Сохнет-вянет в поле травка
82. Ходила младёшенька по малинку
83. Без тебя, моя ли милая
84. Хорошо было детинушке.
3. Записанные от разных исполнителей

Свадебные
85. Не тёсан терем
86. Ты заря ль моя, зорюшка
87. Уж ты, ёлка, ты ёлушка
88. Во кусту, кусту.
89. Во горенке во новой

Хороводные к плясовые
90. Вдоль по морю
91. У нас под белою, у нас под берёзою.
92. Скажи, моя милая

Лирические
93. Туман, туман при (в) долине
94. Сидел Ваня, Ваня на диване
95. Закатилося красное солнышко
96. Шёл милый, ой, дорожкой
97. Горе, горе мне, молодчику
98. Снеги белы, белые пушисты
99. Ах вы, ночи мои

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ НАИГРЫШИ

Сигнальные
100. Сигнал Сгон скотины
101. Сигнал Сгон скотины
102. Когда яблоня цветёт.
103. Походный солдатский сигнал

Песни танцевальные
104. Пастушок
105. В последний час разлуки.
106. Вспомни-вздумай, мой любезный
107. Соловьюшко-соловей.
108. Пляска
109. По улице мостовой
110. Когда б имел златые горы
111. В саду при долине


Скачать песни c нотами в pdf Скачать тексты песен и ноты