Песни Заонежья

Песни Карельского края



Традиционная музыкальная культура Русского Северо-Запада. Мелодии и тексты

 

 

Фольклор Заонежья - книга
Песни Заонежья
в записях 1880 - 1980 годов
составление, предисловие и примечания Т.В.Краснопольской
"Советский композитор", 1987г.
номер с1372к

содержание:

 

Редакционная коллегия серии «Традиционная музыкальная культура русского
 Северо-запада»: М. Дунаевский, И. Земцовский, В. Лапин, И. Мациевский

Звукозаписи (магнитофон) студенческих песенных экспедиций Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории под руководством Т В. Краснопольской. Отбор песен и нотации составителя сборника
1976—1985 годы

Звукозаписи (фонограф) участников комплексной экспедиции Государственного института истории искусств Е. В. Гиппиуса и 3. В. Эвальд (запись, отбор и йотирование)
1926 год

Слуховые записи песен непосредственно с голоса уроженца Сенной Губы В. Д. Лысанова. Поэтические тексты в записи самого В. Д. Лысанова, нотации напевов с его голоса — А. П. Максимова
1916 год

Слуховые записи Г О. Дютша непосредственно с голосов народных певцов (с подтекстовкой Ф. М. Истомина), как они были опубликованы в сборнике «Песни русского народа», изданном Песенной комиссией Русского географического общества
1886 год

В сборнике принят метод аналитической нотации Е. В. Гиппиуса, позволяющий установить типическое в форме мелодии и слов в исполнительских редакциях песен на основании совместного рассмотрения их мелодической и стиховой форм

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
 
В истории национальной культуры Русскому Северо-Западу принадлежит особая роль. Это один из регионов, где формировалось восточное славянство и закладывались основы Древнерусского государства. Словене и кривичи, пришедшие во второй половине прошлого тысячелетия в бассейны Ильменя, Псковского и Чудского озер, стали частью древнерусской, а затем русской народности. Новгород Великий в пору своего расцвета осваивал огромные пространства, нес свою культуру, язык, народное искусство все дальше на север, до берегов Ледовитого океана. В борьбе с суровой природой осваивались новые виды деятельности, формировался особый психический тип северо-русского крестьянина — сильного духом, свободолюбивого, вольного. Эти черты отразились и в искусстве Русского Севера, которое до сих пор поражает своим величием и изысканностью, мощью и глубоким психологизмом.
Однако различия природных условий и исторического бытования лишь в самом общем смысле объясняют, почему мы до сих пор не можем исчерпать всего многообразия традиционного северно-русского искусства. Вся этнокультурная история Русского Севера и Северо-Запада — это одновременно и история постоянных этнокультурных контактов и взаимосвязей славян-русских с неславянами, прежде всего с прибалтийско-финскими народами. Для этномузыкознания даже соотношение традиционной культуры ильменских словен и псковских кривичей остается по большому счету загадкой; то же самое можно сказать о проблеме культурно-исторического взаимодействия славянского и прибалтийско-финского этносов в целом. Между тем еще в 1920-е годы академик Б. В. Асафьев говорил об актуальности специального изучения музыкального искусства Русского Севера.

Именно в таком направлении ориентирует авторов серия «Традиционная музыкальная культура Русского Северо-Запада», которую начинает Ленинградское отделение издательства «Советский композитор» совместно с секцией фольклора Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Каждый выпуск серии — не привычное фольклористическое издание, а публикационно-исследовательская работа, в которой ставится какая-либо проблема этнокультурного или культурно-исторического порядка. Тем самым предполагается, во-первых, обоснованность избранной территории экспедиционно-полевого обследования и, во-вторых, достаточная историческая глубина аналитической проработки и осмысления представляемых материалов.
Серия может объединить усилия этномузыковедов Ленинграда и всего Северо-Запада для выполнения работ огромного культурно-исторического и воспитательно-патриотического значения. В то же время региональное изучение традиционного музыкального искусства — актуальная и перспективная задача современного этномузыкознания. Надеемся, что настоящая серия изданий внесет свой вклад в решение этой задачи, будет способствовать дальнейшему углубленному изучению нашей отечественной культуры и пропаганде лучших ее образцов.
В данной серии готовятся к изданию или планируются работы, посвященные русскому народному инструментарию и инструментальной музыке междуречья Волхова и Сяси, песенным традициям контактной зоны словен и кривичей между Ильменем и Чудским озером, традиционной музыкальной культуре вепсов и др.

Сборник с мелодиями и текстами pdf Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!