Школа игры на синтезаторе

 



Самоучитель для синтезатора в pdf

 

самоучитель

Школа игры на синтезаторе
И. Красильников, А. Алемская, И. Клип
Учебное издание для детских музыкальных школ
"Владос", 2005г.
для информации

Содержание:

 

Учебно-методическое пособие раскрывает особенности игры на синтезаторе. Музыкальный материал пособия подобран в соответствии с возрастными возможностями учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и представлен в трех разделах: "Народная музыка", "Музыка массовых жанров", "Музыка академических жанров". Все произведения сопровождаются методическим комментарием по работе над их электронной аранжировкой и исполнением. Пособие адресовано учащимся и педагогам детских музыкальных школ и детских школ искусств, может быть использовано педагогами учреждений дополнительного образования

Электронное музыкальное творчество сегодня — это по преимуществу деятельность на основе цифрового (компьютеризированного) музыкального инструментария. Клавишный синтезатор, являясь базовой разновидностью этого инструментария, позволяет значительно обогатить творчество учащихся, включая в него традиционную исполнительскую деятельность с элементами композиторской и звукорежиссерской работы. Действительно, чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному произведению и соответственно скорректировать фактуру изложения, т. е. создать проект его аранжировки. В этом — элемент композиторской деятельности. Затем надо озвучить этот проект — исполнить его или ввести в память инструмента — исполнительская деятельность, а также — выстроить электроакустическую среду звучания, т. е. провести звукорежиссерскую работу. Иногда необходимо внести те или иные поправки в тембры синтезатора или даже создать их новые оригинальные разновидности, т. е. выступить в роли создателя виртуальных музыкальных инструментов.

Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на фактурные и тембровые заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Таким образом, творчество музыканта становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно — более доступным и продуктивным. Все это делает цифровые инструменты чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности призвано расширить круг вовлечь детей и подростков.
Учебно-методическое пособие «Школа игры на синтезаторе» рассчитано на обучение учащихся всех возрастных групп детских музыкальных школ, музыкальных отделений детских школ искусств по предмету «Музыкальный инструмент».
Обучение музицированию на синтезаторе связано с решением трех ключевых задач:
¦ получение базовых знаний по музыкальной теории, без которых немыслимо построение проекта аранжировки;
¦ освоение художественных возможностей цифрового инструментария, без чего невозможно подобрать адекватные этому проекту звуковые средства;
¦ освоение исполнительской техники.
Изучаемый теоретический материал включает не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (период, простые двух- и трехчастная формы, вариационная форма, рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы), инструментовке и звукорежиссуре. При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств: мелодии с гармонией, фактурой, тембром (включая его звукорежиссерскую составляющую); гармонии с фактурой (нормы голосоведения) и формой (каденции); фактуры с тембром (темброфактурная функциональность) и формой; тембра с формой (формообразующая функция тембра).
Изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария подразумевает:
¦ ознакомление с его звуковым материалом (набором тембров и шумов) и средствами внесения различных корректив в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты, панорамирование и др.);
¦ ознакомление с некоторыми методами звукового синтеза (на основе различных манипуляций с формой волны и амплитудной огибающей); освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры, использования ритм-машины, автоаккомпанемента и др.) и знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструментария (паттернами, «звуковыми подушечками», ритмо-гармоническими последовательностями в режиме «свободного сеанса» и др.);
¦ освоение художественных возможностей, открываемых с помощью применения секвенсера, объединения звуковых ресурсов нескольких MIDI-устройств.
И наконец, задача освоения исполнительской техники включает;
¦ постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков;
¦ выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.
Все эти учебные задачи решаются в ходе творческой практики учащихся — электронной аранжировки и разучивания музыкальных произведений. Предлагаемые для данной практической деятельности произведения сгруппированы в три раздела: младшие классы, средние классы, старшие классы, каждый из которых включает три подраздела: народная музыка, музыка массовых жанров, музыка академических жанров (классическая и современная).
Главные критерии отбора музыкальных произведений — яркость их образного строя, соответствие уровню развития музыкального мышления учащихся различных возрастных групп и соответствие возможностям современной бытовой электронной аппаратуры.
В пособии предлагаются варианты тембрового и фактурного решения представленных произведений. Но это ни в коем случае не должно сковывать творческие поиски учащихся.
Во-первых, данные решения далеко не единственные, и их можно рассматривать лишь как некий возможный вектор творческого поиска. К тому же следует учитывать, что звучание голосов и паттернов с одинаковыми названиями на разных моделях синтезаторов порой сильно отличаются друг от друга, поэтому невозможно предложить вариант аранжировки музыкального произведения, который был бы наилучшим для всех моделей.
Во-вторых, эти решения не могут быть зафиксированы в нотном тексте полностью — даже частичное обозначение на нотном листе MIDI-данных, с помощью которых осуществляется управление звучанием синтезатора, оказалось бы слишком громоздким. К тому же на разных инструментах и в различных акустических условиях может потребоваться дополнительная подстройка баланса голосов по громкости и панораме, добавление различных эффектов и разная регулировка их глубины, использование тех или иных приемов игры и т.п. Следовательно, у учащихся, даже точно следующих всем предписаниям, имеется широкий маневр для поисков оригинального звучания.
В-третьих, в одном издании невозможно охватить всех произведений, которые могут быть ярко озвучены с помощью синтезатора. Главная задача пособия — помочь ученику сделать шаг на пути к самостоятельному созданию и исполнению электронных аранжировок музыкальных произведений. Вот почему в пособии помимо музыкальных произведений с рекомендациями по подбору звуковых средств есть произведения, аранжировку которых учащимся предлагается сделать полностью. В этих случаях к музыкальному оригиналу прилагаются вопросы, которые помогают учащимся выделить простые составляющие процесса электронной аранжировки и осознать логику их следования.

В основе этой логики лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами от самых общих параметров будущей аранжировки ко все более частным. Так, при составлении проекта аранжировки ученик последовательно отвечает на вопросы, касающиеся ее жанровостилистической направленности, построения формы, гармонии, фактуры. А при отборе звуковых средств он, отвечая на поставленные вопросы, последовательно выбирает подходящие режимы игры, ищет нужные паттерны (если выбран интерактивный режим), подбирает тембры, режимы исполнительской артикуляции, оптимальные варианты корректировки звучания по звукорежиссерским параметрам и в отдельных случаях подбирает шумовые эффекты. Развитие способности успешно решать эти проблемы связано с выработкой у учащихся представления о системной целостности аранжировки, взаимообусловленности всех ее элементов, что лежит в основе достижения образности и яркости звучания.
Все задачи по выполнению электронной аранжировки и исполнению музыкальных произведений требуют от ученика внимания, собранности, волевых усилий. Чтобы включиться в этот творческий процесс, он должен иметь серьезные побуждения.
Среди методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также — воздействующие на нее «извне» путем создания на музыкальных занятиях обстановки, предрасполагающей к творчеству.
К первым методам можно отнести подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий. Интерес к этим заданиям может должен быть обусловлен:
¦ яркой образностью музыкального материала;
¦ особой художественной направленностью, отвечающей музыкальному вкусу ученика;
¦ эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации);
¦ оркестровой полнотой и насыщенностью звучания, доступного в музицировании на цифровых инструментах даже начинающим ученикам.
Ко вторым методам относятся:
¦ разнообразие форм урочной деятельности;
¦ использование эвристических приемов;
¦ создание на занятиях доброжелательного психологического климата;
¦ внимательное и бережное отношение к творчеству каждого ученика.
В учебном процессе важно стремиться использовать все преимущества, предоставляемые современным электронным инструментарием. Компьютерные технологии, расширяя его художественные возможности и упрощая технику игры, делают этот инструментарий чрезвычайно эффективным средством приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству.

Член Союза композиторов Российской Федерации, кандидат педагогических наук ИМ. Красильников

I раздел. МЛАДШИЕ КЛАССЫ
Народная музыка
1. Как под горкой, под горой. Русская народная песня
2. Яничек. Чешская народная песня
3. Савка и Гришка сделали ду-ду. Белорусская народная песня
4. За городом качки плывут. Украинская народная песня
5- Веселые гуси. Русская народная песня
6. Пастушок. Русская народная песня
7. У ворот, ворот. Русская народная песня.
8. Ой, под дубом, дубом. Белорусская народная песня.
9. Как по лугу, по лужочку. Русская народная песня
10. Латышский народный танец
11. Петушок. Латышская народнал песня
12. Чешская народная песня
13. Ноченька тёмная. Украинская народная песня
14. Кукорача, Мексиканская народная песня
15. Кубинская песня
16. Аннушка. Чешская народная песня
17. Санта Лючия. Итальянская народная песня
18. Я на горку шла. Русская народная песня
19. А. Гедике. Вариации на тему русской народной песни «Жил-был у бабушки серенький козлик»
Самостоятельная работа
20. Висла. Польская народная песня
Музыка массовых жанров
21. Вальс собачек. А. Артоболевская
22. Ёлочка. М. Красев
23. Веселый музыкант. А. Филиппенко
24. Идет, едет паровоз. Г. Эрнесакс
25. Прыг-скок. Э. Сигмейстер
26. Мишка с куклой. Слова и музыка М. Качурбиной
27. Кукушка. М. Красев
28. Ковбойская песня. Э. Сигмейстер
29. Лебединая река. С. Форстер».
30. Спиричуэле
31. Мелодия из телепередачи “В мире животных”. А. Рамирес
32. Ну-ка, встряхнись! Сигмейстер.
33. Не пробуждай воспоминаний. П. Булахов
34. Тихо, как ири восходе солнца. Э. Ромберг
35. Голубка. С. Ирадье
36. Только раз. Б. Фомин
Самостоятельная работа
37. Веселый поезд. Музыка 3. Компанейца. слова О. Высотской
Музыка академических жанров
38. Колыбельная. И. Филипп
39. Пьеса. К. Орф
40. Анданте (отрывок из симфонии). И. Гайдн
41. Маленький балет. ДР. Тюрк
42. Колыбельная. Брамс.
43. Пьеса. Г. Телеман
44. Тоска по весне. B.А Моцарт
45. Гавот. Ф. Госсек,
46. Каприс ля минор (фрагмент). Н. Паганини
47.. Сарабанда. А Корелли
48. Полька. М. Глинка
49. Марш из оперы «Аида». Дж. Верди
50. Мелодия из балета «Лебединое озеро». П. Чайковский.
51. Менуэт из Нотной тетради Анны Магдалены Бах. Неизвестный автор
52. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро». ВА, Моцарт
53. Вальс из сказки «Елка». В. Ребиков.
54. Ариетта. Ф. Бланджини.
55. Тирольская песня. Л. Келер.
56. Немецкий танец. Л. Бетховен.
57. Ригодон. Г.Ф. Гендель
58. Этюд. Г. Беренс.
59. Краковяк из оперы «Иван Сусанин». М.И. Глинка
60. Ария Герцога из оперы «Риголетто». Дж. Верди
61. Маленькая тарантелла. А Ферро
62. Чакона. Г.Ф. Гендель
63. Анна-полька. И. Штраус
64. Пастушок. С. Майкапар
65. Сонатина. А Гедике
66. Смелый наездник. Р. Шуман
Самостоятельная работа
67. Сицилиана. Сперонтсс (И.С. Шолъце)

II раздел. СРЕДНИЕ КЛАССЫ
Народная музыка
1. Четыре таракана и сверчок. Итальянская народная песня
2. Зеленые рукава. Английская народная песня.
3. Вечор ко мне, девице. Русская народная песня
4. Поехал казак на чужбину. Русская народная песня
5. Ай, утушка луговая. Русская народная песня
6. Украинский народный танец
7. Перспелочка. Белорусская народная песня
8. Веселый хоровод. Польская народная песня
9. Калинка. Русская народная песня. Обработка И. Красильникова

10. Как у наших у ворот. Русская народная песня
11. Сама садик я садила. Русская народная песня
Самостоятельная работа
12. Стариппая французская песня

Музыка массовых жанров
13. Голубые канарейки. Музыка неизвестного автора
14. Да, да! (чарльстон). Г. Кен
15. Выходной день. В. Лессер
16. Радостный день (фокстрот). А Цфасман
17. По дороге домой из школы. Э. Градески
18. Маленький цветок. С. Бите
19. Утренняя птичья серенада. М. Пегури, Л. Мичуд
20. Амапола (танго). И. Локалле
21. Грустные капельки дождя. Б. Баккара
22. Меланхолический фокстрот, И. Красильников
23. Сиртаки. М. Теодоракис.
24. Воспоминание о рэгтайме. М. Шмитц

Самостоятельная работа
25. Мое солнышко. Неаполитанская песня. Э. Ди Капуа
Музыка академических жанров
26. Фанфары. Ф. Куперен.
27. В старинном замке. А. Гедике
28. Маленькая ночная серенада (фрагмент). В А. Моцарт
29. Ария. Д. Скарлатти
30. Хабанера из оперы «Кармен». Ж. Бизе
31. Сарабанда. А Корелли
32. Радецки-марга. И Штраус (отец)
33. Элизе. Л. Бетховен
34. Полька-пиццикато. Иоганн Штраус - Иозеф Штраус
35. Ария из оркестровой сюиты № 3. И.С. Бах
36. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский.
37. Сицилиапа. А. Вивальди
38. Март Черномора из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
39. Адажио. А. Марчелло - И.С. Бах
40. Чардаш. В. Монти
Самостоятельная работа
39. Соната. Д. Чимароза