Б. Алексеев - Задачи по гармонии

Учебники гармонии

Учебные пособия, задачи по гармонии для музыкальных заведений

 

 

учебное пособие
Задачи по гармонии

Б. Алексеев
издание второе
учебное пособие для консерваторий и музыкальных училищ
“Музыка”, 1976г.
Только описание!!!

содержание:

 

ОТ АВТОРА
Настоящая работа возникла в результате стремления автора к постоянному обновлению и расширению количества задач, используемых им в учебной работе по курсу гармонии с учащимися теоретического и дирижерско-хорового отделений в Музыкальном училище имени Гнесиных и со студентами дирижерско-хорового факультета в Московской консерватории.
В полном объеме пособие предназначается прежде всего для специальных курсов гармонии, но может быть частично использовано и на общих курсах в работе с учащимися других специальностей, например со студентами фортепианного и оркестрового факультетов в зависимости от уровня их подготовки.
Пособие содержит два раздела; в них представлены задачи для письменной гармонизации и упражнения для игры на фортепиано. Две части первого раздела— «Диатоника» и «Хроматизм» —охватывают полный курс гармонии, начиная с гармонизации мелодии тремя главными трезвучиями лада и кончая задачами, содержащими в себе различного рода трудности. Весь материал для удобства пользования расположен по темам примерно в том же порядке, в каком он дан в широко распространенном стабильном «Учебнике гармонии» профессоров Московской консерватории И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, И. В. Способина и В. В. Соколова. Это соответствие в расположении материала нарушается лишь изредка. Например, тема «Органный пункт» в пособии помещена после «Мажоро-минорных и миноро-мажорных средств» (а в учебнике - наоборот). На наш взгляд, такое расположение более целесообразно, так как на фоне того или иного органного пункта нередко используются аккорды мажоро-минора и даже даются отклонения в тональности мажоро-минорного родства.

Во всех темах, посвященных неаккордовым звукам (за исключением задержаний), предложены образцы решения. Предыдущие темы, как более простые в отношении мелодического развития голосов, таких задач-образцов не имеют, а в последующих темах примеры гармонизации даются лишь эпизодически. Так, в начале темы «Модуляции в тональности третьей степени родства» в качестве образца приведены два варианта решения одной и той же задачи: в первом из них представлена аккордовая основа (с использованием лишь задержаний), а во втором наглядно показано, как можно в результате применения различных видов неаккордовых звуков активизировать голоса и тем самым «расцветить» гармоническую ткань в целом.


Задачи
Часть I, Диатоника
Соединение главных трезвучий Т, S и D (с применением перемещения аккордов без смены расположения)
Перемещение трезвучий (со сменой расположения)
Скачки терций
Кадениии и кадансовый квартоскстаккорд
Секстаккорды главных трезвучий (Те, Sfi и DG) (при плавном соединении)
Соединение трезвучии и секстаккордов со скачками и двух секстаккордов подряд
Проходящие и вспомогательные квартсекетаккорды
Домниантсептаккорд (в каденции и внутри построения)
Обращения доминаптсептаккорда
Трезвучие и секстаккорд II ступени
Гармонический мажор
Трезвучие VI ступени с обращениями. Прерванная каденция.
Септаккорд II ступени с обращениями
Малый и уменьшенный вводные септаккорды с обращениями
Доминантнопаккорд
Менее употребительные аккорды доминантовой группы. Доминанта с секстой вводный септаккорд с квартой
Фригийский оборот
Диатонические секвенции и побочные септаккорды- Полная диатоника с
элементами различных народных ладов
Часть II. Хроматизм
Двойная доминанта в каденциях
Двойная доминанта внутри построения
Альтерированная двойная доминанта
Отклонения в тональности диатонического родства
через побочные доминанты
через побочные субдоминанты
Хроматические секвенции
Модуляции в тональности диатонического родства (первая степень родства)
модуляции в доминантовом направлении
модуляции в субдоминантовом направлении
Неаккордовые звуки
Приготовленное задержание в одном голосе
Приготовленное задержание в нескольких голосах
Диатонические проходящие звуки в одном голосе
Диатонические проходящие звуки во всех голосах
Диатонические и хроматические вспомогательные звуки
Хроматические проходящие звуки
Предъем
Скачковыс вспомогательные звуки (неприготовленные и неразрешаемые)
Различные виды задержаний (в том числе неприготовленные) и запаздывающее разрешение неаккордовых звуков
Альтерация аккордов доминантовой группы
Альтерация аккордов субдоминантовой группы
Мажоро-минорные и миноро-мажорные средства
Органный пункт
Модуляции в тональности второй степени родства (хроматическое родство)
Модуляции в тональности третьей степени родства (мажоро-минорное родство)
Модуляции через VI низкую, II низкую ступени и одноименную тонику
Модуляции в отдаленные тональности (четвертая степень родства)
Транспонирующие секвенции
Эллипсис
Энгармонизм и внезапные модуляции
Задачи обобщающего характера на сочетание различных видов трудностей
Упражнения на фортепиано
L Схемы гармонических последовательностей
II Построение, определение и разрешение аккордов. Энгармонизм аккордов
III Секвенции