Композитор Борис Александров - биография

Б.Александров



Песни, ноты для фортепиано в pdf

 

 

Очерк о жизни и творчестве

 

 

Июньским утром 1941 года с Белорусского вокзала уходили на фронт эшелоны. Части Красной Армии спешно перебрасывались в районы боевых действий. Надо было остановить фашистских захватчиков, вероломно напавших на нашу Родину. В проводах участвовал Краснознаменный ансамбль песни и пляски. Советским воинам особенно были необходимы песни, воспевающие любовь к социалистической Отчизне, поднимающие боевой дух, вселяющие веру в Победу. Таких песен было немало. Но одна из них буквально потрясла всех, кто ее услышал.
Это была «Священная война» композитора Александра Васильевича Александрова и поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Написанная за один вечер, она уже на следующее утро стала активным бойцом с врагом:
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна,— Идет война народная, Священная война!
Песню ансамбль разучил быстро. Когда она торжественно и сурово зазвучала в вокзальной суете, люди замерли. Молча слушали ее до конца. А потом снова и снова повторяли «Священную войну» вместе с артистами.
Песня-призыв, песня-клятва вела в бой советских воинов. Вместе с ними она победила. А через сорок лет — в июне 1981 года — на том же вокзале вновь выстроились шеренги музыкантов и певцов в военной форме. И наши современники услышали «Священную войну» в исполнении теперь уже дважды Краснознаменного академического имени А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии. Смолк вокзальный шум. Сначала робко, а потом все уверенней, громче песню подхватили все, кто здесь оказался: ветераны войны, молодежь, разные незнакомые друг другу люди.
Из участников премьеры «Священной войны» 1941-го года через сорок лет осталось только двое: музыкант оркестра Юрий Емельянов и композитор Борис Александров — руководитель ансамбля. Известный советский композитор и дирижер, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий генерал-майор Борис Александрович Александров родился 2 августа 1905 года в городе Бологое.

Вскоре семья Александровых переехала в Тверь, где Александр Васильевич Александров вел большую музыкальную, просветительскую работу. Он обратился к царскому правительству с ходатайством открыть Тверскую музыкальную школу, которая готовила бы учащихся для поступления в консерваторию. Царские чиновники ответили отказом — «для провинции», по их мнению, такая школа была не нужна. Поскольку средств для открытия учебного заведения у самого А. В. Александрова не было, с этой мечтой пришлось расстаться.
Но Александр Васильевич не опустил рук. Он устраивает общедоступные концерты, на которые из Москвы приезжают известные музыканты, руководит хором, ведет музыкальные занятия в различных учебных заведениях. Дом Александровых становится центром музыкальной жизни Твери.
Александр Васильевич пел, сочинял музыку, прекрасной певицей была Ксения Павловна — его жена. В семье особенно любили хоровое пение, народные песни. «Александровские» музыкальные вечера собирали подлинных любителей искусства. Александр Васильевич привел в хор сына, когда тому исполнилось 7 лет. В течение года он осваивал азы хорового пения и только после этого был допущен к исполнению музыкальных произведений. По признанию Б. А. Александрова фундамент его образования заложен именно хоровым пением. Октябрьская революция круто изменила судьбу семьи Александровых: в 1918 году она переезжает в Москву. Александра Васильевича приглашают на работу в Московскую консерваторию. И с первых же дней работы в столице он все силы отдает служению революции, воспитанию красного студенчества. В 1923 году по его инициативе в консерватории открывается хормейстерский класс. Через пять лет вместе с профессором В. М. Блажевичем он создает класс военных дирижеров. Кроме того, А. В. Александров сотрудничает с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, с Камерным театром, возглавляет Московскую государственную академическую капеллу, организует самодеятельные хоровые коллективы в частях Красной Армии.
Пример отца, его энергия, увлеченность любимым делом, верность гражданскому долгу оказывают большое нравственное влияние на становление Бориса Александрова — и как музыканта и как патриота советской страны. Он поет в детском хоре Большого театра, затем учится в музыкальном техникуме, в Московской консерватории. И так же, как отец, увлекается композиторской деятельностью. В двадцать лет Борис Александров завоевывает вторую премию на конкурсе песен, посвященном памяти Владимира Ильича Ленина, а через два года участвует в создании первой советской оратории «Путь Октября», которая была написана к десятилетию установления Советской власти.

В 1928 году А. В. Александрову предлагается создать армейский ансамбль. Первое его выступление — концертная программа, посвященная 22-й Краснодарской дивизии, которой командовал Михаил Васильевич Фрунзе,— проходило 12 октября в Центральном Доме Красной Армии. А уже через год в этом коллективе вместе с отцом работал и сын — выпускник Московской консерватории по классу композиции Р. М. Глиера. Правда, основной заботой Бориса Александровича в то время был Центральный театр Красной Армии, где он заведовал музыкальной частью. Молодой композитор писал музыку к различным спектаклям.
Увлечение театром, знание народных и солдатских песен сыграло решающую роль в создании музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке». Впервые на советской сцене в этом жанре были воплощены незабываемые события гражданской войны. Спектакль ставился к двадцатилетию Советской власти. Борис Александров по совету известного артиста оперетты Григория Марковича Ярона обратился к либретто, сочиненному Л. Юхвидом. Для написания музыки оставалось совсем немного времени. И все же Борис Александрович справился со своей задачей блестяще. «Свадьба в Малиновке» сразу же завоевала огромную популярность в народе. И по сей день она входит в число лучших оперетт советских композиторов. Авторам удалось без фальши, естественно соединить в спектакле героическое и комедийное, точно передать дух времени. Нелегко было в этом жанре создать героический образ командира бригады Котовского — Назара Думы, отыскать «единственно приемлемый мелодический облик, который не погрешил бы против жизненной правды». Образ родился на основе могучих русских народных песен.
Яринка и Андрейка, Яшка-артиллерист (его роль играл в то время народный артист СССР В. С. Володин), Гапуся, другие персонажи завоевали признание и любовь советского зрителя. Впоследствии, уже в конце 60-х годов, по этому спектаклю был снят художественный фильм.
«И музыка, и пьеса хороши. Дорога тебе открыта, дерзай, сын, твори!» — напутствовал Бориса Александрова его отец сразу же после премьеры, которая состоялась 10 ноября 1937 года в Московском театре оперетты. «Взыскательно относившийся к своему творчеству, отец только после такого крупного успеха наконец-то признал меня как композитора»,— вспоминает Б. А. Александров. В жанре оперетты Борис Александрович работал довольно продуктивно: в 1942 году закончил оперетту «Девушка из Барселоны», в 1946-м — «Моя Гюзель»,— всего им сочинено семь оперетт, но самой любимой из них осталась первая — «Свадьба в Малиновке».

В 30-е годы композитор пробовал свои силы в различных музыкальных жанрах. И не порывал связей с ансамблем. После концертов проводил занятия с солдатами, которые тянулись к музыкальному творчеству, просили помочь разучить понравившиеся песни. Была в те годы такая форма шефской работы. А. В. Александров считал ее очень важной. В одном из писем сыну он замечал: «. За инструктаж двойная благодарность от меня. Так как этот фронт — участок самый важный и самый отсталый. Тебе советую не увлекаться старыми напевами, а вводить песни пролетарских композиторов, конечно, лучшие из них и те, которые воспринимаются массой. Из песен ансамбля проводи лучшие. Ты сам музыкант и знаешь, какие можно будет закрепить среди красноармейцев. Как музыкант можешь принести большую пользу и по части репертуара военных оркестров, который желает иногда много лучшего.» Такие советы способствовали укреплению связей Б. А. Александрова с армейским коллективом и его творческому росту. В 1937 году он назначается заместителем художественного руководителя ансамбля.
К этому времени коллектив претерпел большие изменения. Состоявший в пору своего создания всего из двенадцати человек, он стал массовым, в оркестре появилась группа народных инструментов. Кроме литературно-художественных, музыкальных монтажей (таких, как «Первая Конная», «Оборона Царицына», «Поход челюскинцев»), посвященных конкретным событиям, происшедшим в жизни нашей страны и армии, ее героям, исполнялось около семидесяти народных, советских песен, классические произведения Гайдна, Верди, Вагнера, Рубинштейна, Чайковского. Большой популярностью, особенно в армейской среде, пользовались песни А. В. Александрова — «Партизанская дальневосточная», «Бейте с неба, самолеты», «Забайкальская» — на слова С. Алымова, «Эшелонная» — на слова О. Колычева. Ансамбль широко пропагандировал ставшие любимыми в народе «Тачанку» К. Листова, «Катюшу» М. Блантера, «Прощание», «Конармейскую», «Если завтра война», «Три танкиста» Дан. и Дм. Покрассов.
Армейский коллектив часто бывал в воинских частях, выступал в Средней Азии перед красноармейцами, которые сражались против басмачей, перед пограничниками Дальнего Востока, моряками Балтики, пел на маневрах, перед трудовыми коллективами новостроек. В 1937 году он представлял советское искусство за рубежом, на Всемирной выставке в Париже.

А через год, когда японские милитаристы вероломно напали на советских пограничников у озера Хасан, ансамбль, находившийся на гастролях на Дальнем Востоке, сразу же отправился в район боев. Его искусство помогало воинам отражать атаки врага. Артисты с гордостью узнали, что Краснознаменный зачислен как боевое подразделение в одну из частей, действовавших в районе озера Хасан.
Еще в 1935 году коллективу было вручено Почетное революционное Красное знамя и орден Красной Звезды. Таким же орденом был награжден А. В. Александров. Многие артисты также стали орденоносцами. В юбилейный, 1939 год, Советское правительство вновь высоко оценило творческие достижения Краснознаменного. Приказ наркома обороны отмечал: «Родившись в Красной Армии небольшим красноармейским хором, ансамбль за десять лет вырос в первоклассный художественный коллектив Советского Союза. Воспевая в своих песнях нашу прекрасную социалистическую Родину., подвиги героев, ансамбль неизменно пользуется огромным успехом как в армии, так и у трудящихся».
В этот год А. В. Александрову был вручен орден Трудового Красного Знамени, а Борис Александров в числе четырнадцати работников коллектива был награжден медалью «За трудовое отличие». К этому времени Борис Александрович проявил себя как талантливый дирижер и композитор, который не просто чувствует творческий почерк ансамбля, но и помогает его совершенствовать. «Песня десятой армии», «Буденновская кавалерийская» и другие показали специалистам и любителям музыкального искусства, как велико песенное дарование Б. А. Александрова. В годы Великой Отечественной войны коллектив и его руководители делили вместе со всем советским народом и его армией невзгоды, лишения, потери, радость первых побед, делали все, чтобы приблизить Май 1945-го. Уже через два дня после нападения гитлеровцев на нашу страну ансамбль был разделен на четыре группы, три из которых выехали на южный, юго-западный и западный участки фронта. Московская группа (ею руководил Б. А. Александров) выступала по радио и перед бойцами, уходившими на передовую. Но она также часто перебрасывалась в районы боевых действий. Этой группе и выпала честь впервые исполнить песню «Священная война». В декабре 1941 года советские воины разгромили фашистских захватчиков под Москвой. И хотя фронт был еще близко и продолжались воздушные налеты вражеской авиации на столицу, настроение у людей было приподнятым: крепла вера в новые успехи Советской Армии. В одну из воздушных тревог композитор Борис Александров сочинил светлую, торжественную мелодию, символизирующую могущество и величие Страны Советов. «Сирены дали знать о воздушном налете фашистской авиации, а уходить в бомбоубежище не хотелось. Напротив, хотелось работать и работать. В душе жила уверенность в непобедимости нашей армии, нашего народа. На таком подъеме я написал мелодию, которая потом легла в основу песни «Да здравствует наша Держава!» — рассказывает Борис Александрович Александров. Когда композитор проиграл эту мелодию в ансамбле, артист Александр Шилов загорелся желанием написать к ней слова. Появилась песня, без которой потом не обходилось ни одно выступление ансамбля. И в наше время в большие праздники, на парадах, демонстрациях звучит она гимном любимой земле:

Да здравствует наша Держава —
Отчизна великих идей,
Страна всенародного права
На радость и счастье людей.
За это священное право,
За жизнь и свободу свою
Великая наша Держава
Врагов побеждала в бою.

Концерты на войне. Их давали в лесу, на поляне, наскоро приспособленной под сцену. Было трудно, было опасно, но какой огромный душевный заряд давали они воинам!
Встречи с бойцами, короткие беседы с ними служили хорошим стимулом для создания новых патриотических произведений. В 1943 году группа ансамбля во главе с Б. А. Александровым выступала перед отдельной мотострелковой бригадой, которая отличилась в боях под Сталинградом (за это ей было присвоено звание гвардейской). Борис Александрович вместе с поэтом О. Колычевым написали песню и посвятили ее этому событию:
Лейся, песня боевая, На солдатский добрый лад, Как гвардейская Седьмая Защищала Сталинград.
«Песню о Седьмой гвардейской» пели в строю и на привалах. Ее и сейчас можно услышать от ветеранов-сталинградцев, на встречах в Праздник Победы.
Воины Калининского, Брянского, Карельского фронтов, куда выезжал с артистами ансамбля композитор, с удовольствием слушали новые тогда песни «Вася-Василек» А. Новикова, «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Осенний сон» М. Блантера.
Репертуар ансамбля пополняется новыми произведениями А. В. Александрова, который пишет «Поэму об Украине», песни «За великую Землю», «Святое ленинское знамя», «Песню о Советской Армии», символизирующие непобедимость и мужество наших Вооруженных Сил. В Новогоднюю ночь 1944 года впервые прозвучал Гимн Советского Союза (музыка А. В. Александрова, текст С. Михалкова и Г. Эль-Регистана). Это была вершина творчества Александра Васильевича Александрова. «Гимном Победы» назвал его народный артист СССР И. С. Козловский в статье, опубликованной в газете «Правда»: «Ровно в полночь мы услышали торжественную мелодию и слова нового Государственного Гимна. В тот же момент он донесся и до фронтов, где наши славные воины ведут решающие бои за честь и независимость нашей Родины. Я слышу в звуках Гимна могучий голос советского народа, чувствую его непреклонную волю к победе».

Такие же чувства испытывал, слушая Гимн, и Борис Александрович Александров, молодой коммунист, принятый в партию на передовой. С 1943 года он совмещает работу в ансамбле, поездки в воинские подразделения с активной деятельностью в Радиокомитете, где ему было поручено организовать ансамбль советской песни. «Удалось пригласить талантливых солистов — Надежду Казанцеву, Людмилу Легостаеву, Владимира Бунчикова, Владимира Нечаева, Михаила Михайлова и других,— рассказывает композитор.— Общими усилиями через некоторое время мы собрали смешанный хор в составе шестидесяти человек и оркестр из сорока музыкантов. В те годы передачи шли прямо в эфир, без предварительной записи. Поэтому часто приходилось выступать перед микрофоном поздней ночью, ранним утром, нередко коллектив и ночевал в радиоцентре. Уже после первых выступлений в эфире начали поступать письма фронтовиков, людей, работавших в тылу, многих советских радиослушателей. Наши передачи и особенно открытые концерты в Колонном зале Дома Союзов, передаваемые в эфир, были слышны в блиндажах и землянках фронта, в самых отдаленных уголках страны». Вместе с ансамблем советской песни выступали С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, М. О. Рейзен. Общим желанием всех было — полнее откликнуться на просьбы бойцов, тружеников тыла. В репертуар входили новые произведения, которые композиторы приносили на радио (такие, например, как «Осенний сон» М. Блантера), и множество народных песен. Б. А. Александров любовно восстановил и вместе с исполнителями ансамбля дал новую жизнь забытым в ту пору произведениям народной песенной классики — «Позарастали стежки-дорожки», «Тонкая рябина», «То не ветер ветку клонит».

Шел последний год войны. Враг все дальше откатывался на запад. Все чаще гремели над страной победные салюты. После приказов Главнокомандующего, в которых говорилось об освобождении городов от фашистского ига, по радио выступал Краснознаменный ансамбль. Основу его репертуара составляли полные оптимизма патриотические песни о Советской Армии и ее доблестных воинах, которые отвечали настроению солдат, завершающих разгром врага. Одной из таких песен стала «Под звездами Балканскими», написанная композитором М. Блантером на слова М. Исаковского:
Много верст в походах пройдено По земле и по воде, Но Советской нашей Родины Не забыли мы нигде.
Эта песня, как и ряд других, прошла с коллективом через многие годы. И сейчас в его программе можно услышать боевую, задорную мелодию с прекрасными словами.
Рядом с новыми солдатскими песнями в концертах исполнялись и новые солдатские пляски. Особенно популярной была хореографическая сцена «На привале», поставленная П. П. Вирским. Когда в мае 1945-го пришла долгожданная Победа, коллектив Краснознаменного не мог не откликнуться на это историческое событие новыми яркими работами. А. В. Александров — тогда уже тяжело больной — сочинил «Победную кантату», она исполнялась двумя мужскими хорами. Б. А. Александров вместе с поэтами А. Шиловым и А. Годовым написал «Песню Победы». Музыка ее, былинная по складу, родилась под влиянием русских хоров из фильма «Александр Невский» (музыка С. С. Прокофьева — любимого учителя Б. А. Александрова).
И «Победная кантата» и «Песня Победы» звучали на торжественных кремлевских приемах. Памятным событием в жизни ансамбля и его руководителей стало выступление на приеме в Георгиевском зале Кремля 24 июня 1945 года, после Парада Победы на Красной площади. Ансамбль завершал большую праздничную программу. С воодушевлением пели александровцы «Самовары-самопалы» А. Новикова, «На солнечной поляночке« В. Соловьева-Седого, русские, украинские народные песни. А в заключение была торжественно исполнена «Песня о Советской Армии». Более тысячи концертов дал Краснознаменный на полях Великой Отечественной войны. Заслуги артистов ансамбля высоко оценила Родина: многие певцы, музыканты, танцоры получили правительственные награды. В 1943 году — в год своего шестидесятилетия А. В. Александров был награжден орденом Ленина. В 1946 году ему была присуждена Государственная премия за успешную творческую и концертную деятельность. Тогда коллектив совершал поездку по Польше и Чехословакии. Александр Васильевич, воодушевленный почетной наградой, работал особенно много. Оставив под руководством Б. А. Александрова ансамбль, он с небольшой группой артистов решил поехать в Берлин. Это была его последняя поездка: А. В. Александров скоропостижно скончался. После смерти отца Борис Александров занял место за пультом. Огромная ответственность легла на его плечи. Предстояло бережно сохранять и множить традиции, заложенные А. В. Александровым. «Работая долгие годы в прославленном армейском коллективе рука об руку с отцом, Борис Александрович впитал в себя все то особое, неповторимое, чем был так богат Краснознаменный ансамбль. Он приложил много сил и умения, чтобы бережно сохранить исполнительские традиции ансамбля. Б. А. Александров повел коллектив к новым творческим достижениям, достойно продолжая и развивая дело, начатое его отцом»,— писал в одной из статей известный советский композитор С.С. Туликов.

В 1946 году ансамблю присваивается имя А. В. Александрова. В 1949-м, в год двадцатилетия коллектива, он награждается вторым орденом Красного Знамени. А через год Борис Александрович Александров был удостоен звания народного артиста СССР. Грамоту о присвоении ему этого высокого звания вручал в Кремле К. Е. Ворошилов.
Став руководителем Краснознаменного, Б. А. Александров с большой взыскательностью отнесся к обновлению репертуара. Он упорно противостоял чиновникам от искусства, требовавшим бездумных «коренных преобразований», и нашел себе союзников среди известных советских музыкантов. Выдающийся дирижер Н. С. Голованов, горячо поддержавший композитора, заметил: «Легче свернуть старое, отказаться от него и начать рубить все с плеча, чем сохранить. то, что создавалось годами».
Поддержали Б. А. Александрова и лучшие наши композиторы и поэты-песенники, которые, следуя традициям советской песни, приносили в ансамбль произведения, ярко и точно отражавшие послевоенную жизнь страны. В. Соловьев-Седой и А. Фатьянов написали для Краснознаменного песню «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», М. Фрадкин и М. Матусовский — наполненную тонким лиризмом «Вернулся я на Родину», А. Новиков и Л. Ошанин — насыщенную драматизмом песню «Дороги». Такие произведения быстро становились популярными. И для каждой из них Б. А. Александров находил интересную форму подачи, меняя тональности, а порой и саму фактуру, подбирая характер исполнения.
«Песня — это маленький спектакль, который становится большой заботой всего коллектива»,— замечает он. Такими «спектаклями» в исполнении ансамбля стали песня И. Дунаевского на слова Л. Ошанина «Ехал я из Берлина» и простая, близкая по интонациям к народной, песня М. Блантера на слова М. Исаковского «Летят перелетные птицы».

В то время наряду с военными, патриотическими, героическими произведениями в программе ансамбля постоянное место занимали произведения, обращенные к теме борьбы за мир. Еще не были залечены раны войны, полностью восстановлены города и села, не притупилась боль утрат, и стремление к мирной, счастливой жизни воспринималось особенно остро.
Своеобразным манифестом мира стала в устах исполнителей Краснознаменного песня С. Туликова на слова А. Жарова «Мы за мир!»:
Всей земли народ
Пусть тревогу бьет:
Будем мир беречь!
Встанем, как один.
Скажем: не дадим
Вновь войну зажечь!
Мы за мир! И песню эту
Понесем, друзья, по свету,
Пусть она в сердцах людей звучит:
Смелей, вперед, за мир!.
Эта же тема находит отражение в монументальном произведении Б. А. Александрова — оратории «Солдат Октября защищает мир», написанной на слова нескольких поэтов (либретто В. Хабина). Впервые исполненная в год пятидесятилетия Советской власти, она была высоко оценена слушателями. Впоследствии фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записью этого концертного произведения.
Лирическое, светлое начало оратории — «Гвардейцы в Берлине встречают весну» — сменяется суровой мелодией марша (здесь идет рассказ о том, как наши солдаты спасали немецких детей). Фрагмент завершается речитативом: -
Подписан мир не на бумаге — Штыком гвардейским на рейхстаге.
Вторая часть произведения — «Расписался солдат на рейхстаге» — повествует о торжестве мирной жизни, хотя в этот рассказ то и дело вклиниваются эпизоды-воспоминания о минувшей войне, полные драматизма. Славя жизнь на земле, композитор призывает людей сообща трудиться на благо мира, делать все, чтобы его защитить. «Живые и мертвые» — так названа третья часть оратории. В ее основу положена идея преемственности и единства поколений советских людей. Воин — ветеран войны — рассказывает детям об их сверстнике, погибшем в бою за Победу. Верность партии, идеям Ильича, величие подвига во имя Родины воспевает финал — «Ленин, Октябрь, Коммунизм». Волнующе звучит эпизод вступления солдат в ряды Коммунистической партии. Тут много личного, пережитого самим композитором:
Под небом холодным и низким, В траншеях, промокших и мглистых. Солдаты писали записки: «Считайте меня коммунистом».

Нельзя не вспомнить и другие известные произведения на тему борьбы за мир, исполняемые ансамблем. Это прежде всего «Бухенвальдский набат» композитора В. Мурадели на слова А. Соболева и «Хотят ли русские войны?» композитора Э. Колмановского на слова Е. Евтушенко. В шестидесятые годы Краснознаменный ансамбль часто выезжал на гастроли в различные страны и неизменно включал в концертные программы это произведение. Англия, Канада, Италия, Франция, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Корея и другие страны восторженно аплодировали замечательным пропагандистам советского песенного и танцевального искусства.
Говоря о зарубежных гастролях коллектива, следует подчеркнуть, что к ним готовились особенно тщательно. Разумеется, в программах, рассчитанных на зарубежного слушателя, учитывалось, какие песни наиболее популярны в этой аудитории. Успех неизменно сопутствовал выступлениям ансамбля. Даже сдержанная на похвалы английская пресса не скупилась на блестящие отзывы. Во время гастролей ансамбля в Англии газеты писали: «Вчера Красная Армия без единого выстрела взяла Лондон», «Эти солдаты или их предшественники воодушевляли русские войска на различных фронтах войны. И ничего нет удивительного в том, что Красная Армия вышвырнула Гитлера за пределы своей страны». В Италии под гром оваций артисты Краснознаменного исполняли известную всему миру «Калинку», песни итальянских партизан «Белла, чао!», «Дует ветер, разразилась вьюга» (которая была сложена солдатами Сопротивления на мотив нашей «Катюши»).
В Канаде советским артистам аплодировал парламент.
Трогательной была поездка по Франции, сопровождавшаяся встречами с французскими коммунистами, ветеранами авиаполка «Нормандия—Неман». Незабываемыми для всего коллектива остались гастроли по Кубе, встреча с вождем кубинской революции Фиделем Кастро.
И все же самыми яркими впечатлениями были и остаются для ансамбля поездки по родной стране. Байкало-Амурская магистраль и Магнитка, Кузбасс и Сахалин, Средняя Азия и Чукотка, Кушка и Брест — таков диапазон гастролей по Советскому Союзу. Александровцы выступают перед различными трудовыми коллективами, но по-прежнему, по традиции они первые и самые желанные гости в воинских частях.
Помню, был такой случай,— рассказывает Б. А. Александров.— Ансамбль приехал в воинскую часть в разгар учебных «военных действий». Обстановка максимально приближалась к боевой. Подразделения, только что вышедшие из «сражения», готовились к новым броскам на огневые позиции «противника». А тут мы с концертом. Оглядев утомленных солдат, я обратился к командиру: — Может быть, отменить выступление и дать людям отдохнуть?
— Напротив,— твердо ответил он.— Именно потому что нам предстоит еще трудный «бой», концерт необходим.

Погода была дождливая, слякотная, но быстро сдвинули грузовики, образовали походную сцену. Ансамбль выстроился в боевой порядок, и полились задорные мелодии солдатских песен, застучали дробью переплясы. И хотя дождь лил удивительно упорно и во время дирижирования из обшлагов моего мундира разбрызгивались фонтанчики воды, артисты, промокшие, но счастливые, закончили выступление под дружные аплодисменты повеселевших зрителей, которым сразу же предстояло отправиться по бездорожью и распутице в трудный поход.
Позже в штабе соединения мы опять встретились с командиром.
— А тогда,— сказал он,— после вашего концерта, мы успешно справились с заданием — одним ударом «захватили» опорный пункт «противника». Это солдатские песни помогли нам в боевых делах».
Дневники Краснознаменного, книги отзывов хранят тысячи высказываний о его исполнительском мастерстве. Приведем одно из них, краткое, но очень емкое: «Я русский солдат и очень рад, что у нас есть такая армия в искусстве». За многие годы напряженного творчества руководитель ансамбля Б. А. Александров сумел создать самобытный, неповторимый, стабильный коллектив, насчитывающий свыше двухсот великолепных исполнителей. Большинство из них — участники армейской самодеятельности, летчики, танкисты, моряки. С выдающимися творческими достижениями Краснознаменного связаны имена народных артистов СССР Артура Эйзена, Евгения Беляева, Алексея Сергеева, народного артиста РСФСР Ивана Букреева и многих других. С удовольствием Б. А. Александров вспоминает, как коллектив работал вместе со многими знаменитыми советскими композиторами. Арам Ильич Хачатурян, говоря о сотрудничестве с Краснознаменным ансамблем и его руководителем, подчеркивал: «Приносишь песню, а она попадает как в творческую мясорубку и претерпевает такие изменения, что удивляешься, услышав ее, обновленную, в концерте». Так ансамбль работал над песнями В. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера», «В путь», над «Красной гвоздикой» А. Островского, над песнями А. Пахмутовой. Не раз в его программах исполнялись песни Тихона Николаевича Хренникова: одной из любимых строевых солдатских песен стала, еще со времен войны, «Есть на севере хороший городок» (слова В. Гусева).

Борис Александрович Александров умеет найти для каждого музыкального произведения интересную форму подачи, нюансы, подчеркивающие его достоинства. Этот дар композитора ярко проявляется в обработках народных песен «Утес», «Байкал», «Эх, Настасья», «Уж как пал туман», «Эй, ухнем!», «Вниз по Волге-реке». Плодотворно работает он над солдатской строевой песней. Популярны в Советской Армии «Шли солдаты» (слова А. Досталя), «Марш объединенных армий» (слова Л. Ошанина), «Песня боевого содружества» (слова С. Бенке), «Лирическая походная» (слова Н. Добронравова). Родине, Ленину, партии, армии Борис Александрович посвятил лучшие страницы своего творчества. Оратория-поэма «Дело Ленина бессмертно» (литературная композиция А. Годова), написанная к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича, песни «Славу поем тебе, Ленин!» (слова С. Острового), «Песня о Партии», «Кантата о Партии» (слова А. Годова и А. Шилова), «Песня о России» (слова Ю. Каменецкого), «Торжественная увертюра» (слова А. Годова), созданная к сорокалетию Советской Армии, по праву вошли в золотой фонд нашего музыкального искусства. Многие из названных произведений представлены в настоящем сборнике.
Творческая палитра композитора самобытна и разнообразна: симфонии, концерты для различных музыкальных инструментов с оркестром, пьесы, музыка к кинофильмам. Помимо этого Б. А. Александров ведет большую пропагандистскую, общественно-политическую работу. Приходится только удивляться творческой энергии этого выдающегося дирижера, композитора, воспитателя молодых музыкантов. За плечами Бориса Александровича большая жизнь. Но он по-прежнему молод душой, любит мечтать и стремится к тому, чтобы мечты сбывались. «Мечты согревают человека, окрыляют его работу, а затем уже работа ведет его за собой вперед,— пишет композитор в своей книге «Песня зовет».— Поэтому я — за мечту».
А. Владимиров

 

Александров о песне

 

 

Современное песенное искусство многолико. Порой оно заключает в себе разнообразные сплавы, часто уводящие от привычных форм и захватывающие смежные вокальные жанры от романса до оперной арии, поэмы, фантазии; вводит острейшие интонации, схемы, ритмов, разнообразие динамики. Hp рядом с такими произведениями живет и грудится простая, задушевная, традиционная, повторяющая лучшие, можно сказать, классические образцы русского и многонационального советского искусства, песня.
В ней многое от крестьянского, рабочего, городского и солдатского фольклора. И эта традиционная песня, вновь и вновь возрождаясь, звучит, а экспериментальные образцы, поражающие новизной, часто тихо, бесславно исчезают.
К песне сегодня предъявляются повышенные требования: важен не только ее мелодический, музыкальный облик, но и глубина, значимость мысли, поэтическая высота и образность текста, его действенность, правдивость. Собственно так было всегда, это традиция и народного искусства, где каждая — веселая, грустная, эпическая, лирическая, трагедийная, плясовая — песня полна значимости, величия и достоинства.

Песни, исполняемые нашим коллективом, зовут к подвигу во имя Родины, повествуют о бывалом, смелом и находчивом советском солдате, способном на героический поступок как на войне, так и в мирное время. О его доброте и человечности, о моральной чистоте и духовном величии.

По сути все, что исполняет дважды Краснознаменный имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии, глубоко и непосредственно касается жизни страны, Вооруженных Сил. Можно сказать, что многие значительные события истории и современности, духовный мир советского человека и идеалы будущего, отраженные в поэтическом и музыкальном творчестве поэтов, композиторов, хореографов, находят воплощение в концертных программах ансамбля, обретают в них законченную художественную форму, согретую любовью и мастерством, что вызывает ответное сопереживание у слушателей — самый важный эффект творчества. Уверен, такое искусство может принести людям благо, оно существенно влияет на мировоззрение человека, помогает ему в жизни, в работе, воинской службе.
Гастроли по Советскому Союзу — это всегда живая связь с народом. Это встречи со своеобразием и неповторимостью наших городов, республик, встречи с удивительными традициями, обычаями, с самым благодарным советским зрителем. Мы не устаем черпать впечатления для новой творческой работы. Повсюду видим мирную жизнь и огромный созидательный труд миллионов советских людей. Своим искусством украсить эту жизнь, мобилизовать на новые трудовые подвиги — в этом наша задача, наш высокий долг.

К работе в «песенном цехе» следует относиться очень серьезно. Ведь песня должна не только развлекать, но и способствовать духовному росту, проявлению лучших качеств. Вот почему, определяя новый настрой музыки, отражающий ритмы современности, следует прежде всего возвести преграды против пошлости и легкомысленности, прекратить стихийный поток песенного брака от телевидения до молодежного кафе. Рецептов для написания высокохудожественной современной песни, которая отвечала бы равно вкусу всех, нет. Есть другое: высокая мера